Зачем нужны сертификаты для торговли на маркетплейсах
Запуск продукции на маркетплейсах невозможен без соответствующих документов, подтверждающих ее качество и безопасностьВ 2022 году совместно с рядом предпринимателей и топ-менеджеров основал компанию JVO, став резидентом «Сколково» и членом Московского инновационного кластера.
Сегодня маркетплейсы играют ключевую роль в мировой торговле, предоставляя бизнесу и индивидуальным предпринимателям широкие возможности для реализации своей продукции. Однако, несмотря на все преимущества, для выхода на маркетплейсы существуют и некоторые барьеры, преодоление которых требует внимательного подхода. Один из них — сертификация товаров.
Сертификация, по сути, является своеобразной страховкой от нежелательных последствий. В случае возникновения спорных ситуаций, продавец всегда может предъявить документ, подтверждающий, что его товар безопасен. Это не только уменьшает риски судебных разбирательств, но и повышает уровень лояльности покупателей. Отсутствие сертификата, напротив, может привести к существенным финансовым потерям и закрытию доступа продавцов на маркетплейсы.
На большинство товаров, которые продаются на электронных площадках, включая импортные, сертификаты или декларации соответствия уже есть. Оптовики могут их запросить у своих поставщиков вместе с доверенностью на право пользования сертификатом или декларацией. Проходить дорогостоящую процедуру сертификации нужно производителям и импортерам. Или тем, на чьи товары срок действия сертификатов закончился. В любом случае, наличие документов соответствия у поставщиков и производителей лучше проверить до заключения сделки на поставку партии товара.
Новые селлеры на маркетплейсах часто оформляют сертификацию не сразу — или оформляют дорогостоящие документы на один и тот же товар в складчину. Здесь есть риски. Например, если тот селлер, чье юрлицо указано в сертификате, прекратит продавать данный товар, то сертификат аннулируют для всех. Существует и инспекционный контроль органов сертификации. Выборочные проверки продавцов проходят ежегодно, и неизвестно, к кому придут инспекторы, и пройдет ли продавец проверку. Если нет — сертификат тоже отзовут.
Чтобы понять, нужен ли сертификат или декларация на конкретный товар, часто достаточно включить логику. Чем более потенциально опасен товар для здоровья — тем строже требования. Соответственно, декларацию соответствия получить легче, чем сертификат, и стоит она дешевле, от 8 до 20 тыс руб. против 30-100 тыс для сертификатов.
Например, для одежды первого слоя, которая имеет контакт с телом — купальников, нательного и постельного белья, пижам — сертификат соответствия нужен всегда. То же касается продуктов, косметики, большинства электроприборов и любых детских вещей.
Для одежды второго и третьего слоя, включая куртки, кофты, кепки, перчатки — достаточно декларации о соответствии. Она нужна, например, и для мебели, чаще всего для посуды, моющих средств и предметов гигиены, маломощной электроники и других бытовых вещей.
На те товары, которые даже потенциально вряд ли могут навредить человеку, вроде цветочных горшков, бижутерии, зонтов, канцтоваров, швабр или брелоков для ключей достаточно оформить отказное письмо. Оно означает, что товар не нужно сертифицировать. Оформление письма стоит 3-5 тысяч руб.
Для некоторых селлеров сувенирная продукция или элементы декора — одна из лазеек, чтобы избежать сертификации. Например, можно попытаться продавать как сувениры какую-то посуду или игрушки. И, соответственно, оформить на этот товар отказное письмо и заполнить карточку товара, обозначив его как сувенир. Но любой обман системы чреват последствиями. Если маркетплейс сочтет, что карточка товара оформлена с нарушениями, она будет заблокирована, а продавец — оштрафован.
Есть и неочевидные вещи. Например, мыльницы. В них держат средства, которые контактируют с кожей, а значит, и мыльница должна соответствовать ГОСТу. Чтобы проверить, подлежит ли товар сертификации, можно обратиться в аккредитованный сертификационный центр, где консультации чаще всего бесплатные, или просто спросить об этом поисковик в интернете. Можно попробовать самостоятельно проверить необходимость регистрации или сертификации по основным документам — постановлению правительства N 2425 и техрегламентам Таможенного Союза. Но найти там свой товар непросто.
Сертификационные центры, по идее, должны проводить испытания товаров на предмет соответствия требованиям, и иметь необходимое оборудование. К сожалению, в этой сфере пока еще много мошенников. Цены на декларации и сертификаты в разных центрах могут отличаться в разы. Если один центр за выдачу сертификата на определенный товар просит, например, 70 тыс. рублей, а в большинстве других это стоит 120 тыс., это повод задуматься — а проводятся ли в первом центре вообще хоть какие-то испытания, и не отзовут ли у него через месяц-другой лицензию.
Непосредственно для торговли на маркетплейсах ни сертификаты, ни декларации, ни отказные письма не нужны. Селлеры обязаны предъявить их только по запросу покупателей. Но если потребовали — будьте любезны. По новой оферте Wildberries продавец должен предоставить эти документы в трехдневный срок. В противном случае покупатель может пожаловаться маркетплейсу, а тот за отсутствие сертификации оштрафует продавца от 100 тыс. руб. и заблокирует карточку товара или даже бренд. Wildberries за нарушение сертификации часто блокирует юрлицо — то есть ИНН селлера. И он больше никогда не сможет торговать на этом маркетплейсе. Могут быть последствия и со стороны надзорных органов — если жалоба придет и туда. Штрафы от государства идут уже от 300 тыс., а весь несертифицированный товар конфискуется. Такой метод «тайного покупателя», кстати — один из законных инструментов конкурентной борьбы.
Интересное:
Новости отрасли:
Все новости:
Публикация компании
Профиль
Контакты
Социальные сети