РБК Компании
Главная SL Soft 28 ноября 2024

Эффективный клиентский сервис: как вендору наладить контакт с клиентами

Алексей Кирпиков, заместитель управляющего директора SL Soft, о пяти важных шагах, которые помогут компаниям организовать высокий уровень поддержки ИТ-решений
Эффективный клиентский сервис: как вендору наладить контакт с клиентами
Источник изображения: Сгенерировано нейросетью Midjourney
Алексей Кирпиков
Алексей Кирпиков
Заместитель управляющего директора по продажам SL Soft

Отвечает за стратегическое управление продажами и масштабирование коммерческой функции приобретаемых компаний в рамках post-M&A. Более 10 лет занимает руководящие позиции в крупнейших ИТ-организациях

Подробнее про эксперта

Клиентский сервис — это комплексная поддержка, которую компания оказывает клиентам, потенциальным или уже пользующимся ее товарами или услугами, на всем протяжении взаимодействия с ними. В организациях разного масштаба и направления деятельности эту функцию могут выполнять разные подразделения. Например, если ИТ-компания — стартап с штатом в 20-30 человек, под клиентским сервисом в ней может подразумеваться сопровождение программного продукта силами команды разработки. 

Если же это крупный вендор со зрелой сформированной продуктовой линейкой и большой клиентской базой, задумывающийся о развитии и масштабировании бизнеса, ему требуется гораздо больше инвестиций в поддержку заказчиков по целому ряду направлений. Для таких компаний характерно распределение функции клиентского сервиса по нескольким подразделениям.

Структура клиентского сервиса у крупных вендоров

Подразделение по работе с клиентами включается в процессы обслуживания с самого начала взаимодействия с клиентом: например, когда он совершает первый звонок в компанию или оставляет заявку на сайте, проявляя интерес к продукту. Специалист должен уметь быстро и качественно ответить на запрос в любом формате: в клиентском чате на сайте, по почте, по телефону, в мессенджере, в соцсетях или при личной встрече. 

Для автоматизации управления клиентской базой он использует специализированные системы — прежде всего, CRM. Это позволяет стандартизировать бизнес-процессы, фиксировать все обращения клиентов и отрабатывать их как на уровне первичного запроса, так и в рамках последующих follow-up активностей. Нужно постоянно оставаться с заказчиком на связи: возможно, ему нужна дополнительная информация, демонстрация или консультация пресейл-специалистов по техническим особенностям продукта и возможности его кастомизации. 

Customer Success Manager, или менеджер по успешному клиентскому опыту, — очень востребованная сегодня позиция, которая дополняет предыдущее подразделение. Ее роль заключается в контроле удовлетворенности клиентов программным продуктом, реакции на их запросы и проактивной помощи клиенту в более эффективном использовании продукта. Этот процесс лучше всего работает в организациях, где настроены специальные метрики и аналитика: снижается или возрастает количество используемых функций, какую долю задач из всего разнообразия возможностей продукта клиент успешно закрывает и т. д. 

Способы мониторинга, доступные Customer Success Manager, зависят от модели предоставления продукта. Если это инсталляция on premise, когда клиент внедрил ПО в своей изолированной инфраструктуре, клиентский сервис заключается в регулярных контактах с ним, сборе обратной связи: какими функциями продукта пользуется клиент, почему не пользуется остальными, не хочет ли он масштабировать продукт на другие отделы и т. д. Например, клиенты SL Soft часто устанавливают on premise платформу Robin для создания программных роботов. Наши специалисты регулярно взаимодействуют с ними, выясняя, насколько активно используются роботы, в каких подразделениях, предлагают распространить эту практику, провести обучение или тренинг бизнес-пользователей. 

Несколько проще обстоят дела с продуктами, которые предоставляются по модели SaaS, то есть из облака провайдера по подписке. Здесь вендор, не нарушая коммерческую тайну и различные регламенты, может отследить более глубокую и детальную статистику использования его продукта и выстраивать соответствующие предложения для клиента — как сделать софт еще более эффективным. Так мы работаем, например, с линейкой продуктов для аудита розничных сетей MD Audit. У специалистов SL Soft настроены дашборды, аналитические метрики, контрольные показатели, по которым они оценивают интенсивность использования системы, выявляют наиболее востребованные модули и функции. На основании этой информации они могут строить «индекс здоровья» клиента, показывающий степень его лояльности, а при высоком риске отказа — выяснить причины недовольства и принять меры к исправлению ситуации.

Подразделение технической поддержки нацелено на реализацию доработок, обновлений и других задач развития продукта у заказчика, а также на решение всех его технических вопросов и устранение проблем. Регламент обслуживания, классификация инцидентов, способы подачи заявки, сроки реагирования на нее и другие нюансы взаимодействия клиента с технической службой вендора должны быть зафиксированы в соглашении об уровне оказания сервиса — SLA (Service Level Agreement). Благодаря нему клиент будет понимать, с кем связываться при возникновении инцидента, и получит уверенность в том, что ему помогут с решением проблемы.

В зависимости от сложности запроса техподдержку традиционно подразделяют на первую, вторую и третью линии, причем часто первая, а иногда и вторая линии отдаются на аутсорсинг. Первой линией может заниматься коммерческий контакт-центр или даже голосовой ассистент — отвечая на типовые вопросы, а по более сложным обращениям переводя клиента на соответствующего инженера. Поддержку на второй линии могут оказывать специалисты вендора или его технологического партнера-интегратора. Третья линия — это наиболее узкоспециализированные или экстренные задачи, требующие самых высоких компетенций. В любом случае, в подразделении технической поддержки должны существовать четкие стандарты обслуживания и система контроля за их соблюдением. 

