Чему учить топ-менеджеров в наше время
О компетенциях и навыках, которые будут нужны топ-менеджерам в быстро меняющемся миреЭксперт программы МВА «Вызовы будущего» Глобального университета Рыбакова в партнерстве с МФТИ, член международного HR-сообщества. Психолог. Коуч. Спикер ежегодного HR-форума
Эксперт программы МВА «Вызовы будущего» Глобального университета Рыбакова и HR-директор Торговой Сети ТЕХНОНИКОЛЬ Юлия Корочкина рассказала о трендах в обучении топ-менеджеров, о важных компетенциях и навыках для них, а также вызовах в обучении.
Последние 5 лет в России смена парадигмы в управлении предприятиями стала очевидна. В период постоянных изменений стали максимально важны: моделирование и коррекция общественно-социальных связей, умение быть учителем, вести за собой, гибкость, скорость реакции, умение брать на себя ответственность, стратегическое видение. Конечно, топ-менеджеру, как и ранее, необходимо изучение и тренировка soft и hard skills. Пренебрежение знаниями в пользу только meta-навыков в корне не верно. В период турбулентности руководитель должен быть эффективным во всех трех плоскостях. Только при этом условии руководитель достигает уровня топ-менеджер. Триада навыков позволит ему достойно нести себе функцию лидера изменений, он сможет не только сохранять, но и созидать.
Без технических знаний, hard, профессионализма как такового, топ-менеджеру трудно быть лидером, а также трудно генерить новое, он обречен «выдумывать велосипед». Сейчас время постоянной модернизации и улучшений, увеличения производительности при тех же ресурсах. Так что велосипед уже есть, он должен стать самым быстрым и удобным с учетом всех вводных.
Без soft skills даже высокий профессионал не сможет собрать команду, не сможет вовлечь ее, бросить амбициозный вызов, посмотреть за горизонт.
Без meta навыков, таких как социальная инженерия, энтузиазм и приверженность идеям, способность к обучению, адаптивность, чутье и смекалка, осознанность и самосознание, эмпатия, уверенность в себе, устойчивость, критическое мышление и некоторые других трудно будет добиваться поставленных целей.
Все это безусловные элементы внутреннего стержня топ-менеджера, помогающие ему совершенствоваться и постигать новые компетенции в постоянно меняющейся среде. Они особенно дают фору на старте и помогают выделиться из толпы достойных кандидатов.
Новые технологии, такие как искусственный интеллект и аналитика данных в корне меняют технику обучения и облегчают обработку информации. Сейчас подходы к обучению движутся в сторону мета-навыков. А значит сокращение времени в пользу получения и присвоения опыта позволяют нам делать яркую и интерактивную программу.
Мы перестаем идти по классической модели проверки знаний. Гораздо важнее живое общение, диалоги, эссе. Проживание полученных знаний и трансформация их в опыт проходит в выездах, в модели учитель-ученик, в использовании сил сообщества для многогранной трансформации. Например, наши студенты МВА после лекции не идут зубрить конспекты ради сдачи экзамена, а тут же идут преподавать изученный материал во внутренний корпоративный университет или передают знания своим подчиненным. Для этого созданный с помощью ИИ конспект и тут же из него автоматически сделанная презентация (все максимум за полчаса), помогут, не тратя времени на техническую подготовку, сразу же погрузиться в суть материала. И это всего лишь один простой пример.
Сейчас на первый план в учебных планах должны выходить такие темы и области знаний как, например, развитие коллективного лидерства, субъектности. Это главный метод развития лидеров. Понимание и использование нашими студентами социальной инженерии как искусства создания успешного пространства вокруг себя и своей команды даст самое большое преимущество в современной действительности.
Навыки закрепляются, когда ученики становятся учителями и передают знания дальше. А значит надо научить тут же передавать или передавать усвоенные знания.
Помимо этого, важен навык исследователя. Эссе и исследовательские работы у нас являются важным методом обучения, на них мы делаем упор, а не на лекции и экзамены. Такой подход, например, еще в советской экспериментальной педагогике давал ошеломляющие результаты. Это школы Л. Занкова, Ш. Амонашвили, Давыдова-Эльконина. Не надо думать, что эти методы не проверены временем. Они как раз идут корнями в античность, где модель познания была очень схожей. Или при воспитании аристократов, где преподавание искусства, живописи, спорта было наравне с математикой и физикой.
А еще для топ-менеджеров необходимы такие качества как артистизм, умение подать себя, свои мысли, умение выражать свои эмоции так, чтобы их считывали, как вы задумали.
Особую значимость также имеет стратегическое мышление и знание инноваций. Это уже как знание ПК, топ-менеджер априори должен иметь их. Отсутствие этих навыков автоматически снижает статус топа до уровня руководителя среднего звена. А вот качество этих навыков, их уровень — это как раз одна из главных задач оценки еще на входе в обучение.
Когда меня пригласили преподавать на эту программу, я стала анализировать рынок программ МВА и в каждой второй на рынке профессионального обучения видела строчку «практико-ориентированное обучение». И это было важно. Но при близком погружении эта практика представляла собой решение готовых кейсов. Нужен был комплекс мер, которые позволят имаджинировать, учиться рассуждать, уметь донести мысль, стать центром притяжения, научится видеть главное, подмечать детали, видеть на три шага вперед.
Я считаю, что обучение через обмен опытом, через решение совместных кейсов, через совместные выезды и корпоративные экспедиции — это единственно верный путь реального взращивания топов. Именно коллективный разум, умение думать об кого-то интересного и заряженного как ты — залог того, что участники данной группы студентов выйдут из обучения готовыми лидерами мнений и изменений.
Источники изображений:
Личный архив компании
Интересное:
Новости отрасли:
Все новости:
Публикация компании
Профиль