Как горнодобывающие компании повышают свою эффективность
О том, как повысить эффективность и рентабельность предприятий горнодобывающей отрасли через автоматизацию служб ТОиРГенеральный директор «Деснол Софт Проджект». По образованию инженер-программист. Руководит компанией с момента ее основания в 1999 году
Расчет потерь — вместо экономии бюджетов
Горнодобывающая промышленность — одна из тех отраслей, где эффективность производства напрямую зависит от качества, надежности и бесперебойной работы оборудования. Даже непрофессионал понимает, насколько сильно кирки и лопаты первых шахтеров отличаются от техники, которую используют современные предприятия.
Но главный принцип не изменился: сломалась кирка — нет выработки, вышла из строя дробилка или проходческий комплекс — нет плана. И если раньше рабочий просто менял черенок лопаты и снова отправлялся в забой, то сейчас ремонт высокотехнологичного оборудования требует не только значительных затрат: финансовых, временных, организационных, но и оборачивается прямыми потерями. Именно эти издержки рекомендуется считать в первую очередь, а уже потом добавлять в смету перспективу экономии бюджетов.
Потери в ТОиР — это и первая, и вторая статьи потерь в горнодобывающих компаниях. Так говорят все наши клиенты, работающие в этой сфере. Предприятие терпит убытки из-за недовыполнения плана, простоя персонала, авральных закупок и недополученной прибыли. Сейчас уже многие организации научились контролировать затраты и грамотно вести управленческий учет, но далеко не все считают потери.
Максимальная надежность за минимальные деньги
Основная задача ТОиР звучит просто и даже прозаично: обеспечить максимальную (ну или хотя бы заданную) надежность за минимальные (достаточные) деньги. Путь к этому балансу лежит через автоматизацию процессов. Причем представители горнодобывающей отрасли поняли это одними из первых, и еще около 15 лет назад стали пионерами автоматизации.
Во многом это произошло из-за специфики географических и погодных условий, в которых работают горнодобытчики. На Крайнем Севере или в других труднодоступных регионах поставка даже элементарных запчастей зависит от периодов навигации, работы зимников, графика летнего или зимнего завоза. И все это необходимо учитывать при планировании. Так высокая цена ошибки стала драйвером автоматизации.
Сейчас сложно придумать проект по оптимизации расходов, который по своей инвестиционной привлекательности мог бы конкурировать с трансформацией процессов ТОиР. Если в среднем по промышленности затраты на техническое обслуживание и ремонт — это третья по объему статья расходов, то в горнодобывающей отрасли она может быть и второй, и первой. У многих предприятий годовой бюджет на ТОиР достигает десятков миллиардов рублей. Соответственно, сокращение затрат даже на 5 % даст заметный результат.
Сотни миллионов рублей подтвержденного экономического эффекта от автоматизации в горнодобывающей отрасли уже становятся нормой. Компаниям нужны инструменты для управления операционными процессами в области ТОиР, поддержки риск-ориентированных подходов, востребованы мобильные приложения для персонала и предиктивная аналитика.
Кстати, не всегда эффект от автоматизации ТОиР можно измерить исключительно деньгами. Иногда в ходе проекта руководитель предприятия неожиданно выясняет, что критически важное оборудование не обслуживалось годами. В этом случае затраты на обслуживание, напротив, вырастут, но такое открытие позволит избежать проблем в будущем.
От автоматизации — к трансформации
Внедряя процессы ТОиР, компания должна понимать, куда она хочет прийти. И вариантов здесь два: либо рассматривать техническое обслуживание и ремонт как вспомогательную функцию, которая автоматизируется, что называется, на сдачу от автоматизации других процессов, либо относиться к ТОиР как к инструменту трансформации всего производства.
Сейчас служба технического обслуживания и ремонта по своему устройству и инженерным компетенциям становится одной из самых продвинутых на предприятии — это настоящий «адронный коллайдер» современного производства. И такой ресурс обязательно нужно использовать в том числе за пределами ТОиР.
И этому есть подтверждения. Лучший результат получают те предприятия, которые не просто проводят автоматизацию, а одновременно с этим поднимают уровень зрелости всех процессов.
С одной стороны, все лучшие практики и методологические подходы не работают без качественной ИТ-поддержки, поэтому служба ТОиР и становится технологическим флагманом предприятия. С другой стороны, внедрять современные ИТ-системы, продолжая применять старые модели организации процессов, это все равно что тратить деньги на супермощный компьютер и использовать его в качестве печатной машинки.
Интересное:
Новости отрасли:
Все новости:
Публикация компании
Профиль
Контакты
Социальные сети