Будущее дистрибуции для производителя: почему офлайн отмирает
Максим Жуков о том, почему онлайн-системы дистрибуции важны для производителей и как они заменяют классическую оффлайн-схему по всему миру15-летний опыт работы в digital, включающий знания и навыки как в сфере разработки B2B/B2C/D2C e-commerce-проектов, так и в продуктовой аналитики
Производство — самый сложный вид бизнеса и одна из задач — это дистрибуция, которая включает в себя работу со множеством партнеров. А там, где заняты люди, неизбежно встречаются ошибки, поэтому автоматизация становится критически важной.
Директор по развитию Ecommerce-агентства KISLOROD Максим Жуков рассказывает о мировых тенденциях, о том, почему необходимо внедрять онлайн-дистрибуцию и какую пользу это принесет производителям.
Мировая статистика
В ходе проведенного в марте 2020 года опроса ЛПР в сфере B2B по всему миру, 11% производителей и 10% дистрибьюторов заявили, что от 81 до 100% своих доходов они получают за счет электронной коммерции в сфере B2B.
В 2022 году 60% опрошенных производителей намеревались инвестировать в электронную коммерцию, модернизировать бизнес-процессы и снизить затраты. А около 10% опрошенных финансовых директоров инвестировали в цифровые технологии закупок с целью улучшения процессов оплаты.
В 2023 году новое исследование показало, что 15% международных производителей продавали свои товары и услуги через электронную коммерцию и электронный обмен данными (EDI). Но почти 50% опрошенных производителей по-прежнему работали через торговых представителей.
Это говорит о том, что у производителей все еще сильна инерция — почти половина производств не наладила цифровой сбыт.
Согласно еще одному опросу, проведенному в 2023 году, 50% специалистов, работающих в производственных компаниях, заявили, что электронная коммерция является целевым направлением цифровой трансформации.
- 50% респондентов упомянули порталы самообслуживания для клиентов.
- 52% респондентов указали на другие цифровые сервисы.
Электронные продажи производителей на мировых рынках
Два самых крупных мировых рынка и лидеры цифровизации — Китай и США, давайте посмотрим, какие данные приводят по ним.
По данным Statista, в 2023 году доля валового объема товаров (GMV) в транзакциях электронной коммерции B2B в Азиатско-Тихоокеанском регионе составила 78,9%. Северная Америка занимает 2-е место с долей рынка в 14,6%.
В 2021 году рынок промышленных товаров B2B в Китае оценивался в 267,9 млрд юаней. Согласно прогнозам, в 2024 году объем рынка достигнет 956 млрд юаней.
По данным Statista, в 2021 году на продажи электронной коммерции приходилось 69,6% производственных поставок в Соединенных Штатах. С 2000 года их объем неуклонно увеличивался, что свидетельствует о постоянном росте онлайн-продаж производителей в США.
В Соединенных Штатах показатели электронной оптовой торговли увеличились, особенно в отношении товаров длительного пользования. Стоимость оптовой онлайн-торговли в США выросла до более чем 3,7 трлн долларов.
В 2021 году продажи электронной коммерции напрямую потребителю (D2C) в Соединенных Штатах превысили 128 млрд долларов США. По прогнозам, к 2024 году онлайн-рынок D2C в США вырастет почти до 213 млрд.
Продажи электронной коммерции напрямую потребителю (D2C) в США с 2019 по 2024 год
Мировые тенденции ясно указывают на то, что электронная коммерция захватывает рынки по всему миру. И в России бизнес ждут те же сценарии, о чем мы подробно писали в предыдущей статье:
Нюансы дистрибуции
Дистрибуция — это распространение продукции или способ доставки ее от производителя к покупателю.
Задачи:
- обеспечить товарами максимальное количество покупателей;
- доставить продукцию в нужный срок с минимальными затратами;
- снять с клиента все сложности с логистикой, хранением и распределением товара.
Цели:
- расширить сбыт продукции производителя;
- увеличить количество покупателей и товарооборот;
- обеспечить бесперебойную доставку товара и выстроить лучшие логистические маршруты.
Дистрибуция может происходить по нескольким схемам.
1. Напрямую, то есть без посредников. Тогда все сложности и риски берет на себя производитель. Эта схема на рынке получила название Direct to Customer, D2C.
Преимущества: не нужно платить посредникам, можно контролировать весь путь товара и следить за репутацией. Имея доступ к конечному покупателю, улучшать сервис и продукт.
Недостатки: количество и география покупателей ограничены, требуются собственные отделы маркетинга, продаж, логистики и других процессов электронной коммерции с ориентиром на розницу и мелкий опт.
2. Косвенно, то есть через посредников. Все сложности и риски по доставке и реализации товара берут на себя дилеры или несколько посредников, производитель работает напрямую лишь с ними, а количество посредников влияет на длину цепочки дистрибуции.
Преимущества: производитель может сосредоточиться только на производстве и делегировать продажи, продвижение и коммуникации с клиентами.
