Почему современное СМИ не может обойтись без коллаборации с digital
Зачем радиостанции собственный отдел безопасности и как медиа формируют имидж РоссииПрофессионал с 20-летним опытом управления. Автор научных статей, преподаватель РЭУ им. Плеханова. Победитель конкурса EY «Деловые женщины». Многократный участник рейтинга топ-менеджеров по версии Ъ
О роли медиа в процессе становления информационной безопасности рассказала генеральный директор «Русской Медиагруппы» Любовь Маляревская.
Обеспечение информационной безопасности страны стало важной составляющей работы и госкомпаний, и коммерческих структур. Даже на законодательном уровне она включена в глобальный нацпроект цифровой трансформации, обозначенный в Указе Президента Российской Федерации от 21.07.2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года».
Информационная безопасность страны — сложный многосоставный механизм, включающий как техническую сторону, так и контент, который распространяется по всем каналам, от официальных СМИ до блогеров.
ПО и «железо»
В том, что касается технического обеспечения, ведется большая работа по импортозамещению ПО и «железа». В перечне российского ПО, по данным Минцифры России, насчитывается порядка пятнадцати тысяч программных продуктов, которые производят пять тысяч отечественных компаний-разработчиков. Компании наращивают объем используемого отечественного ПО. В первую очередь, это касается госструктур, но, по возможности пользоваться отечественным ПО начинает и коммерция.
Представители медиаотрасли в особенности обеспокоены вопросом обеспечения информационной безопасности с технической стороны. В числе самых распространенных угроз, с которыми мы сталкиваемся: подмена контента, DDoS-атаки с целью блокирования трансляции и перехват сигнала.
Чем охватнее СМИ, чем большим доверием оно пользуется — тем выше риски. Например, «Русское Радио» — это 24,5 млн слушателей ежемесячно (Mediascope, Radio Index — Россия 100+. Январь — Июнь 2023 (+Zodiac), 12+). Мы не можем допустить проблем с эфиром и очень много внимания уделаем технологической устойчивости вещания.
В скором времени для нас это станет и вовсе обязательным. В Минцифры сейчас разрабатываются требования по созданию внутренних отделов по информационной безопасности, потому что падение эфира телеканала центрального ТВ, подмена контента охватной радиостанции — это вопрос масштабов национальной информации.
Ответственность за контент
Тема обеспечения информационной безопасности со стороны контента не менее сложная и многогранная. И мы, как СМИ, и наши коллеги решают ее повседневно.
Первостепенная задача любого медиа, будь то классическое СМИ или digital-ресурс, — обеспечить аудиторию беспристрастной, объективной, полной и достоверной информацией. Роль СМИ в формировании общественного мнения, системы ценностей, моральных ориентиров и паттернов поведения в обществе достаточно велика. Все это накладывает на медиа высокий уровень ответственности.
СМИ работают в условиях постоянной конкуренции: за аудиторию, за охваты,
за рекламодателей. В погоне за инфоповодами и репостами журналисты пребывают в режиме постоянных дедлайнов. В результате некорректная, непроверенная, неточная информация может быть опубликована и в стремлении создать «кликбейтный заголовок» и без злого умысла, из-за спешки.
Во время войны в Персидском заливе появился такой термин, как эпоха пост-правды. Некоторые социологи утверждают, что мы живем в то время, когда общественное мнение и политические решения часто основываются не на фактах и реальности, а на эмоциях, убеждениях и манипуляциях информацией.
Сейчас Россия видит на своем опыте, насколько широко в мире реализуются разные стратегии по манипуляции общественным сознанием. Как формируется в некоторых странах образ России как великого зла. Как передергиваются и искажаются факты. По сути, мы живем в эпоху информационной войны, в которую вовлечены и СМИ. Иногда вовлечены осознанно, иногда косвенно.
Для противостояния медиа нужна своя собственная внутренняя цензура и саморегуляция. Честность, открытость, достоверность транслируемого контента должны сопровождаться понятиями этики и уместности.
Тренды развития медиаотрасли
Необходимость играть определенную роль в обеспечении информационной безопасности страны, повестка, а также активное развитие digital-площадок определяют тренды развития традиционных СМИ на ближайшие годы.
Один из главных, безусловно, интеграция с сетью Интернет и создание собственных онлайн-платформ, которые должны предоставить аудитории контент 360 градусов, а также увеличить количество каналов коммуникации со слушателями, зрителями, читателями. И, конечно, предлагать рекламодателям новые эффективные охватные и современные решения. Таким образом, традиционные СМИ также переходят к мультимедийному, мультиплатформенному формату коммуникации с аудиторией.
Еще один тренд, пока только формирующийся, — взаимодействие медиа и Big Data, которое в будущем позволит делать максимально персонализированный контент. Сегодня сложно поразить аудиторию, потому что мы насыщены информацией. Доступ к ней быстрый, беспроблемный, объемы огромные. Человек зачастую становится зависим от быстрого дофамина, который мы получаем, листая соцсети, просматривая видео в сети. Поэтому зацепить и удержать внимание аудитории действительно сложно.
И кастомизированный контент должен помочь решить эту задачу.
Третий тренд — поиск баланса между продуктом нейросетей и контентом, созданным человеком. Нет сомнений, что ИИ будет играть в медиа все большую роль. Он позволяет экономить средства на создание контента, как минимум базового. Но в то же время он не может заменить человека. По крайней мере, пока.
В «Русской Медиагруппе» провели достаточно много экспериментов с ИИ, например, запустили онлайн-радиостанцию Neuro Flow, полностью, от обложки до треков, созданную нейросетью. Нейросети используются в создании иллюстраций для новостей холдинга. ИИ сгенерировал ведущую викторины, разыгравшую в прошлому году билеты на Русскую Музыкальную Премию телеканала RU.TV. Но креатив, эмоции, душевность — все равно остаются
на долю человека и его эмпатии.
Важно отметить, что традиционные медиа по-прежнему пользуются большим доверием, что блогеры или телеграм-каналы. По прошлогодним данным ВЦИОМ, на первом месте в этом рейтинге центральное телевидение. 53% граждан доверяют именно этому каналу. А доля доверия социальным сетям и блогерам 24%. Где-то посередине Телеграм-каналы с 31%. Влияет на это и традиционность нашего общества. Люди в большинстве своем достаточно консервативны, а соцсети, хотя они и давно вошли в нашу жизнь, в глобальном масштабе — это новшество. Второй очень важный момент — сила личности. Например, у нас на «Русском Радио» ведущие работают в среднем по 20 лет. Для постоянных слушателей они стали буквально родственниками. И это также подкрепляет уровень доверия.
Наконец, на ТВ, на радио, в печатной прессе контент так или иначе проходит проверку. Мы, как минимум, должны работать в соответствии с законом о СМИ. Наша ответственность за недостоверную информацию в том числе юридическая. Мы выступаем в роли фильтра, который в непрерывном информационном потоке отбрасывает недостоверную или неважную информацию.
Используя эти преимущества, а также создавая коллаборации с digital-платформами классические медиа смогут удерживать позиции и успешно решать вопросы, связанные с обеспечением информационной безопасности.
Интересное:
Новости отрасли:
Все новости:
Публикация компании
Профиль
Контакты