Культура работы с данными в бизнесе
Данные называют «новой нефтью». Это еще один актив, который может приносить доход компании. Как правильно работать с данными в текущих условияхБолее 12 лет занимается решениями в области построения аналитических систем. Выступал в роли главного архитектора на крупным международных и российских проектах по реализации и миграции аналитических платформ.
Данные называют «новой нефтью». Это еще один актив, который может приносить доход компании. Такой подход становится привычным для бизнеса и все активнее внедряется в повседневную деятельность. Через какие этапы приходят компании, выстраивая работу с данными? Как оптимизировать подобные процессы? Какие тренды сейчас наблюдаются в этой области? Рассказывает заместитель директора отделения управления проектами и архитектуры IBS Михаил Рощин.
Организация работы с данными
Данные начинают накапливаться в компании еще до того, как бизнес задумается о том, какую выгоду из них можно извлечь и как эффективнее с ними работать.
На начальном этапе для решения возникающих задач бывает достаточно Excel и аналогичных программ. Затем, по мере роста и усложнения бизнес-процессов, начинают использоваться базы данных. Следующий шаг — обращение к инструментам для работы с большими массивами данных и прогнозной аналитике.
На работу с данными бизнес чаще всего обращает внимание на фоне появления у него какой-либо «боли» в этой сфере.
Например, компания может оказаться в ситуации, когда данных много, но они пересекаются между собой и дублируют друг друга. У каждого подразделения есть свои отчеты, но цифры разные. И непонятно, каким из них можно верить.
Еще одна проблемная ситуация — слишком большие сроки формирования отчетности на основе имеющихся данных. Когда отчет нужен именно сейчас, а не через несколько недель, потому что тогда он уже потеряет актуальность.
Также о выстраивании работы с данными компании вспоминают в тот момент, когда неожиданно заканчивается место для их хранения, а для расширения нужны средства, сопоставимые практически со всем бюджетом на ИТ.
Оптимизация сбора, обработки и хранения данных является достаточно трудоемким и финансово затратным процессом, но решать эту задачу можно постепенно. Сначала проводится анализ текущего состояния, формулируется желаемый результат, затем определяются референсные точки и проводится дальнейшая детализация процесса.
Упростить эту работу может также привлечение профессионалов из специализированных ИТ-компаний, которые помогут клиентам пройти весь этот путь, начиная от подготовки стратегии управления данными и заканчивая уже конкретными шагами: внедрением каталогов, систем для управления данными и мониторинга их качества.
Какие данные стоит сохранять?
Еще недавно, осознав потенциальную выгоду от использования данных, бизнес стремился собирать и хранить их по максимуму. Причем на первом месте был именно сбор данных, а возможности их практического применения прорабатывались уже потом.
Сейчас, на фоне глобального тренда на бережное отношение к любым ресурсам, меняется отношение бизнеса и к данным. Формируется своего рода гигиена работы с ними. Передовые компании стремятся аккумулировать только те данные, которые им действительно нужны. Это позволяет экономить ресурсы на их хранение и обработку — серверы, электричество, рабочие часы сотрудников и т. д. В результате отпадает необходимость закупки дополнительного оборудования и реализации новых проектов по миграции.
По нашей оценке, руководствуясь такими принципами, можно сократить расходы на работу с данными на 15-30%.
Данные влияют на клиентов
Работа с данными оказывает влияние не только на сам бизнес, но и на его клиентов. Проходя через бизнес-процессы компании, клиент оставляет после себя определенную информацию. Эти информационные блоки могут быть важными для компании или, наоборот, не влияющими на результаты ее деятельности. Проанализировав их и отказавшись от ненужных блоков, можно высвободить ресурсы компании на сбор и хранение этих данных, а также упростить взаимодействие с клиентами. Убирая лишние данные, компания избавляется от ненужных бизнес-процессов. В итоге упрощается оформление документации, сокращаются очереди, экономится время клиента.
Данные и работа с ними делают нашу повседневную жизнь лучше и проще во многих отношениях. Еще относительно недавно, чтобы вызвать такси до аэропорта, нужно было заранее позвонить и оформить заказ. Чтобы купить нужную вещь, приходилось выходить из дома, идти в магазин, искать необходимый фасон или размер. Теперь все возможности есть в телефоне: заказать такси, доставку еды, сделать покупки. На карте в приложении можно отследить, когда приедет общественный транспорт, и выйти на остановку к определенному времени. Это все результат работы с данными, благодаря которым наша жизнь и города, в которых мы живем, становятся умными не в далеком будущем, а уже сейчас.
Интересное:
Новости отрасли:
Все новости:
Публикация компании
Профиль
Контакты
Социальные сети