РБК Компании

Как в 2024-2025 не попасть под выездную проверку: 12 критериев

Выездная проверка — трудозатратный способ выявить занижение налогов. Поэтому применяется он избирательно. Разберемся, как быть «недостойным такого внимания»
Как в 2024-2025 не попасть под выездную проверку: 12 критериев
Источник изображения: Сгенерировано нейросетью «ChatGPT»
Вадим Чимидов
Вадим Чимидов
Советник государственной гражданской службы РФ II класса, руководитель налоговой практики и арбитражных споров «Правовест Аудит»

Опыт урегулирования налоговых споров и консультирования по вопросам налогообложения более 20 лет, член Ассоциации налоговых консультантов.

Подробнее про эксперта

Рекомендации по оцениванию рисков назначения проверки

Вот уже 17 лет ФНС России предлагает налогоплательщикам самостоятельно оценивать риск быть подвергнутым выездному налоговому контролю по общедоступным 12 критериям, приведенным в Концепции системы планирования выездных налоговых проверок (утв. Приказом Федеральной налоговой службы России от 30.05.2007 №ММ-3-06/333@). Предполагается, что отсутствие у налогоплательщика каждого признака означает: он «чист» перед бюджетом, и не имеется оснований для отбора его на выездную налоговую проверку.

Однако постоянно соответствовать представлениям ФНС об «идеальном плательщике налогов» бывает сложно, а порой объективно невозможно. Поэтому будет полезным понимать, какие из этих критериев наиболее существенны, а какими можно пренебречь, не навлекая на себя серьезных последствий.

12 критериев налоговых рисков: выявляем самые важные

1. Налоговая нагрузка соответствует среднему уровню по отрасли

Никто не придет к вам с выездной проверкой только, чтобы попытаться доначислить налоги до среднеотраслевого уровня. Но лучше возьмите за правило ежегодно проверять себя на соответствие средней налоговой нагрузке по ОКВЭД, используя данные из обновляемого приложения №3 к Концепции или «калькулятор» ФНС (если применяете общий режим). При этом не переживайте, если фактическое значение окажется меньше среднего. Повод для беспокойства в этом случае есть, только если нет уверенности в правильности налогового учета.

2. Отсутствуют убытки на протяжении двух и более лет

Инспекциям не слишком интересны убыточные предприятия, когда они не используются с целью уменьшения налогооблагаемой прибыли аффилированных с ними организаций. Тем не менее, предусмотренная законом обязанность пояснять причины налоговых убытков зачастую подталкивает налогоплательщиков к искусственному занижению расходов и формированию минимальных значений прибыли. Такая практика имеет право на жизнь. Однако помните, что отложенные расходы должны быть дозаявлены не позднее трех лет после их возникновения. Пропустив указанный срок, вы утратите право на их учет навсегда.

3. Доля налоговых вычетов за период в 12 месяцев не превышает 89% начисленного НДС

Нет особой необходимости обязательно соответствовать данному критерию. Тем более, если превышение обусловлено применением разных налоговых ставок на «входе» и на «выходе» или другими объективными причинами. Однако, как показывает опыт, в некоторых случаях налоговые органы заведомо критически относятся к декларированию НДС к возмещению. Поэтому на всякий случай готовьтесь доказывать свое право на зачет или возврат налога не только в рамках камеральной проверки, но и в вышестоящем органе и даже в судебном порядке.

4. Темп роста расходов организации по налогу на прибыль не опережает темп роста ее доходов

Применение этого критерия предполагает сравнение значений доходов и расходов анализируемого периода с показателями предыдущего. При этом по своей сути он фактически равнозначен критерию №1 и поэтому почти не имеет самостоятельного значения.

5. Средняя заработная плата не ниже средних значений по отрасли в конкретном субъекте РФ

На фоне усиления борьбы государства с нелегальной занятостью данный критерий становится сейчас одним из наиболее важных. Поэтому его соблюдение требует избегания сомнительных способов снижения налоговой нагрузки на ФОТ. При этом важно знать, что задача вменения работодателям дополнительных платежей все чаще решается путем проведения «тематических» выездных налоговых проверок только по НДФЛ и страховым взносам. Попав под такую проверку, помните, что не обжалованное или неуспешно оспоренное доначисление страховых взносов может быть учтено в расходах.

6. Параметры деятельности «спецрежимника» не приближаются к установленным в законе лимитам

Еще один важный критерий, соблюдение которого предполагает, что организации и индивидуальные предприниматели на специальных налоговых режимах (УСН, ЕСХН, ПСН) не должны принимать специальные меры к искусственному попаданию в необходимые лимиты: менять сроки оплаты или назначение платежей, регистрировать новые организации или ИП, перезаключать на них договоры, переводить сотрудников и т.п. Причем несмотря на то, что в Концепции указанный критерий буквально применяется только к специальным налоговым режимам, обязательно примеряйте его к себе, если используете «общережимные» налоговые преференции, тоже зависящие от соблюдения лимитов доходов, средней численности и т.п.

7. Значение расходов индивидуального предпринимателя за год не приближено к сумме его доходов

Как с в случае с критерием №4, данная характеристика имеет небольшое значение сама по себе, если налоговые обязательства предпринимателя сформированы надлежащим образом. Поэтому, если ориентируетесь на него, делайте это в контексте соответствия критерию №1.

