Как применять продуктовый подход для создания корпоративных курсов
Руководитель «Синктум», Дмитрий Васин, рассказывает, как поэтапно разработать программу обучения на основе предпочтений и потребностей сотрудниковAgile-евангелист, сертифицированный Scrum-мастер
Рост и развитие сотрудников помогает предприятию расти финансово и становиться сильнее среди конкурентов. Но бывает, что HR тратит много времени, чтобы создать идеальный продукт, но получает негативные оценки. Время упущено, а результата нет. Что делать?
Продуктовый подход — это новаторский взгляд на создание обучения. Подход учитывает мнение пользователей и всех, кто связан с продуктом. И даже если по началу использование подхода может встретить не самые лучшие отзывы, с каждым шагом продукт будет становиться лучше и более ориентированным на пользователей.
В статье Дмитрий Васин — руководитель платформы «Синктум» — рассказывает, как образование может стать продуктом. Рассмотрим, какие подходы, принципы, ценности нужно внедрить в корпоративную культуру, чтобы развивать сотрудников, которые стремятся к знаниям и продвижению.
Что такое продуктовый подход
Продуктовый подход — набор практик и инструментов, которые позволяют создавать продукт: сервисы, услуги, физический продукт, который ориентирован на решение конкретных проблем и удовлетворению потребностей ЦА. Фокусируется на развитии и совершенствовании.
Эрик Рис, американский предприниматель, первый систематизировал этот подход в книге «The lean startup» («Бережливый стартап»). Книга описывает революционный подход к созданию IT-продуктов.
Принципы продуктового подхода
Чтобы лучше разобраться в продуктовом подходе, нужно исходить из принципов. Понятие подхода довольно расплывчатое. Чтобы понять, что мы действуем в его рамках, мы обращаемся к основам и ценностям.
Индивидуализация обучения: учитывающие индивидуальные потребности и стили обучения учащихся.
Оценка эффективности: Продукты образования оцениваются на основе их эффективности в достижении образовательных целей и поддержке учебного процесса.
Коллаборация: включает в себя коллаборацию между учителями, образовательными экспертами, разработчиками программного обеспечения и другими заинтересованными сторонами.
Таким образом, продуктовый подход расширяет традиционные методики обучения. На основе этих принципов мы создаем продукт, более востребованный и сильный. Рассмотрим процесс создания такого продукта поэтапно.
Этапы создания продукта
Этапы создания продукта и их результаты представляют собой последовательный процесс. Он включает несколько ключевых этапов: от идеи и до выпуска и сопровождения конечного продукта.
1. Исследование
В первую очередь мы исследуем, что хотим сделать в качестве курса или семинара. Проводим аналитику: смотрим конкурентов, текущие программы, предыдущий опыт.
2. Проектирование
Можем подумать, каким будет курс или образовательные программы. Выстроить последовательную структуру, описать ее детально. Ограничить временные отрезки: за какое время его должны пройти пользователи, сколько будут длиться уроки и т.п.
3. Разработка
Начинаем наполнять продукт содержимым. Думаем о том, что включить, а что нет, как раскрывать темы.
4. Тестирование
В традиционной сфере, где образование предлагается как услуга или сервис, тестирования нет. Как организовать тестирование продукта? Мы начинаем рефлексировать и предлагать, что мы сделали ограниченному числу пользователей. Где мы получаем обратную связь, что им нравится и что мы можем улучшить.
5. Публикация
Это массовое размещение для большого количества людей. Мы знаем, что у нас есть первая обратная связь по продукту (ОС). На этапе публикации мы также получаем отзывы и комментарии, что подводит нас к следующему этапу
6. Сопровождение
Начинаем дорабатывать продукт за счет большего количества обратной связи, которая может быть количественная (оценка от 1 до 5) и качественная (отзывы).
Создание и внедрение образовательного продукта требует тщательного планирования и исполнения на каждом этапе. Важно вовлекать пользователей в тестирование, чтобы продукт был привлекательным и полезным для них. Также необходимо уделять внимание как технической, так и содержательной стороне разработки, где главную роль играет продуктовая команда.
Роли в продуктовой команде
- Продуктовый менеджер — отвечает за продукт и за применение продуктового подхода. Отвечает за качество выпускаемого материала и задает планку.
- Определяет стратегию.
- Формулирует и документирует требования к продукту. Анализирует рынок и смотрит на конкурентов. Учитывает обратную связь от пользователей. Часто и много общается с учащимися, чтобы лучше понимать: что нравится, а что нет.
- Управляет бюджетом и сроками.
2. Методолог — отвечает за педагогический подход, который понимает, как обучать взрослых людей.
- Разрабатывает и оптимизирует процессы разработки продукта. Он принимает решения о том, чем мы можем пожертвовать, а что должно быть обязательно, чтобы мы называли наш продукт образовательным.