Недостатки: снижается контроль за хранением, продажами и продвижением товара, нет прямой обратной связи от покупателя.
Недостатки классической схемы
По работе с посредниками дистрибуция также может быть эксклюзивной или массовой, а также отличаться по географии.
По каналу распространения дистрибуция может быть классической, то есть исключительно офлайн, цифровой, то есть через онлайн-площадки, либо гибридной, и совмещать эти каналы на разных сегментах цепочки поставок.
Классическая схема офлайн-дистрибуции может выглядеть приблизительно, как на картинке ниже.
Но у классической схемы есть существенный недостаток — у производителя нет доступа к информации, которую собирают оптовые закупщики, дистрибьюторы и розничные сети. Это вызвано техническими ограничениями, а чтобы получить возможность эффективно собирать, обрабатывать и анализировать данные партнеров, бизнесу нужны правильные IT-инструменты.
Поэтому современные производители массово переходят на онлайн-дистрибуцию.
Рассмотрим, почему онлайн-дистрибуция набирает обороты и какие выгоды она может принести производителю.
Как устроена онлайн-дистрибуция
Для успешной дистрибуции важно:
- чтобы заявленный товар был в наличии и на складе;
- товар вовремя попал на полки розничных торговцев;
- товар под заказ был доставлен в обозначенные сроки;
- цены на товары были устойчивыми, для расчета прибыли;
- товар сохранил качество в процессе прохождения цепочки дистрибуции.
Для того чтобы выполнить все эти условия, необходимо, чтобы бизнес-процессы между всеми участниками были оптимизированы. Поэтому важна высокая скорость и корректность передачи информации, которая может быть обеспечена только современными инструментами для сбора данных и коммуникаций.
Именно эти задачи решает онлайн-дистрибуция.
Основное свойство онлайн-дистрибуции — единое информационное пространство, где хранится и отображается вся информация о складских остатках, ценах и товарах.
В упрощенной схеме к ERP производителя подключается онлайн-платформа, которая обеспечивает обмен информацией между системой управления ресурсами предприятия и дистрибьюторами.
При этом каждый участник системы получает собственный «Личный кабинет» для работы с контрагентами. У системы обязательно должны быть функции онлайн-мониторинга состояния складов, формирования онлайн-заказов, резервирования товаров и аналитика взаиморасчетов.
Таким образом менеджер дистрибьютора экономит время на коммуникациях с менеджерами поставщика, а тот снимает более 80% операционной нагрузки с менеджеров сбыта.
Онлайновая платформа:
- Автоматически создает подробные отчеты о запасах и продажах, которые собирает из систем продаж дистрибьюторов.
- Позволяет производителям измерять показатели продаж по всей дилерской сети и учитывает запасы в каждой точке.
- Отправляет всю информацию в центральную базу данных, где сопоставляется и синхронизируется.
Так производитель получает мгновенный доступ к ежедневно обновляемой обширной базе данных.
Что дает производителю онлайн-дистрибуция
1. Улучшение производительности всей дистрибьюторской сети.
Дает возможность определять торговые точки с более высоким потенциалом, учитывать соотношение категорий товаров и повышать эффективность продаж.
2. Автоматическая и ежедневная отчетность по важным данным для бизнеса.
Производитель получает мгновенный доступ к актуальным данным о текущих и исторических продажах, что дает ему возможность строить прогнозы и оперативно реагировать на изменения рынка.
3. Мониторинг за наличием запасов в режиме реального времени.
Позволяет оптимизировать планирование и логистические процессы, предотвращать истощение запасов.
4. Увеличение прибыли и снижение расходов.
Автоматизация дистрибуции позволяет увеличить число и снизить стоимость привлечения новых клиентов, повысить средний чек для каждого покупателя.
Экономия складывается за счет снижения стоимости каждой сделки и сокращения дебиторских задолженностей, поскольку онлайн-платформы позволяют эффективно контролировать их.
5. Повышение эффективности работы.
За счет автоматизации рутинных процессов снижается штат сотрудников, объем и количество ошибок, повышается скорость и качество обслуживания, а кроме того, онлайн-система может работать круглосуточно за счет самообслуживания менеджеров дистрибьюторов.
Например, по такому принципу работают B2B-порталы самообслуживания.
Онлайн-платформа автоматизирует множество бизнес-процессов и упрощает коммуникацию, повышая скорость распространения товаров.
Помимо прочего, онлайн-дистрибуция снижает зависимость от ключевых партнеров и повышает инвестиционную привлекательность предприятия.
Архитектура системы цифровой дистрибуции
Крупные производители строят целые экосистемы, которые позволяют им полностью охватить рынок, куда входят:
- ERP-системы для управления ресурсами предприятия.
- B2B CRM-системы для управления дилерскими и дистрибьюторскими продажами.
- Оптовые B2B-кабинеты и порталы самообслуживания для размещения и обработки крупных заказов.
- Отраслевые маркетплейсы для массовой работы со множеством партнеров из собственной ниши рынка.
- Розничные брендовые интернет-магазины для продвижения среди конечных пользователей и популяризации бренда.
1. ERP
Система планирования ресурсов предприятия: запасами, финансами, трудовыми ресурсами, активами и задолженностями, закупками и отгрузками. Она выступает базовой информационной платформой для управления бизнесом
2. Платформа онлайн дистрибуции
Это функциональная платформа, которая позволяет контролировать сеть дистрибьюторов.
В ней в реальном времени отображаются статусы и состояние процессов у каждого партнера:
- планы закупок и продаж каждого участника, процент выполнения;
- рекламации и статусы работы с претензиями;
- статусы заказов, условия продаж, а также мотивация;
- отчетная, сопроводительная и иная документация;
- рекламные и маркетинговые бюджеты и прочие параметры.
Для дистрибьюторов ту же роль играет личный кабинет.
3. Личный кабинет заказов и отгрузок
Это инструмент для двустороннего обмена информацией производителя со всеми его дистрибьюторами.
Производитель ставит планы каждому партнеру, регулирует его закупки, обеспечивает документооборот и предоставляет рекламные материалы.
Дистрибьюторы получают возможность размещать заказы, отслеживать статусы отгрузки и доставки, скачивать электронные версии документов и обрабатывать рекламации.
Также в ЛК дистрибьюторы и дилеры могу работать со своими оптовыми и розничными магазинами.
В функциях обязательно должны быть:
- каталог;
- корзина для оформления заказа;
- отчетный план по закупкам;
- выгрузка счетов и закрывающей документации;
- чат с персональным менеджером;
- раздел рекламаций и претензий;
- хранилище информационных и рекламных материалов и другие возможности.
4. Розничный интернет-магазин
Онлайн-площадка для работы с розничными покупателями. Основная его задача — продвижение и усиление бренда. А уже затем на его базе могут быть запущены оптовый интернет-магазин и отраслевой маркетплейс.
Задачи ИМ:
- Получение отзывов от конечного потребителя.
- Формирование брендового спроса, который поможет дистрибьюторам в дальнейшей реализации продукции.
- Обучение и консультация покупателей по правилам эксплуатации, инструкции и ответы на частые вопросы.
5. CRM-система
Система на основе CRM, в которой отслеживаются продажи дистрибьюторов, дилеров и оптовых закупщиков, а иногда и розничных магазинов.
6. Программа лояльности
Один из инструментов поощрения продаж товаров конкретного производителя — премирование сотрудников розницы или отдельных партнеров. Используется для работы с мелкими оптовиками и розничными сетями, которым в целом нет разницы, продукцию какого производителя реализовывать в первую очередь.
Такое точечное стимулирование активизирует работу консультантов в точках продаж.
7. Прямой маркетинг
Это работа непосредственно с лицами, принимающими решения, например, с менеджерами по закупкам или проектировщиками. Она реализуется через программы лояльности, личные кабинеты и клубы клиентов.
8. Отраслевой маркетплейс
Нишевый маркетплейс позволяет объединить на одной площадке всех дистрибьюторов и дилеров производителя, причем заботу о доставке к конечному потребителю оставить на них же. Таким образом производитель увеличит сбыт крупных партий и одновременно будет получать информацию о продажах и покупателях.
Маркетплейс помогает производителю решить сразу несколько задач:
- быстро занять лидирующие позиции в определенном сегменте рынка;
- закрыть срочные потребности одного из дилеров при помощи запасов у соседей по регионам;
- демонстрировать действующим и возможным клиентам остатки товаров на складах у собственных дистрибьюторов.
А при успешном развитии отраслевого маркетплейса на него можно привлечь также и сторонних продавцов-конкурентов и получать комиссию с продаж и таким образом занять доминирующее положение на рынке.
9. ESB
В итоге все системы объединяются через единую шину данных и сервисов предприятия — ESB. Интеграция инструментов автоматизации позволяет добиться полной прозрачности в бизнес-процессах, что поможет кратно сократить расходы на расширение рынков сбыта.
Очевидно, что старая классическая схема офлайн-дистрибуции не способна конкурировать со скоростью и эффективностью цифровых систем и в скором времени будет полностью замещена онлайн-системами.
Резюме
Цифровая платформа дистрибуции дает производителю следующие возможности:
- Стандартизация и цифровизация выстроенных бизнес-процессов.
- Увеличение объемов сбыта продукции и доли в сегменте отрасли.
- Снижение доли ошибок в типовых операциях и повышение эффективности.
- Упрощение масштабирования и выхода на новые рынки.
- Усиление бренда производителя и расширение партнерской сети.
- Автоматизация процесса продаж и ускорение обработки заказов.
- Управление загруженностью производства и прогнозирование продаж.
- Контроль рынка и управление продажами в собственной нише за счет слаженной работы нескольких независимых участников в единой информационной среде.
Интересное:
Новости отрасли:
Все новости:
Публикация компании
Профиль
Социальные сети