Как low-code решения помогают бизнесу расти и развиваться
Расскажем, как low-code решения помогают бизнесу сокращать цифровой разрыв с конкурентами и автоматизировать процессы без лишних затрат

Опыт работы в IT-индустрии — свыше 10 лет. Спикер профильных конференций, автор статей в IT-медиа.
Все больше компаний стремятся автоматизировать максимум бизнес-процессов, чтобы оптимизировать операционную деятельность и выделяться на рынке высоким уровнем сервиса. При этом готовое ПО бывает сложно адаптировать к потребностям конкретной организации, а разрабатывать программы под себя — сложно, долго и дорого.
Если продолжать работать вручную или использовать решения, которые невозможно развивать, будет увеличиваться цифровой «разрыв» с конкурентами, а рост бизнеса окажется под угрозой. Чтобы этого не произошло, необходимо внедрять системы на базе технологии low-code. По прогнозам Gartner, к 2026 году такие решения охватят до 80% корпоративных пользователей.
Меня зовут Андрей Фитисов. Я директор по развитию бизнеса ITSM 365. В этой статье помогу разобраться, что из себя представляют low-code решения и как они помогают бизнесу развиваться.
Что такое Low-code
Вместо технической среды кодирования, с которой могут работать только профессиональные разработчики, low-code платформа — это конструктор готовых модулей. Она позволяет даже новичкам в программировании собирать корпоративные системы, адаптированные под конкретные задачи и бизнес-процессы.
Что отличает low-code от традиционной среды разработки:
- Визуальное моделирование
Low-code избавляет от необходимости писать и тестировать тысячи строк кода. Программирование может потребоваться, но оно не требует глубоких технических знаний и серьезной подготовки.
- Магазин приложений
На low-code платформе представлены готовые шаблоны, виджеты, плагины, бизнес-компоненты и коннекторы для корпоративных систем. Вы не изобретаете велосипед для каждого проекта, а конструируете решение с нужной бизнес-логикой.
- Полная поддержка жизненного цикла продукта
Low code поддерживает полный цикл бизнес-приложения: разработка → тестирование → релиз. Прототипирование и проверка работоспособности продукта происходит в реальном времени, что в разы ускоряет его запуск.
- Универсальность работы
Low-code можно развернуть в облаке, на собственном сервере или в виде приложения. Универсальность реализации позволяет выбрать оптимальный формат работы с инструментарием платформы с учетом бизнес-специфики.
В чем преимущества low-code решений
В среднем, разработка и внедрение корпоративного ПО занимает около года и включает 6-7 этапов: подготовку техзадания, передачу на разработку, прототипирование, разработку, тестирование, разработку, устранение багов. Все это сопровождается солидными затратами.
Если бизнесу необходимо быстро автоматизировать свои процессы, то традиционный подход не подойдет — слишком медленно, дорого и неэффективно.
В свою очередь, low-code платформа предлагает весомые преимущества:
- Высокая скорость разработки
Визуальное моделирование с помощью low-code позволяет создавать и внедрять автоматизированное решение в разы быстрее. Благодаря встроенным инструментам интеграции и тестирования развернуть готовый инструмент можно в течение 3-6 месяцев в зависимости от сложности продукта. Если использовать low-code со стартовой конфигурацией, то срок развертки можно сократить до 2-8 недель.
- Высокая производительность
Более короткие сроки автоматизации позволяют ускорить цифровую трансформацию бизнеса. Компания не зависит от разработчиков ПО, что позволяет быстрее ставить и решать бизнес-задачи. Рабочие процессы становятся более производительными и эффективными.
- Простое использование
Low-code платформы отличаются низким порогом входа для разработки корпоративной системы. Работать с таким решением могут сотрудники ИТ даже со стартовыми техническими навыками и знаниями.
- Экономия ресурсов
Low-code помогает сократить расходы на дорогостоящую разработку решений с нуля, внедрение и поддержку лоскутной автоматизации из разрозненных систем. Модульная платформа не требует большого количества ИТ-ресурсов. И при этом дает возможность быстрее обновлять и оптимизировать бизнес-инструменты.
- Простое и гибкое внесение изменений
При традиционном подходе к разработке ПО вносить в него изменения, добавлять или убирать какие-либо функции по мере роста бизнеса — сложно и дорого. Тогда как модульный low-code позволяет по мере необходимости обновлять опции ПО быстро и без риска простоев.
- Нет зависимости от технического долга
Технический долг возникает, когда компания не может провести цифровую трансформацию из-за устаревшего кода или нефункциональных инструментов. Low-code исключает риск технического долга за счет постоянно обновляемых компонентов, которые можно легко и быстро перекомпоновать под нужды бизнеса, также интегрировать с другими системами.
Таким образом, собственникам бизнеса в СМБ-сегменте решение на базе low-code позволяет:
- Быстро отвечать на требования рынка, адаптировать и внедрять бизнес-процессы.
- Обеспечить легкое и прозрачное управление ИТ-инфраструктурой.
- Экономить ресурсы на развитие бизнеса.
- Без лишних рисков тестировать новые функции продукта.
Как применять low-code для Service Desk
Гибкость и адаптивность low-code позволяют применять их не только для точечных решений. Такая платформа помогает быстро внедрить универсальную и единую систему автоматизации на базе service desk сразу для нескольких подразделений. При этом для каждого отдела и команды можно настроить индивидуальный сценарий работы.
Service desk на основе low-code реализует сервисный подход в управлении бизнес-процессами. Подразделение оказывает услугу внутренним или внешним заказчикам — например, по техобслуживанию, документообороту, финансовой отчетности, подготовке рабочего места. Для каждой услуги в системе создают заявку, назначают сроки, ответственных и отслеживают статусы выполнения.
Такой подход, в частности, реализован в экосистеме продуктов ITSM 365 на базе service desk так, чтобы можно было собрать нужный функционал под специфику того или иного отдела. При этом, если каких-то опций в системе не хватает, их можно быстро и без лишних расходов донастроить за счет low-code.
Разберем, как можно применять service desk на базе low-code платформы в рамках бэк-офиса:
- автоматизировать линии техподдержки с возможностью внедрить портал самообслуживания и витрины услуг;
- настроить маршрутизацию заявок по ИТ задачам;
- соблюдать регламенты и требования по SLA.

