Какие тренды определяют сегодня российский кинопрокат
О том, куда пришел большой метр после пандемии, рассказала Мария Щербаль, генеральный директор компании Wanta GroupПреподаватель, кандидат социологических наук, фасилитатор, сертифицированный бизнес-тренер. Эксперт в конструировании эмоций и дизайне впечатлений. Ранее работала в Kantar TNS (Mediascope/ORO), ВЦИОМ.
По итогам новогодней битвы, победу в прокате одержал «Холоп 2» с рекордными сборами более 3 млрд руб., на втором месте — «Бременские музыканты».
Если проанализировать аудиторию этих фильмов и сравнить ее с данными четырехлетней давности (например, с первой частью «Холопа», вышедшей в 2020 году), можно выявить интересные закономерности и проследить тренды, которые во многом являются лакмусовой бумажкой того, куда пришел большой метр после пандемии.
Так, вторая часть «Холопа» значимо потерял аудиторию 25+ (с 62% ее доля упала до 46%) и привлекла аудиторию до 24 лет (с 38% до 54%). Первый фактор в этой истории — общее омоложение зрительской аудитории кинотеатров. После пандемии и ухода голливудского контента поход в кино для взрослой аудитории перестал быть базовым видом досуга, в том числе и потому, что становление поколения миллениалов пришлось на бум голливудских фильмов — по результатам исследований, мы видим, что отечественный контент их привлекал значимо меньше.
Появление Пушкинской карты привело в кинотеатры гораздо больше подростковой аудитории, чем это было в 2020 г. По нашим данным, возможность оплаты Пушкинской картой является решающим фактором выбора фильма для 40% пользователей в неновогодний период. В новогодний уикенд сеансы по этому критерию выбирали в среднем 13% зрителей. Второй фактор — конкурентное окружение. Семейная аудитория 35+ в новогодний уикенд активнее текла к «Бременским музыкантам» (39%).
При сопоставимой с 2020 годом посещаемостью новогоднего уикенда (наконец, кинотеатры вернули допандемийный объем аудитории 14,8 млн. зрителей)[1], доля зрителей, которые ходят в кинотеатр всего раз в год и реже, выросла почти в 2 раза.
Это еще один тренд — люди в принципе стали реже ходить в кино. У взрослых людей кино выпало из списка регулярных развлечений и стало особым событием. Они собираются в компанию с близкими, выбирают семейный компанейский фильм и приходят специально, раз в год, — таких стало намного больше, и отсюда же — меньше одиночек.
Наконец, главный фактор выбора «Холоп 2» — то, что фильм является продолжением франшизы, которая понравилась зрителям, эту причину отметили 73%. По результатам исследований, мы видим, что зрители чаще выбирают фильмы с предсказуемыми для них эмоциями и впечатлением от просмотра. У каждого своя задача от похода в кино и он делает все, чтобы ее решить. Кто-то хочет повеселиться, кто-то погрустить, кто-то подумать о вечном и т.д. Франшизы обеспечивают предсказуемый уровень качества, как и крупные и известные бренды в магазинах. Новые фильмы для аудитории — кот в мешке, не ясно, насколько хорошо удалась экранизация известной истории. Конечно, легендарная история в основе — большой плюс. Основная причина выбора «Бременских музыкантов» — любовь к известной истории, об этом сказали 58%. Однако, мы видим, что предсказуемая франшиза более весомый фактор выбора, чем легендарная история, но с непредсказуемым для зрителя качеством экранизации.
Дополнительные бонусы «Холопа 2» для зрителей — более известный им актерский состав (47% выбрали «Холоп 2» именно из-за актеров против 41% у «Бременских музыкантов»), режиссер (8% против 5%). На первый взгляд, не такая большая разница в цифрах, но с точки зрения статистики при тысячных выборках — это существенно.
Что касается перспектив по сборам, у «Холопа 2» был хороший старт и такие же перспективы. У фильма, как мы видим по результатам исследований, нет имиджа семейного кино. На него чаще ходят с друзьями (37%). Вырасти в деньгах после новогоднего уикенда ему с большей вероятностью поможет Пушкинская карта, по которой молодая аудитория компаниями будет смотреть фильм.
[1] В новогодний уикенд с 1 января по 8 января 2020 года посещаемость российских кинотеатров составила 14,8 млн зрителей. В уикенд 2021 — 11 млн. зрителей. В 2022 — 10,6 млн. зрителей, в 2023 — 13,4 млн. зрителей.
Интересное:
Новости отрасли:
Все новости:
Публикация компании
Профиль