РБК Компании

Как применять продуктовый подход для создания корпоративных курсов

Руководитель «Синктум», Дмитрий Васин, рассказывает, как поэтапно разработать программу обучения на основе предпочтений и потребностей сотрудников
Как применять продуктовый подход для создания корпоративных курсов
Дмитрий Васин
Дмитрий Васин
Руководитель компании «Синктум»

Agile-евангелист, сертифицированный Scrum-мастер

Подробнее про эксперта

Рост и развитие сотрудников помогает предприятию расти финансово и становиться сильнее среди конкурентов. Но бывает, что HR тратит много времени, чтобы создать идеальный продукт, но получает негативные оценки. Время упущено, а результата нет. Что делать? 

Продуктовый подход — это новаторский взгляд на создание обучения. Подход учитывает мнение пользователей и всех, кто связан с продуктом. И даже если по началу использование подхода может встретить не самые лучшие отзывы, с каждым шагом продукт будет становиться лучше и более ориентированным на пользователей.

В статье Дмитрий Васин — руководитель платформы «Синктум» — рассказывает, как образование может стать продуктом. Рассмотрим, какие подходы, принципы, ценности нужно внедрить  в корпоративную культуру, чтобы развивать сотрудников, которые стремятся к знаниям и продвижению. 

Что такое продуктовый подход

Продуктовый подход — набор практик и инструментов, которые позволяют создавать продукт: сервисы, услуги, физический продукт, который ориентирован на решение конкретных проблем и удовлетворению потребностей ЦА. Фокусируется на развитии и совершенствовании. 

Эрик Рис, американский предприниматель, первый систематизировал этот подход в книге «The lean startup» («Бережливый стартап»). Книга описывает революционный подход к созданию IT-продуктов. 

Принципы продуктового подхода 

Чтобы лучше разобраться в продуктовом подходе, нужно исходить из принципов. Понятие подхода довольно расплывчатое. Чтобы понять, что мы действуем в его рамках, мы обращаемся к основам и ценностям.

Индивидуализация обучения: учитывающие индивидуальные потребности и стили обучения учащихся.

Оценка эффективности: Продукты образования оцениваются на основе их эффективности в достижении образовательных целей и поддержке учебного процесса.

Коллаборация: включает в себя коллаборацию между учителями, образовательными экспертами, разработчиками программного обеспечения и другими заинтересованными сторонами.

Таким образом, продуктовый подход расширяет традиционные методики обучения. На основе этих принципов мы создаем продукт, более востребованный и сильный. Рассмотрим процесс создания такого продукта поэтапно.

Этапы создания продукта

Этапы создания продукта и их результаты представляют собой последовательный процесс. Он включает несколько ключевых этапов: от идеи и до выпуска и сопровождения конечного продукта. 

1. Исследование

В первую очередь мы исследуем, что хотим сделать в качестве курса или семинара. Проводим аналитику: смотрим конкурентов, текущие программы, предыдущий опыт. 

2. Проектирование

Можем подумать, каким будет курс или образовательные программы. Выстроить последовательную структуру, описать ее детально. Ограничить временные отрезки: за какое время его должны пройти пользователи, сколько будут длиться уроки и т.п.

3. Разработка

Начинаем наполнять продукт содержимым. Думаем о том, что включить, а что нет, как раскрывать темы. 

4. Тестирование

В традиционной сфере, где образование предлагается как услуга или сервис, тестирования нет. Как организовать тестирование продукта? Мы начинаем рефлексировать и предлагать, что мы сделали ограниченному числу пользователей. Где мы получаем обратную связь, что им нравится и что мы можем улучшить. 

5. Публикация

Это массовое размещение для большого количества людей. Мы знаем, что у нас есть первая обратная связь по продукту (ОС). На этапе публикации мы также получаем отзывы и комментарии, что подводит нас к следующему этапу

6. Сопровождение

Начинаем дорабатывать продукт за счет большего количества обратной связи, которая может быть количественная (оценка от 1 до 5) и качественная (отзывы). 

Создание и внедрение образовательного продукта требует тщательного планирования и исполнения на каждом этапе. Важно вовлекать пользователей в тестирование, чтобы продукт был привлекательным и полезным для них. Также необходимо уделять внимание как технической, так и содержательной стороне разработки, где главную роль играет продуктовая команда. 

Роли в продуктовой команде

  1. Продуктовый менеджер — отвечает за продукт и за применение продуктового подхода.  Отвечает за качество выпускаемого материала и задает планку.
  • Определяет стратегию. 
  • Формулирует и документирует требования к продукту. Анализирует рынок и смотрит на конкурентов. Учитывает обратную связь от пользователей. Часто и много общается с учащимися, чтобы лучше понимать: что нравится, а что нет.
  • Управляет бюджетом и сроками.

2. Методолог — отвечает за педагогический подход, который понимает, как обучать взрослых людей. 