- Помогает команде соблюдать сроки и достигать целей проекта.
- Внедряет гибкие методологии разработки.
3. Эксперты — помогают более глубоко погрузиться в специфику области знаний.
- Предоставляют глубокие знания и опыт в конкретной области знаний или предмете.
- Помогают определить ключевые компетенции и требования к образовательному продукту.
4. Менеджер проекта — координатор. Отвечает за планирование, организацию труда, чтобы сделать проект вовремя в определенные сроки. Контролирует ход выполнения проекта. Управляет ресурсами, бюджетами. Работает с рисками проекта. Основная задача — соблюсти оговоренные сроки с тем бюджетом и требованиями, которые были.
Обязанности менеджера продукта
Менеджер продукта фокусируется на создании и развитии продукта, ориентируется на потребности пользователей и рынка. Ему важно видеть стратегическую картину.
- Определение стратегии разработки продукта, включая его цели и ключевые функции. При запуске образовательной среды в компании важно понимать, для чего мы разрабатываем курс с точки зрения ценности, миссии, принципов компании.
- Сбор и анализ требований пользователей и рыночных потребностей. Менеджер продукта — аналитик, который создает среду, где ретроспективные данные сохраняются и накапливаются. Он оперирует данными в будущих подходах.
- Управление бюджетом и расписанием разработки продукта.
- Планирование и приоритизация функциональности продукта. Если говорить о бизнес-процессах, менеджер по продукту расставляет приоритеты по созданию продуктов, в зависимости от того, что необходимо сотрудникам сейчас.
- Обеспечение соответствия продукта образовательным стандартам и требованиям.
Основной фокус: создание и совершенствование конкретного продукта или набора продуктов для пользователей.
Продуктовый менеджер развивает компанию через создание продуктов, которые будут актуальны главному активу бизнеса — его команде. Давайте рассмотрим, как создавать образовательную программу в рамках продуктового подхода на примере.
Пример разработки образовательной программы
Давайте представим, что мы работаем продакт-менеджерами в банковской сфере. Перед нами стоит задача обучить 80 сотрудников call-центра. Мы задаемся вопросом: «Зачем нужно обучение?» Узнаем, что клиенты недовольны обслуживанием, о чем говорят жалобы в соцсетях. Наша задача — выяснить, в чем конкретно проблема. Оказывается, клиенты жалуются на некачественное общение. Мы анализируем и видим, что операторы говорят как роботы, что клиентам не нравится.
Решение: разработать обучающий курс, который поможет сделать разговоры более «человечными». Создаем курс длительностью в полчаса, где рассказываем о ключевых аспектах хорошего общения. Для начала курс тестируют 10 операторов. Результаты обнадеживают: средняя оценка обслуживания подскакивает с 6 до 8,5. После масштабирования обучения по всему call-центру общая оценка улучшается.
Таким образом, мы не только решаем проблему недовольства клиентов, но и повышаем эффективность нашего обслуживания благодаря продуктовому подходу к разработке образовательной программы. Но внутри разработки есть много нюансов и деталей, которые мы разберем далее для лучшего понимания, что такое продуктовый подход.
Разработка идей для образовательного продукта
Чтобы прийти к желаемому результату, важно понять, какие идеи помогут улучшить образовательный продукт. Из идей мы образуем гипотезу, которая имеет конкретный результат.
Практики для поиска и разработки идей для создания образовательного продукта
- Мозговой штурм – генерации идей, при котором участники свободно высказывают свои мысли и предложения без критики. В группе важно создать такую атмосферу, где участники могут свободно высказывать мысли без встречной критики, даже если они неправильны и неконструктивны. Такой метод открывает нестандартные решения.
- Анализ конкурентов — изучение образовательных продуктов, предлагаемых конкурентами, для выявления их сильных и слабых сторон. Метод помогает вдохновиться новыми идеями и найти решения для насущных проблем. Если ваша компания — лидер рынка — ориентироваться будет сложнее. В этом случае можно проанализировать компании в других сферах, например, IT или «ретейл». Анализ поможет выявить рабочие инструменты и подходы, которые вы можете применить в своей компании.
- Дизайн-мышление — методология, направленная на решение сложных проблем через творческий процесс, ориентированный на пользователя.
- Исследование пользователей — сбор обратной связи от пользователей для понимания их потребностей и предпочтений. Этот инструмент незаменим. Пользователи делятся своим мнением, что они хотели бы улучшить, и мы можем получить конкретные предпочтения от клиентов.
- Использование техник креативного мышления — применение техник, таких как ассоциативные карты, аналогии, морфологический анализ и пр., для стимулирования творческого мышления и генерации новых идей. Главная задача — стимулировать творческие подходы и раскрыть потенциал.
Данные практики помогают найти правильные решения, вдохновиться идеями всей команды, решить сложные вопросы и придумать что-то совершенно новое.