В каждой компании существует еще два подразделения, которые организационно не являются частью клиентского сервиса, но по факту участвуют в реализации этой функции: это отдел маркетинга и команда разработки. Первые готовят для подразделения по работе с клиентами маркетинговые материалы, успешные кейсы, организуют конференции и другие мероприятия, предназначенные для демонстрации продукта и планах его развития. Вторые — на основании обратной связи, полученной от заказчиков, приоритизируют запросы на доработку софта, оценивают трудоемкость задач и, ставят их в бэклог и отражают в дорожной карте развития продукта. 

Развитие клиентского сервиса: пять шагов

На российском ИТ-рынке до сих пор встречаются случаи, когда заказчик не получает тот уровень клиентского сервиса, на который рассчитывает и к которому, возможно, привык при взаимодействии с западными вендорами. Причинами этому могут быть нехватка сотрудников службы поддержки, отсутствие четкого бизнес-процесса клиентского сервиса, а также отсутствие у вендора полноценной CRM-системы. Как ни странно, даже в компаниях, которые работают на рынке уже много лет и имеют миллиардную выручку, мы нередко встречаем только зачатки CRM в виде картотеки клиентов или списка потенциальных сделок. Автоматизация сквозного процесса, от лида до исполнения сделки, отсутствует, а значит, полная информация о клиентах и их потребностях может быть легко утеряна.

В связи с этим мы считаем нужным напомнить ИТ-вендорам, какие шаги они могут предпринять для развития у себя клиентского сервиса. 

Первое — убедиться, что в компании внедрена CRM-система, которая учитывает все контакты с заказчиками, включая информацию о потребностях, запросах и проблемах.

Второе — оценить свою клиентскую базу на предмет того, какие продукты они покупают, как давно, какая у них ценность Lifetime Value (LTV), то есть сколько денег каждый заказчик заплатил за время работы с вендором. После этого можно сегментировать клиентов по различным важным для вендора критериям: например, ранжировать по выручке или выделить референсных клиентов, на которых смотрят другие заказчики из той же отрасли. Также в результате такой комплексной оценки нужно определить, со всеми ли клиентами специалисты регулярно взаимодействуют, прикреплен ли к каждому из них аккаунт-менеджер.

Третье — составить перечень ушедших клиентов, выяснить причины, по которым они приняли такое решение, и более качественно настроить работу с отказами. Существует большая вероятность, что руководители заказчика, принявшие решение прекратить использование продукта во время всплеска негативных эмоций, со временем успокаиваются и могут вернуться. Главное — поговорить откровенно, выяснить боль клиента и попытаться вместе подумать, как ее устранить.

Четвертое — привести в порядок организационную структуру: оценить, насколько загружены отделы продаж и техподдержки, при необходимости увеличить штат, подумать над необходимостью привлечения Customer Success Manager.

Пятое — проводить регулярное обучение клиентов. Даже специалисты вендора уверены, что их продукт максимально легкий в усвоении и интуитивно понятный, стоит принимать в расчет разный уровень подготовки конечных пользователей заказчика, их готовность к изменениям. Поэтому регулярное обучение пользователей функционалу продукта, особенно новому, — обязательный элемент клиентского сервиса.

В целом клиентский сервис — важная задача, которая стоит перед любым сотрудником вендора, который так или иначе, даже косвенно, взаимодействует с клиентом. Представим, например, что банковский операционист непрофессионально оказал услугу: клиент совсем скоро забудет его имя, но начнет плохо отзываться о банке в целом. 

То же самое касается сферы ИТ. Как показывает наша практика общения с вендорами, работа с существующими заказчиками приносит им реальный эффект в виде выручки и увеличения скорости продаж гораздо более существенный, чем привлечение новых клиентов. Используя функции клиентского сервиса, вендор может лучше узнать клиента и увеличить средний чек за счет кросс-продаж: предлагая новые модули или смежные продукты из своего портфеля, которые решают его насущные задачи. Таким образом вложения в клиентский сервис очень быстро окупаются. 

О том, каким принципам должен следовать разработчик, чтобы претендовать на доверие и деньги клиентов, мы рассказывали в статье «Как ИТ-вендору увеличить продажи в новых условиях»

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

Достижения

I место в рейтинге RPA-платформROBIN — лидер рейтинга российских RPA-платформ 2024 года по версии портала IaaSSaaSPaaS
Прорыв года в сегменте Low-CodeCiteck занял I место в рейтинге «Прорыв года в сегменте Low-Code 2024» по версии CNews
Топ-5 BI-систем 2024 годаPolymatica — вошла в топ-5 российских BI-систем 2024 года по версии IaaSSaaSPaaS
Лучший ЭДО в России и СНГ 2024Проект «Цитроса» для «ВТБ Лизинг» победил в конкурсе CFO Russia в номинации «Лучший внешний ЭДО»
I место в рейтинге HRM-систем«БОСС» — лидер рейтинга российских HRM-систем 2024 по версии Market.CNews

Профиль

Дата регистрации
10 февраля 2023
Уставной капитал
Юридический адрес
г. Москва, вн.тер.г. Муниципальный округ Даниловский, наб. Дербеневская, д. 7, стр. 22, помещ. 12
ОГРН
1237700116070
ИНН
9725114756
КПП
772501001

Социальные сети

ГлавноеЭкспертыДобавить
новость
КейсыМероприятия