8. Договоры с перепродавцами или посредниками имеют деловую цель

Данный критерий важен, так как находит отражение в статье 54.1 НК РФ, запрещающей совершать сделки, основная цель которых занижение налога к уплате или его зачет (возврат). В этом смысле построение длинных договорных цепочек и замена прямых договоров посредническими (агентирования, комиссии, поручения, транспортной экспедиции) могут рассматриваться инспекцией как способы уклонения от надлежащего налогообложения, особенно если одна или обе стороны договора применяют специальный налоговый режим. Поэтому будьте готовы иметь экономическое обоснование заключения таких сделок, как, впрочем, и любого другого договора, влияющего на налогообложение.

9. Налогоплательщик не уклоняется от представления истребуемой у него информации

Судебная практика уже давно пестрит спорами с инспекциями из-за их не вполне законных и обоснованных требований о представлении документов и пояснений. Как видим, кто-то из налогоплательщиков занимает жесткую позицию, остальные же проявляют меньшую принципиальность. Допустимо и то, и другое. Но при каждом таком истребовании решение принимайте исходя из того, как нераскрытие информации может отразиться на дальнейшем ходе событий. Не редки случаи, когда игнорирование требования приводит к доначислению налога в рамках камеральной проверки. Успешное же прохождение выездной налоговой проверки, как правило, предполагает готовность представлять любой документ, влияющий на формирование налоговых обязательств. Поэтому позволяйте себе спорить с инспекцией из-за документов, только если они в полном порядке.

10. Налогоплательщик не «мигриует» между инспекциями

Изменение места учета как способ убежать от проблем с налоговой уже давно перестало быть эффективным. Централизация контрольно-аналитической работы ФНС практически гарантирует, что нарушителя достанут отовсюду. Лучше следуйте правилу: где фактически «сижу», там и стою на учете. Это также избавит вас от издержек, связанных с выявленной недостоверностью сведений в ЕГРЮЛ.

11. Уровень рентабельности по данным бухучета не отклоняется значительно от уровня рентабельности в отрасли по данным статистики

Относитесь к данному критерию так же, как и к средней налоговой нагрузке: ежегодно проверяйте себя (уже по сведениям из приложения №4 к Концепции) и следите за достоверностью налогового учета.

12. Финансово-хозяйственная деятельность отражается в налоговом учете без искажения

Самый важный критерий. Как отмечено в Концепции, в приоритетный список для планирования выездных налоговых проверок попадают налогоплательщики, по которым у Федеральной налоговой службы имеются данные о возможном участии в схемах уклонения от уплаты налогов, либо, когда такие подозрения возникают на основании анализа их финансово-хозяйственной деятельности.

Самые явные признаки того, что вас рассматривают в качестве кандидата на выездную проверку:

  • инспекция требует у вас документы и информацию за периоды от года до трех;
  • вам стали известны факты истребования у контрагентов и третьих лиц информации по вашим сделкам;
  • вас вызывают в налоговую инспекцию для дачи пояснений.

Как сократить риск назначения проверки

Как видно из приведенных критериев, не так уж и сложно соответствовать представлению ФНС об «идеальном налогоплательщике», которого не нужно заставлять платить налоги, прибегая к выездной налоговой проверке. Не искажать в учете факты и не преследовать налоговые выгоды — главные сейчас правила, соблюдение которых существенно понижает вероятность выездной проверки. При этом возможные методологические ошибки в учете должны своевременно устраняться внутренними финансовыми службами, а для этого они должны постоянно обновлять свои знания по изменениям законодательства и правоприменительной практике. 

Оценка риска налоговой проверки, конечно, может основываться на 12 критериях Концепции. И сокращение такого риска может предполагать меры по приведению показателей компании в соответствие с указанными критериями. Однако исключение риска возможно только при организации таких внутренних систем бухгалтерского и налогового учета и процессов внутреннего контроля, которые позволяют быть максимально уверенным в корректности налогового учета и отчетности.

Статистика ФНС свидетельствует, что за три последних года среднее доначисление по выездной налоговой проверке выросло почти в два раза, составив в 2023 году 65 568 тыс. руб., а в Москве — 108 770 тыс. руб. При этом судебная статистика говорит о том, что успешно оспаривается очень незначительная часть решений инспекций (не более 10%). Это означает, что, выходя на проверку, налоговый орган уже, как правило, располагает доказательствами совершенных налогоплательщиком нарушений, которые используются для вменения недоимки, и назначение выездной проверки является лишь формальностью. Поэтому важно оценивать свои прошлые и будущие риски до того, как вами заинтересуется налоговый орган, а еще лучше — до начала операций, налоговый учет которых может вызвать вопросы со стороны налогового органа. Для этих целей не пренебрегайте помощью аудиторов, налоговых консультантов и юристов. Их опыт обычно позволяет не только лучшим образом оценить все вероятные риски и предупредить ошибки, но и принять оптимальные меры к их исправлению.

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

Профиль

Дата регистрации14.07.2005
Уставной капитал210 000,00 ₽
Юридический адрес г. Москва, вн.тер.г. муниципальный округ Замоскворечье, пер. 1-й Щипковский, д. 20, эт 2 пом 1 ком 13
ОГРН 1057747460858
ИНН / КПП 7714608510 770501001
Среднесписочная численность48 сотрудников

Контакты

E-mail MITSICH@WISEADVICE.RU

Социальные сети

ГлавноеЭкспертыДобавить
новость
КейсыМероприятия