РБК Компании

Как работать с маркировкой косметики и бытовой химии

Управляющий директор Модульбанка Дмитрий Аристов рассказал, что такое маркированные товары, как работать с маркировкой и как будет развиваться этот сегмент
Как работать с маркировкой косметики и бытовой химии
Дмитрий Аристов
Дмитрий Аристов
Управляющий директор Модульбанка

Управляющий директор Модульбанка, руководит направлением Модулькасса. Работает в банковском бизнесе с 2015 года.

Подробнее про эксперта

В январе в России стартовал эксперимент по маркировке косметики и бытовой химии на базе системы «Честный ЗНАК». Управляющий директор Модульбанка Дмитрий Аристов рассказывает, что такое маркированные товары, к кому относятся требования по маркировке, как работать с маркировкой и что для этого нужно.

Зачем нужна маркировка, кому и как с ней работать

Товары маркируют, чтобы защитить права потребителей и бороться с контрафактом: так покупатель уверен, что продукт качественный и не навредит здоровью. Обычно для маркировки товаров нанимают отдельного сотрудника или делегируют задачу товароведу, чтобы он следил за процессом приемки и отгрузки товара, а также проверял поставки на контрафакт, но это не мешает предпринимателю заниматься этим самостоятельно.

Не все товары нужно маркировать, но государство постоянно расширяет список — вода, молочные продукты, лекарства, табак, обувь, шубы, духи, фотоаппараты и это меньше половины списка, весь можно посмотреть на сайте: честныйзнак.рф в разделе «Товарные категории».

Отчитываться за оборот маркированных товаров нужно на всех этапах сбыта производителю, импортеру и продавцу в «Честном ЗНАКе» — системе цифровой маркировки и отслеживания товаров. Когда за таким товаром придет покупатель, останется отсканировать марку на кассе, чтобы вывести товар из оборота. 

Чтобы зарегистрироваться в честном знаке нужна электронная подпись, программа для работы с подписью на компьютере или ноутбуке, а также подключиться к любому оператору электронного документооборота, либо сразу после регистрации воспользоваться бесплатным ЭДО «Лайт» от ЦРПТ внутри личного кабинета.

Как получить марки на товарную партию

Производитель получает коды маркировки, заносит в систему, а дальше в специальном УПД с номенклатурой и маркировкой передает дистрибьютору. Чтобы получить марку на товары нужен файл с номенклатурой в формате XML, загрузите его в систему управления заказами честного знака и создайте заказ на получение кодов маркировки. Когда заказ будет готов, напечатайте марку и нанесите на каждый товар, а после — подайте в Честный ЗНАК сведения о нанесении марки.

Зарубежный товар нужно ввозить в страну с промаркированной партией. Для этого нужно заранее отправить производителю коды маркировки, чтобы они распечатали их и нанесли на партию.

Как получить марки на товарные остатки

Если у бизнеса к началу эксперимента остались товары — их тоже нужно промаркировать по упрощенной или полной схеме.

Упрощенная схема

  1. Опишите товар в Честном ЗНАКе: заполните форму, укажите название и ИНН, первые четыре цифры кода номенклатуры и основные характеристики.
  2. Подпишите электронную форму с описанием товаров ЭЦП и отправьте ее оператору ЭДО.
  3. Запросите коды маркировки в личном кабинете: «Станция управления заказами» — во вкладке «Заказы» составьте заявку — «Маркировка остатков» — во вкладке «Товары» выберите товар и укажите количество кодов, их тип и подпишите заявку ЭЦП, затем сохраните.
  4. Чтобы оплатить коды нужно пополнить счет, а система автоматически спишет деньги. 

После оплаты можно скачать или распечатать  коды на листе А4. У кодов есть срок действия в 90 дней, если не успеть просканировать марку, придется выпускать новую. 

Полная схема

В полной схеме маркировки нужно детальнее описывать товара и зарегистрироваться в «Национальном каталоге»:

  • Производитель или импортер для регистрации товара должен состоять в «ГС1 РУС», чтобы получить глобальный номер товарной продукции — GTIN. Оптовики и розничные продавцы для регистрации товара заполняют карточку и получают локальный GTIN, а вступать в ассоциацию не нужно.
  • Все участники оборота должны указать базовые характеристики при заполнении карточки, например название, страну производства, код ОКПД2 и информация об упаковке.
  • Затем введите в оборот промаркированные товары: в Честном ЗНАКе откройте «Документы» — «Ввод в оборот». Отметьте товары и укажите вид документа «Маркировка остатков». Подпишите документ ЭЦП и отправьте оператору ЭДО. Система должна сменить статус документа на «Обработан».

Как отозвать продажу маркированного товара

Возврат от клиента

Чтобы покупатель смог вернуть маркированный товар, нужно отсканировать марку и оформить чек возврата. Информация поступит в ОФД, а оттуда в «Честный ЗНАК». Если возвращают товар без этикетки с маркой, но остался чек — по нему можно восстановить код товара и списать его вручную через личный кабинет. Если клиент возвращает товар без этикетки с маркой и без чека, нужно пробить возврат на кассе без кода, а на полученный товар выпустить новую марку, к заявке приложите информацию о документе на возврат и укажите причину «Перемаркировка».

Возврат поставщику

Подготовьте документ на перемещение товаров и смену владельца обратно поставщику: оформите возврат маркированного товара через универсальный корректировочный документ или возвратный УПД в личном кабинете в Честном ЗНАКе или у оператора ЭДО.

Налоговая предлагает выставлять корректировочные счет-фактуры на стоимость товаров: отметьте код товара и отправьте его в Честный ЗНАК. Поставщик должен принять товар и подтвердить, что получил документы.

Как дальше будет развиваться этот сегмент

В России развитие системы маркировки товаров стало одним из приоритетных направлений в сфере контроля за оборотом продукции. Мы ожидаем, что в ближайшие годы список товаров, подлежащих маркировке будет расширяться быстрее, что поможет бороться с контрафактной продукцией, защищать права потребителей и повышать уровень безопасности товаров. 

Мы думаем, маркировку точно не остановят и не заморозят, а эксперимент с косметикой и бытовой химией пройдет успешно — новый для маркировки сегмент работает с химическими веществами, контрафактные варианты которого могут навредить здоровью покупателей.

Интересное:

Все новости:

ДРТ Редомициляция компаний в САР

Публикация компании

Профиль

Дата регистрации31.12.1998
Уставной капитал576 378 679,00 ₽
Юридический адрес обл. Костромская, г.о. Город Кострома, пл. Октябрьская, д. 1
ОГРН 1022200525841
ИНН / КПП 2204000595 440101001