- настроить воронки найма;
- автоматизировать сорсинг и рекрутинг;
- выстроить цепочки согласований по вакансиям и кандидатам;
- анализировать работу HR-команд.

- Вести проекты по этапам на основе моделей Agile и Waterfall.
- Визуализировать рабочие процессы в виде иерархических структур на канбан-досках и диаграммах Ганта.
- Планировать ресурсы по каждой проектной задаче.
- Назначать ответственности и сроки.
- Согласовывать промежуточные и финальные результаты.

Как инструменты Low-code открывают широкие возможности для кастомизации
Решение на базе low-code платформы позволяет не зависеть от разработчика продукта по мере роста компании. Компания может быстро автоматизировать текущие бизнес-процессы, а также добавлять новые и связывать их единой логикой.
Так, в ITSM 365 для этих целей предусмотрено гибкое решение — конструктор бизнес-процессов (КБП). Визуальный редактор служит для настройки сложных алгоритмов выполнения задач. Вместо ручного назначения и распределения процессов между отделами достаточно один раз настроить их маршрутизацию без траты времени на создание уникальных скриптов.
Без конструктора сотрудникам нужно вручную создавать и настраивать отдельные процессы, уровни согласований, распределять их между департаментами и отслеживать. Фактически, приходится тратить массу времени на однотипные задачи, что может снизить продуктивность.
С помощью КБП технологи могут автоматизировать комплексную услугу, в состав которой входит несколько задач. Скрипты и длительные итерации не нужны. Достаточно один раз настроить в визуальном редакторе маршрутизацию процессов. Когда наступают условия запуска, задачи будут выполнять поэтапно.
Допустим, компания должна подготовить рабочее место для нового сотрудника. В этом процессе задействованы несколько подразделений: АХО, ИТ, HR. Чтобы избежать разрозненности, в КБП настраивают логику процессов, которые будут последовательно выполняться в рамках одной услуги: закупить оборудование, настроить доступы к корпоративным системам, выдать рабочие инструкции и так далее.