Особенно важным этапом разработки образовательной программы становится анализ целевой аудитории. В рамках продуктового подхода он необходим. А во внутреннем обучении наша целевая аудитория — сотрудники.
Анализ аудитории
Рассмотрим, как анализ целевой аудитории помогает улучшить образование для уже работающих сотрудников:
Лучше понимать потребности пользователей: позволяет выявить потребности и проблемы пользователей, чтобы создать продукт, который соответствует их потребностям.
Улучшить пользовательский опыт: помогает понять предпочтения пользователей, их уровень знаний и навыков.
Повышает удовлетворенность пользователей: увеличивает вероятность лояльности пользователей к продукту.
Если сотрудник незамотивирован, он не будет заинтересован в создании продукта и его использовании. Важно понять, как мы можем заинтересовать его. Мотивация бывает разной, и мы должны это учитывать. Выявить, почему пользователи не хотят обучаться и как их заинтересовать можно с помощью исследовательской работы.
Методы и инструменты анализа аудитории:
- Опросы и анкетирование.
- Интервью.
- Аналитика поведения пользователей.
- Фокус-группы.
Анализ целевой аудитории помогает нам улучшить пользовательский опыт. На данном этапе мы рассматриваем сотрудников как клиентов. Создать продукт, который повысит удовлетворенность и заинтересованность пользователей — наша задача.
Не стоит создавать масштабную программу и затягивать создание продукта обучения на несколько недель и месяцев. Лучше поработать над тем, что можно отдать за самый короткий период, поможет MVP.
Minimal Viable product (MVP) в образовательном продукте
MVP — это минимально необходимый набор, чтобы представить продукт на рынке и опробовать его среди пользователей.
В образовательных продуктах MVP позволяет команде быстро проверить гипотезы о потребностях пользователей, эффективности обучения и функциональности продукта, прежде чем вложить значительные ресурсы в полноценную разработку.
Задача MVP — определить те минимальные составляющие, чтобы сократить время запуска продукта. Чем быстрее мы представим его пользователям, тем быстрее получим обратную связь. Так, мы сможем значительно улучшить образовательную программу в соответствии с опытом пользователей.
После того как мы представили продукт пользователям и получили обратную связь, необходимо понять, насколько эффективен образовательный продукт. Измерить результат поможет пирамида метрик.
Пирамида метрик
Пирамида метрик — это концепция, которая предполагает использование разных уровней метрик для измерения успеха продукта на разных этапах и с разных точек зрения.
Обычно пирамида состоит из нескольких уровней, начиная с более общих и абстрактных метрик и заканчивая более конкретными и детализированными.
Уровень 1: метрики платформы.
Уровень 2: метрики обучения.
Уровень 3: метрики достижения целей.
Важно выбирать метрики в зависимости от конкретных целей и характеристик курса.
Комбинирование различных метрик позволяет получить более полное представление об эффективности курса и возможности внесения улучшений.
Примеры метрик:
- процент завершения курса;
- время завершения курса;
- уровень удовлетворенности;
- уровень участия;
- успешность прохождения заданий;
- удержания;
- уровень вовлеченности преподавателей;
- успешность выполнения экзаменов и тестов;
- средний уровень улучшения знаний.
Основы Agile
В заключение отметим, что образование как продукт рассматривается в рамках Agile манифеста. Он появился в рамках разработки IT-продуктов, но сейчас используется в других сферах. Рассмотрим, что такое Agile методики.
Итеративность и инкрементальность: мы создаем образовательные программы через небольшие продукты, таких как MVP, которые добавляют новый функционал или дополняют существующий.
Вовлечение заинтересованных сторон: вовлекаем в создание образовательных программ все заинтересованные стороны: учащиеся, преподаватели и другие заинтересованных лица — и собираем обратную связь.
Гибкость и адаптивность: если вы запускаете образовательный продукт за неделю, значит, можете быстро среагировать на изменения в требованиях и условиях, а также гибко реагировать на обратную связь, внося изменения в программу.
Работающий продукт как основной показатель прогресса: основной упор делается на создание работающего образовательного продукта, который можно представить пользователям и получить обратную связь. Если вы получили минимальные оценки, у вас уже есть направление, в какую сторону двигаться.
Продуктовый подход превращает традиционное обучение, которое может быть неактуально для пользователей, в продукт, который будет отвечать на их потребности. Он принесет реальную пользу сотрудникам, повысит их мотивацию и лояльность к компании. Гибкие методологии и внимание к обратной связи от сотрудников, преподавателей и других заинтересованных лиц, позволяет делать продукт лучше с каждым обновлением. HR-менеджеру по обучению не приходится тратить много времени на создание первых и последующих курсов.
Используйте данные принципы, чтобы сделать образовательную среду более эффективной.
Интересное:
Новости отрасли:
Все новости:
Публикация компании
Профиль