  • Разрабатывает и оптимизирует процессы разработки продукта. Он принимает решения  о том, чем мы можем пожертвовать, а что должно быть обязательно, чтобы мы называли наш продукт образовательным.
  • Помогает команде соблюдать сроки и достигать целей проекта.
  • Внедряет гибкие методологии разработки.

 3. Эксперты — помогают более глубоко погрузиться в специфику области знаний.

  • Предоставляют глубокие знания и опыт в конкретной области знаний или предмете.
  • Помогают определить ключевые компетенции и требования к образовательному продукту.

4. Менеджер проекта — координатор. Отвечает за планирование, организацию труда, чтобы сделать проект вовремя в определенные сроки. Контролирует ход выполнения проекта. Управляет ресурсами, бюджетами. Работает с рисками проекта. Основная задача — соблюсти оговоренные сроки с тем бюджетом и требованиями, которые были. 

Обязанности менеджера продукта

Менеджер продукта фокусируется на создании и развитии продукта, ориентируется на потребности пользователей и рынка. Ему важно видеть стратегическую картину. 

  • Определение стратегии разработки продукта, включая его цели и ключевые функции. При запуске образовательной среды в компании важно понимать, для чего мы разрабатываем курс с точки зрения ценности, миссии, принципов компании. 
  • Сбор и анализ требований пользователей и рыночных потребностей. Менеджер продукта — аналитик, который создает среду, где ретроспективные данные сохраняются и накапливаются. Он оперирует данными в будущих подходах.  
  • Управление бюджетом и расписанием разработки продукта. 
  • Планирование и приоритизация функциональности продукта. Если говорить о бизнес-процессах, менеджер по продукту расставляет приоритеты по созданию продуктов, в зависимости от того, что необходимо сотрудникам сейчас.
  • Обеспечение соответствия продукта образовательным стандартам и требованиям.

Основной фокус: создание и совершенствование конкретного продукта или набора продуктов для пользователей.

Продуктовый менеджер развивает компанию через создание продуктов, которые будут актуальны главному активу бизнеса — его команде. Давайте рассмотрим, как создавать образовательную программу в рамках продуктового подхода на примере. 

Пример разработки образовательной программы

Давайте представим, что мы работаем продакт-менеджерами в банковской сфере. Перед нами стоит задача обучить 80 сотрудников call-центра. Мы задаемся вопросом: «Зачем нужно обучение?» Узнаем, что клиенты недовольны обслуживанием, о чем говорят жалобы в соцсетях. Наша задача — выяснить, в чем конкретно проблема. Оказывается, клиенты жалуются на некачественное общение. Мы анализируем и видим, что операторы говорят как роботы, что клиентам не нравится.

Решение: разработать обучающий курс, который поможет сделать разговоры более «человечными». Создаем курс длительностью в полчаса, где рассказываем о ключевых аспектах хорошего общения. Для начала курс тестируют 10 операторов. Результаты обнадеживают: средняя оценка обслуживания подскакивает с 6 до 8,5. После масштабирования обучения по всему call-центру общая оценка улучшается. 

Таким образом, мы не только решаем проблему недовольства клиентов, но и повышаем эффективность нашего обслуживания благодаря продуктовому подходу к разработке образовательной программы. Но внутри разработки есть много нюансов и деталей, которые мы разберем далее для лучшего понимания, что такое продуктовый подход.

Разработка идей для образовательного продукта

Чтобы прийти к желаемому результату, важно понять, какие идеи помогут улучшить образовательный продукт. Из идей мы образуем гипотезу, которая имеет конкретный результат. 

Практики для поиска и разработки идей для создания образовательного продукта

  1. Мозговой штурм – генерации идей, при котором участники свободно высказывают свои мысли и предложения без критики. В группе важно создать такую атмосферу, где участники могут свободно высказывать мысли без встречной критики, даже если они неправильны и неконструктивны.  Такой метод открывает нестандартные решения.
  2. Анализ конкурентов — изучение образовательных продуктов, предлагаемых конкурентами, для выявления их сильных и слабых сторон. Метод помогает вдохновиться новыми идеями и найти решения для насущных проблем. Если ваша компания — лидер рынка — ориентироваться будет сложнее. В этом случае можно проанализировать компании в других сферах, например, IT или «ретейл». Анализ поможет выявить рабочие инструменты и подходы, которые вы можете применить в своей компании. 
  3. Дизайн-мышление — методология, направленная на решение сложных проблем через творческий процесс, ориентированный на пользователя. 
  4. Исследование пользователей — сбор обратной связи от пользователей для понимания их потребностей и предпочтений. Этот инструмент незаменим. Пользователи делятся своим мнением, что они хотели бы улучшить, и мы можем получить конкретные предпочтения от клиентов. 
  5. Использование техник креативного мышления — применение техник, таких как ассоциативные карты, аналогии, морфологический анализ и пр., для стимулирования творческого мышления и генерации новых идей. Главная задача — стимулировать творческие подходы и раскрыть потенциал. 

Данные практики помогают найти правильные решения, вдохновиться идеями всей команды, решить сложные вопросы и придумать что-то совершенно новое. 

