С какими вызовами сталкиваются банки, внедряя OpenAPI
Цифровая трансформация банковского сектора повышает эффективность обслуживания клиентов на 35% и ускоряет внедрение новых услуг на 50%

Эксперт в области цифровизации банковского сектора и цифровых решений для бизнеса, в том числе ДБО, поддержки цифрового рубля, АУСН, использования Open API, автоматизации с помощью AI, GenAI и LLM.
Станислав Шилов, директор по развитию продуктов Центра цифровых решений для бизнеса компании BSS (Banks Soft Systems), анализирует потенциал и риски внедрения OpenAPI в российской банковской системе.
Задача и причина
Причина — технологическая революция банковской сферы, связанная с внедрением открытых программных интерфейсов, стимулирует развитие экосистем финансовых услуг. OpenAPI — механизм предостаставления контролируемого доступа к сервисам через стандартизированные интерфейсы.
Технология меняет подходы к коммуникации банков, финтех-компаний с потребителями, расширяется спектр предлагаемых услуг. Тенденции цифровизации, касающиеся всех сфер экономики обуславливают необходимость адаптировать банковскую инфраструктуру к открытому взаимодействию, обеспечивая, с одной стороны, безопасность данных и, с другой стороны, поиск новых бизнес-моделей.
Задача — разработать эффективную стратегию внедрения OpenAPI в российских банках в контексте неизбежной цифровизации финансового сектора.
Решение
OpenAPI позволяет создавать единый клиентский путь и объединять разрозненные финансовые сервисы, что повышает удобство пользования банковскими услугами.
Попытка стандартизировать принципы OpenAPI была представлена в минувшем 2024 году. Дорожная карта регулятора предполагает, что к 2026 году использование OpenAPI станет обязательным в рамках первого этапа. Следовательно, необходим проактивный подход к внедрению этого инструмента.
Важно отметить, что процессы, связанные с Открытыми API являются мировой тенденцией. Идет активное развитие и использование Open API в Европе: повышены требования к безопасности платежей, появились инновационные сервисы агрегации счетов и автоматизированного управления сбережениями. В Великобритании Open Banking Initiative позволила финтех-компаниям предлагать уникальные услуги по управлению личными финансами. Страны Азии и США также внедряют решения на базе OpenAPI.
Однако не стоит забывать, что при всем комфорте взаимодействия, который обеспечивает технология открытых программных интерфейсов, существуют определенные риски, связанные с информационной безопасностью и изменением традиционных бизнес-моделей. Однако при грамотном подходе эти риски могут быть минимизированы, а новые возможности — максимально использованы.

Результаты
Следование принципам, обозначенным в дорожной карте, позволит банкам эффективно интегрировать OpenAPI в свои операционные модели, способствуя успешной цифровой трансформации. Растет комфорт управления всеми финансовыми продуктами в едином интерфейсе, что повышает прозрачность и доступность финансовых услуг.
Для небольших и средних банков OpenAPI создает конкурентное преимущество за счет использования информации о потребителях, чтобы сформировать персонализированные предложения. Крупные игроки укрепят свои позиции, предлагая удобные интерфейсы для управления продуктами других финансовых организаций.
С внедрением OpenAPI меняется коммуникация в банковском секторе — от конкуренции к сотрудничеству и экосистемам, которые становятся драйверами не только финансового сектора, но и экономики страны.
Источники изображений:
Freepik.com
Интересное:
Новости отрасли:
Все новости:
Публикация компании
Достижения
Профиль
Социальные сети