Как работают системы на базе low-code: примеры из практики
На базе платформы создаются решения, которые позволяют автоматизировать разные аспекты работы компании. Ниже самые популярные среди наших клиентов, которые можно создать с использованием low-code инструментов.
В проектном институте систему автоматизации на базе service desk внедрили для линий техподдержки в ИТ и АП подразделениях. Далее решение адаптировали для поддержки систем автоматизированного проектирования, автоматизации печатных форм, заявок по линии АХО, учета ИТ-активов.
В одной из крупнейших аптечных сетей service desk изначально настроили для нужд АХО, ИТ, документооборота и юридического отдела. Со временем компании потребовалось завести в систему рекрутинг персонала. Технические специалисты перенесли в ITSM 365 базу вакансий, настроили несколько типов заявок, подключили скрипт для автоматической загрузки резюме с рекрутинговых сайтов, настроили подгрузку данных из service desk для Яндекс.Карт.
Сервисная компания по обслуживанию кассет для банкоматов настроила в service desk контроль логистических процессов. В систему завели учет оборудования, настроили личные кабинеты сотрудников и виды работ, завели идентификаторы для каждой кассеты.
Инжиниринговая и сервисная компания геологической отрасли реализовала в service desk возможность отслеживать эффективность работы команд. К системе подключили Telegram-бота, с помощью которого глава ИТ-подразделения получал информацию по заявкам и ответственным за них.
Оператор лотереи применил service desk для приема и обработки клиентских обращений. Кастомизированные формы заявок помогли фиксировать необходимые данные клиентов так, что при выполнении запросов исключаются ошибки и лишние уточнения.
Приведенные выше примеры наглядно показывают, что систему автоматизации на базе low-code можно настроить под любые бизнес-процессы. Компания получает единое и гибкое решение, которое масштабируется на необходимые подразделения без затрат на разработку, тестирование и внедрение.
Когда использовать традиционную среду разработки
Low-code платформы позволяют ускорить разработку и упростить создание решений, однако в некоторых случаях традиционный подход оказывается более предпочтительным. Это актуально, если:
- Разработчику необходимо соответствовать строгим стандартам безопасности;
- Техническое задание предусматривает проверку и оптимизацию каждой строчки кода, а также проведение самостоятельного тестирования;
- Компании необходима полная независимость от экосистем поставщиков low-code платформ;
- Разработчик должен максимально контролировать структуру создаваемых приложений и сервисов;
- Необходимо соблюдать отраслевые стандарты и нормативные требования.
Однако каждый проект уникален, и выбор среды разработки зависит от конкретных потребностей и обстоятельств. Важно тщательно планировать разработку, учитывать требования и выбирать наиболее подходящий инструмент для работы.
Заключение
Сегодня ведение успешного бизнеса невозможно без современных ИТ-инструментов. Low-code максимально сокращает расстояние между компаниями и ИТ-решениями. Удобная платформа позволяет заинтересованным пользователям быстро вносить изменения в бизнес-процессы, помогает гибко реагировать на новые рыночные реалии и запросы клиентов.
В условиях высокой конкуренции в отрасли ИТ low-code платформа создает весомые преимущества по сравнению с традиционной разработкой полного цикла. В первую очередь — для SMB-компаний. Гибкий и модульный low-code помогает экономить на ИТ-ресурсах, дорабатывать процессы под нужды компании и ее рост, охватывать единым решением сразу несколько отделов без необходимости в лоскутной автоматизации.
Источники изображений:
Ксения Исакова
Интересное:
Новости отрасли:
Все новости: