РБК Компании
Главная DV Сonsulting 9 августа 2023

Резидент Сколково: 4 нюанса, которые помогут компании не потерять статус

Как устроены правила Сколково и что нужно знать, чтобы обойти некоторые из них
Резидент Сколково: 4 нюанса, которые помогут компании не потерять статус
Андрей Ремесленников
Андрей Ремесленников
Партнер группы компаний DV Consulting

Спикер школы управления Сколково и акселератора по искусственному интеллекту INNOACCELAI. Эксперт по продвижению технологического бизнеса и привлечению мер государственной поддержки.

Подробнее про эксперта

После того как компания получает статус резидента, она обязана привести свою деятельность в соответствие с правилами Сколково. Иначе ее могут лишить статуса в первый же год проверки. Поэтому правила нужно учитывать еще на этапе создания заявки, чтобы потом не было проблем.

Согласно правилам, участники должны вести исключительно:

  • исследовательскую деятельность — то есть разрабатывать продукт или технологию для дальнейшей продажи;
  • коммерциализацию этой исследовательской деятельности — то есть продавать свой продукт или технологию;
  • некоторые прочие виды деятельности, необходимые для ведения исследований и коммерциализации результатов. Например, обучение работе с продуктом, который продал резидент.

Резиденты не имеют права вести иную деятельность, а также должны соблюдать ряд ограничений. Например, они не могут получать выручку от агентских комиссий, продавать с наценкой услуги/товары, которые не связаны с исследованиями и их коммерциализацией, сдавать в аренду имущество и помещения.

О том, что придется соответствовать правилам Сколково и получать выручку только от коммерциализации своего продукта или технологии, нужно помнить еще на этапе написания заявки. Важно продумать все нюансы и подготовить почву, которая в дальнейшем позволит правильно отвечать на запросы Сколково и не бояться, что деятельность могут признать не соответствующей правилам и компанию лишат статуса или попросят вывести ее в отдельное юрлицо.

Иногда участники сами отказываются от статуса после консультации со своим проектным менеджером. Или изначально не идут в Сколково, узнав об этих правилах: боятся, что не подойдут и придется перестраивать деятельность всей компании, теряя большую часть выгоды и смысла от льгот.

Но, по нашему опыту, «упаковаться» и соответствовать правилам, продолжая вести привычную деятельность (формально, не юридически), может почти любая компания, которая успешно прошла экспертизу. 

Расскажем о четырех важных моментах, которые позволят лучше понять, как устроены правила на самом деле. 

Они могут приободрить даже те компании, которые не считают себя достаточно технологичными для Сколково.

Понятие «коммерциализация исследовательской деятельности» очень размытое. 

В большинстве случаев почти любую деятельность технологической компании можно подвести под это понятие — главное, чтобы были правильное позиционирование и юридическая упаковка. Для этого нужно нанять опытного юриста, который разбирается в правилах Сколково, или привлечь консалтинговое агентство, в котором есть команда юристов, налоговых консультантов и которое имеет большой опыт в решении деликатных вопросов со Сколково. Оно поможет юридически упаковаться «под правила», корректно составить ежегодную отчетность, чтобы Фонд убедился, что никаких нарушений формально нет и компания может оставаться в статусе резидента.

При правильной упаковке можно обойти некоторые запреты. 

Например, Сколково запрещает получать деньги от агентских комиссий, но есть множество юридических способов превратить агентскую комиссию в «плату за услуги платформы». Это подходит добросовестным резидентам, которые делают действительно крутой продукт, но ограничения сильно бьют по их компании.

Фокус Сколково в последнее время смещается от инноваций к стартапам. Изначально Фонд поддерживал тех резидентов, у которых в проекте ярко проявлялся научный, инновационный потенциал. И плохо реагировал на компании, где инновацией является бизнес-модель, а не технология/продукт. Сейчас, на наш взгляд, фокус Сколково сместился в сторону помощи стартапам. Если компания придумала прорывное решение, новую бизнес-модель и может стать лидером в своей отрасли — у нее есть все шансы стать резидентом. И неважно, что это решение не сильно наукоемкое/инновационное.

Фонд делает акцент на коммерческих показателях, а не на исследованиях.

В планах Сколково — до конца 2030 года привлечь в 2,5 раза больше резидентов и увеличить суммарную ежегодную выручку со 160 до 500 млрд рублей. Это значит, что в дальнейшем Фонд может уделять больше внимания в заявках коммерческим показателям, а не наличию фундаментальных исследований, ведь им нужно достигнуть KPI.

Учитывая эти моменты, компании в большинстве случаев могут подогнать всю деятельность под правила Сколково. Хотя иногда проще создать отдельный R&D-центр и перевести в эту новую компанию деятельность, связанную с разработкой и исследованиями, а заодно и значительную часть штата.

