Логистический аутсорсинг: что делать, чтобы оставаться лидером на рынке
О том, что такое логистика в широком смысле слова, и что делать компаниям на аутсорсе, чтобы занять лидирующие позиции в отрасли и удержаться на них

Сооснователь логистической компании SIGMA
Логистика — относительно молодое направление деятельности в России, и каждая логистическая компания наполняет это понятие своими смыслами.
Начнем с того, что большинство коллег понимают логистический аутсорсинг как складскую логистику, реже — как таможенные услуги. Некоторые считают, что это перевозки, обычная доставка из пункта А в пункт В. Я убеждена, что логистика — это нечто более крупное, то есть целый комплекс услуг, оказанных так, что клиент даже не замечает самого процесса.
Логистика в широком смысле слова
На практике работает примерно так: первая миля, то есть доставка от производителя до терминала. Бывают ситуации, когда груз от производителя необходимо забрать срочно, а отправлять еще нельзя. В таком случае можно предложить складские услуги до момента его отправки. Затем подобрать максимально подходящий транспорт и доставить груз до конечного пункта (грузополучателя) — то есть организовать последнюю милю.
В итоге получается, что контролируя весь путь груза, компания оказывает полный спектр логистических услуг. Но если заказчику требуется помощь только на конкретном этапе этой цепочки, то и в этом случае транспортные компании готовы помочь. Нельзя сказать заказчику: нет, простите, у нас только складские услуги или только транспорт. Опытные экспедиторы должны работать очень гибко и всегда учитывать пожелания заказчика. Я считаю, что клиент лучше знает свой товар и его специфику, а соответственно и то, каким именно способом его лучше перевозить. Например, если клиент хочет, чтобы груз везли только железнодорожным транспортом, опытный логист обязательно предложит ему минимум два варианта доставки. В контейнере? Не проблема. В вагоне? Пожалуйста, вот вариант в крытом вагоне, полувагоне. По сути, груз может быть отправлен в любом подвижном составе, который может использоваться на железной дороге, способ транспортировки для не должен быть принципиален. Профессиональные экспедиторы готовы реализовать любой вариант в рамках законодательства. Это, кстати, тоже очень важный момент, если компания хочет быть лидером. Никаких махинаций, все должно быть законно и прозрачно.
Клиенты часто задают вопрос: как можно гарантировать соблюдение сроков? Дело в том, что логистический аутсорсинг должен работать на опережение. Зная нормативные требования ОАО «РЖД», компании подготавливают транспорт заранее, учитывая специфику груза. Это как со свадьбой: нельзя взять и сыграть большую и шикарную свадьбу на следующий день после предложения руки и сердца. Нужного эффекта не получится, вероятней всего — что-то пойдет не так, как ожидалось.
С логистикой примерно то же самое. Для успешного процесса нужно, чтобы каждое звено этой сложной логистической цепочки транспортировки груза было полностью готово. Например, товар еще не забрали с завода, а компания уже подготовила транспорт и место на складе для временного размещения. Груз поступил на склад, далее необходимо готовить вагоны, контейнеры или авто для его отправки конечному получателю.

Разумеется, иногда случаются сбои, но в этом случае у команды профессионалов — экспедиторов обычно есть несколько вариантов для подстраховки. Бывают такие ситуации на железной дороге — на Дальневосточном полигоне профицит подвижного состава (то есть скопление на путях), или вагонов для погрузки в конкретный момент просто нет. Что в таких случаях делает большинство компаний? Встают в очередь и ждут. Но это плохой вариант, тем более, если компания заявлена как лидер рынка. Что необходимо сделать: предложить заказчику разные варианты решения этой задачи. Разумеется, если у него есть время, если он все рассчитал заранее, учел возможные задержки и не готов нести дополнительные финансовые затраты, продолжить работать в обычном режиме. Если же груз срочный, то оперативно согласовав изменения перевозки с заказчиком, необходимо перегрузить его на другой транспорт — автомобили, корабли или самолеты, и продолжить движение. Конечно, небольшое смещение по времени все равно происходит, но оно не равноценно простою. Что касается дополнительных затрат, очевидно, что чаще всего они присутствуют, но клиенты по большей части предпочитают ехать, а не стоять, особенно если ему грозят штрафными санкциями.
«Ребята, спасибо, вы молодцы!»
Любить и ценить всех заказчиков, не расставляя приоритеты. Относиться к каждому клиенту как будто он единственный и неповторимый. И даже если к вам обратятся за помощью в сложных ситуациях, когда ваши коллеги по каким-то причинам уже отказались выполнять работу, нужно не бояться браться за сложные задачи и обязательно продумывать варианты их решения. Лидеры на рынке в логистике чаще всего имеют опыт настоящих железнодорожников, обладают знаниями нормативной базы, что разрешено, а что не запрещено. Есть технические знания, например: какой транспорт выбрать, как погрузить и закрепить груз для безопасной транспортировки. В итоге логисты решают задачу и слышат от клиента: «Ребята, вы молодцы, спасибо!». Экспедиторы становятся звеном в большой цепочке, которое не допустило промахов и не дало этой цепочке порваться на одном из этапов. Разумеется, слова благодарности очень приятны, но, как говорят в кино, они просто выполняют свою работу.
Резюмируя все сказанное, хочу заметить, что если логистическая компания претендует на то, чтобы стать лидером в своей сфере, то нужно в первую очередь учитывать пожелания клиента. Это главное. Нужно по возможности предвидеть, что будет завтра, чтобы заказчик ни в коем случае не ощутил возникшие сложности. И не менее важно нарабатывать опыт и повышать уровень знаний, стараясь не отказываться от сложных задач, искать пути их решения.
Источники изображений:
Изображение сгенерировано нейросетью freepik
Интересное:
Все новости:
Публикация компании
Профиль