РБК Компании
Успейте приобрести подписку на РБК Компании до повышения цен
Выбрать тариф
Успейте приобрести подписку на РБК Компании до повышения цен
Выбрать тариф

Как молодежь выбирает работу: итоги масштабного исследования

Результаты исследования показали, как карьерные устремления представителей поколения зумеров и их ожидания от работодателей меняют рынок труда сегодня
Как молодёжь выбирает работу: итоги масштабного исследования
Источник изображения: Пресс-служба Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ

В Высшей школе бизнеса НИУ ВШЭ (ВШБ) состоялся исследовательский семинар, организованный Базовой кафедрой ORO, открывшейся в этом году в ВШБ, департаментом маркетинга и департаментом организационного поведения и управления человеческими ресурсами ВШБ ВШЭ. Агентство маркетинговых исследований ORO представило данные масштабного исследования о предпочтениях молодежи при выборе работы.

Среди ключевых выводов — 58% зумеров «синих» и «серых» воротничков планируют посвятить карьеру интеллектуальному труду. Эти и другие результаты обсудили специалисты бизнес-школы, студенты, эксперты агентства и представители ведущих российских компаний: Россельхозбанк, Мегамаркет, Ростелеком-Солар и ЭкоНива.

Открыла семинар Вера Ребязина, директор департамента маркетинга ВШБ ВШЭ. Модератором экспертного диалога выступила Марина Олешек, руководитель департамента организационного поведения и управления человеческими ресурсами.

Среди молодежи, уже получившей высшее образование, абсолютное большинство (83%) занято интеллектуальным и творческим трудом. Ниже показатель среди зумеров с неоконченным высшим — 69%. Наименьший у людей со средним или средним специальным образованием — 49%.

Согласно результатам исследования, только 1 из 10 сегодняшних «синих» и «серых» воротничков хочет в будущем сохранить этот род занятости, а треть пока не понимает, кем хочет стать в будущем.

Молодежь с высшим образованием получает в среднем на 26% больше, чем те, кто в свои 22-25 лет пока ограничился средним или средним специальным образованием. 

Наиболее привлекательная ниша для трудоустройства в глазах молодежи — сфера технологий и IT. Среди известных, но менее привлекательных работодателей представители телеком и банкинга. Привлекательны, но менее известны авиакомпании и добывающая промышленность.

Для 62% молодежи важно ощущать себя творцом собственной карьеры и жизни. И не все из них видят на рынке «компанию мечты»: 46% хотели бы работать на себя, потому что верят, что только в собственном бизнесе или личных проектах возможна самореализация. 12% зумеров уже занимаются фрилансом, открыли ИП или оформлены как самозанятые. 

Чтобы убедить их работать на компанию, нужно говорить про карьерные перспективы, профессиональный коллектив, инновационность, гибкость и свободу в решениях.

В целом, зарплата — основной фактор выбора места работы для молодежи. Она важна для 77%. На втором месте по важности — уважительное отношение работодателя (73%). Чтобы переманить с хорошего рабочего места молодого специалиста, придется предложить рост зарплаты примерно на 56% — выпускники ВУЗов в идеале хотят получать 130 тыс. рублей при текущей зарплате в 84 018 рублей. 

«Современные работодатели сталкиваются с тремя ключевыми вызовами, которые требуют пересмотра привычных подходов. 

Первый — зарплатные ожидания. Инфляция и дефицит кадров повышают требования соискателей, для которых зарплата — один из показателей ценности их работы. Второй — несформированное представление о компаниях как работодателях. Многие кандидаты не видят за брендом работодателя ничего, кроме базового функционала — зарплаты и адекватного взаимодействия в коллективе. Концепция «работы мечты» для них размыта, а престиж компании как места работы нередко остается абстракцией. Третий — конкуренция с фринласом. Молодые специалисты ищут не только стабильность, но и свободу в принятии решений, возможность самореализации и творчества. Эти ценности все чаще оказываются привлекательнее стандартной офисной карьеры.

Чтобы оставаться конкурентоспособными, работодателям необходимо укреплять бренд компании, предлагать больше возможностей для роста и учитывать меняющиеся запросы новых поколений», — Светлана Косарева, HRD ORO.

Собравшиеся участники и представители крупных компаний откликнулись на представленные итоги исследования, а также поделились собственным опытом работы с молодыми специалистами.

Марина Олешек привлекла внимание участников к новой программе Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ «HR 3.0: стратегия, таланты, цифра», которая направлена на углубление профессиональных HR-компетенций, необходимых, чтобы стать реальным партнером топ-менеджмента в выполнении бизнес-плана компании и реализации ее стратегии.

Подводя итог обсуждению, она подчеркнула: «Выявленные ожидания молодежи необходимо учитывать лучшим работодателям, чтобы привлекать и удерживать талантливых специалистов нового поколения. Кроме того, для успешного управления персоналом в сегодняшних непростых условиях, особое внимание организациям следует уделять постоянному развитию руководителей среднего звена — непосредственных руководителей нового поколения и HR менеджеров».

Как собирали данные 

Исследование проводилось летом 2024 года с использованием онлайн-опроса через панель ORO и базу абонентов телеком-оператора. В опросе приняли участие 1502 респондента — мужчины и женщины в возрасте от 16 до 25 лет, проживающие в крупных городах России (с населением от 1 миллиона человек и более). 

Выборка квотировалась по полу, возрасту и федеральным округам на основе данных Росстата. Анкета длилась 15 минут и затрагивала вопросы о карьерных ожиданиях, мотивации и предпочтениях при выборе работодателя​.

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

Профиль

Дата регистрации15.09.1998
Уставной капитал
Юридический адрес г. Москва, вн.тер.г. муниципальный округ Басманный, ул. Мясницкая, д. 20
ОГРН 1027739630401
ИНН / КПП 7714030726 770101001
ГлавноеЭкспертыДобавить
новость
КейсыМероприятия