Как выглядит экспертиза в Сколково

Для того чтобы стать резидентом Сколково, необходимо пройти экспертизу. Экспертиза состоит в том, что пять независимых экспертов Сколково оценивают написанную компанией заявку. Заявка — это примерно 60–90-страничный документ с описанием проекта/технологии/компании. Сама заявка жестко регламентирована по разделам и содержанию, но в нее можно добавлять сколько угодно примечаний, которые, как правило, составляют 50–80% от объема.

Эксперты оценивают заявку по пяти вопросам, на которые нужно ответить «да» или «нет». Чтобы успешно пройти экспертизу, по всем вопросам должно быть хотя бы три «да» из пяти. Самые главные из них — о конкурентных преимуществах перед аналогами и о коммерциализации на рынке.

Полный список вопросов:

  • Обладает ли создаваемый продукт и/или технология потенциальными конкурентными преимуществами перед мировыми аналогами?
  • Обладает ли создаваемый продукт и/или технология существенным потенциалом коммерциализации как минимум на российском, а в перспективе — на мировом рынке?
  • Является ли проект теоретически реализуемым и не противоречащим основополагающим научным принципам?
  • Обладают ли ключевые исследователи, разработчики и менеджеры проекта необходимыми для успешной реализации проекта и относящимися к тематике проекта знаниями, научным или индустриальным опытом и предпринимательским потенциалом?
  • Достаточно ли представленных материалов для оценки проекта?

На деле 99% компаний срезаются на первом и втором вопросе. Хотя в них нет акцента на научности и инновационности, мы по опыту знаем: эксперты подсознательно ищут в проектах именно что-то новое, потому что Сколково для них — это инновации и наука.

Как пройти экспертизу: о чем вам не расскажут на сайте Фонда

Важно понимать, каков состав экспертов и как они оценивают заявку, чтобы иметь полное представление о процедуре.

Эксперты на оценку заявки подбираются рандомно. Их набирают из пула примерно в 800 человек. Даже сотрудники Сколково не знают, кто будет на экспертизе, — у них есть только их номера id.

У экспертов могут быть поверхностные знания по узкой теме вашего проекта. Если учесть, что в каждом из четырех кластеров есть около 100 узких направлений, выходит, что на каждое из них приходится в среднем два эксперта. Понятно, что есть смежные темы и в целом эксперты Сколково неплохо разбираются во всех направлениях. Но не исключена ситуация, когда заявку могут оценивать люди, которые не имеют должных знаний в узкой специализации, по которой написана заявка.

Например, если вы делаете PropTech-проект в сфере разработки софта для BIM-проектирования, ни у одного из ваших оценщиков может не оказаться релевантного опыта и знаний, кроме сведений из статей и научных журналов. При этом все они неплохо понимают в ИТ: кто-то специализируется на Big Data, кто-то на AI и пр.

Всем экспертам важно в вашей заявке разное. Разброс в знаниях и экспертизе очень большой: экспертом может быть профессор университета, бизнес-аналитик венчурного фонда, топ-менеджер крупной компании или серийный предприниматель. Их восприятие мира и взгляд на одинаковые вещи могут быть разными, как и погружение в заявку. Одни эксперты досконально изучают заявку и тратят целый день на проверку достоверности данных, а другие делают вывод после 20-минутного прочтения по диагонали.

Вывод: важно не только круто расписать и упаковать свой проект, но и понравиться как можно большему количеству экспертов. Задача пройти в Сколково значительно усложняется субъективностью оценок и взглядов, а также наличием ограничений в виде правил ведения исследовательской деятельности. Поэтому, если хотите, чтобы ожидания по экономии на льготах совпадали с реальностью, нужно детально прорабатывать модели коммерциализации и соответствие правилам, а не только написать красивую заявку и пройти экспертизу.

Интересное:

Все новости:

Достижения

270+ резидентов СколковоБолее 270 компаний получили статус Резидента Сколково с нашей помощью за 5 лет
Привлекли больше 2,5 млрдПолучили финансовую помощь для своих клиентов на сумму более чем 2,5 млрд рублей
100% клиентов успешно отчитались100% наших клиентов успешно отчитались за привлеченные средства

Профиль

Дата регистрации27.01.2021
Уставной капитал10 000,00 ₽
Юридический адрес обл. Ростовская, г.о. Город Ростов-На-Дону, ул. Московская, зд. 43/13, ком. 22
ОГРН 1216100001480
ИНН / КПП 6164133995 616401001
Среднесписочная численность7 сотрудников

Контакты

Адрес Россия, г. Москва, ул. Люсиновская, д. 36, стр. 2, 4 подъезд, 2 этаж, ком. 204/2

Социальные сети