Особенно важным этапом разработки образовательной программы становится анализ целевой аудитории. В рамках продуктового подхода он необходим. А во внутреннем обучении наша целевая аудитория — сотрудники. 

Анализ аудитории 

Рассмотрим, как анализ целевой аудитории помогает улучшить образование  для уже работающих сотрудников: 

Лучше понимать потребности пользователей: позволяет выявить потребности и проблемы пользователей, чтобы  создать продукт, который соответствует их потребностям.

Улучшить пользовательский опыт: помогает понять предпочтения пользователей, их уровень знаний и навыков.

Повышает удовлетворенность пользователей: увеличивает вероятность лояльности пользователей к продукту.

Если сотрудник незамотивирован, он не будет заинтересован в создании продукта и его использовании. Важно понять, как мы можем заинтересовать его. Мотивация бывает разной, и мы должны это учитывать. Выявить, почему пользователи не хотят обучаться и как их заинтересовать можно с помощью исследовательской работы. 

Методы и инструменты анализа аудитории:

  1. Опросы и анкетирование.
  2. Интервью.
  3. Аналитика поведения пользователей.
  4. Фокус-группы.

Анализ целевой аудитории помогает нам улучшить пользовательский опыт. На данном этапе мы рассматриваем сотрудников как клиентов. Создать продукт, который повысит удовлетворенность и заинтересованность пользователей — наша задача.  

Не стоит создавать масштабную программу и затягивать создание продукта обучения на несколько недель и месяцев. Лучше поработать над тем, что можно отдать за самый короткий период, поможет MVP.

Minimal Viable product (MVP) в образовательном продукте

MVP — это минимально необходимый набор, чтобы представить продукт на рынке и опробовать его среди пользователей.

В образовательных продуктах MVP позволяет команде быстро проверить гипотезы о потребностях пользователей, эффективности обучения и функциональности продукта, прежде чем вложить значительные ресурсы в полноценную разработку.

Задача MVP — определить те минимальные составляющие, чтобы сократить время запуска продукта. Чем быстрее мы представим его пользователям, тем быстрее получим обратную связь. Так, мы сможем значительно улучшить образовательную программу в соответствии с опытом  пользователей. 

После того как мы представили продукт пользователям и получили обратную связь, необходимо понять, насколько эффективен образовательный продукт. Измерить результат поможет пирамида метрик. 

Пирамида метрик

Пирамида метрик — это концепция, которая предполагает использование разных уровней метрик для измерения успеха продукта на разных этапах и с разных точек зрения. 

Обычно пирамида состоит из нескольких уровней, начиная с более общих и абстрактных метрик и заканчивая более конкретными и детализированными.

Уровень 1: метрики платформы.

Уровень 2: метрики обучения.

Уровень 3: метрики достижения целей.

Важно выбирать метрики в зависимости от конкретных целей и характеристик курса.

Комбинирование различных метрик позволяет получить более полное представление об эффективности курса и возможности внесения улучшений.

Примеры метрик: 

  • процент завершения курса;
  • время завершения курса;
  • уровень удовлетворенности;
  • уровень участия;
  • успешность прохождения заданий;
  • удержания;
  • уровень вовлеченности преподавателей;
  • успешность выполнения экзаменов и тестов;
  • средний уровень улучшения знаний.

Основы Agile

В заключение отметим, что образование как продукт рассматривается в рамках Agile манифеста. Он появился в рамках разработки IT-продуктов, но сейчас используется в других сферах. Рассмотрим, что такое Agile методики.

Итеративность и инкрементальность: мы создаем образовательные программы через небольшие продукты, таких как MVP, которые  добавляют новый функционал или дополняют существующий.

Вовлечение заинтересованных сторон: вовлекаем в создание образовательных программ все заинтересованные стороны: учащиеся,  преподаватели и другие заинтересованных лица — и собираем обратную связь.

Гибкость и адаптивность: если вы запускаете образовательный продукт за неделю, значит, можете быстро  среагировать на изменения в требованиях и условиях, а также гибко реагировать на обратную связь, внося изменения в программу.

Работающий продукт как основной показатель прогресса: основной упор делается на создание работающего образовательного продукта, который можно представить пользователям и получить обратную связь. Если вы получили минимальные оценки, у вас уже есть направление, в какую сторону двигаться. 

Продуктовый подход превращает традиционное обучение, которое может быть неактуально для пользователей, в продукт, который будет отвечать на их потребности. Он принесет реальную пользу сотрудникам, повысит их мотивацию и лояльность к компании. Гибкие методологии и внимание к обратной связи от сотрудников, преподавателей и других заинтересованных лиц, позволяет делать продукт лучше с каждым обновлением. HR-менеджеру по обучению не приходится тратить много времени на создание первых и последующих курсов.

Используйте данные принципы, чтобы сделать образовательную среду более эффективной.

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

Публикация компании

Профиль

Дата регистрации23.10.2020
Уставной капитал200 000,00 ₽
Юридический адрес Г.Москва МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ОКРУГ КОНЬКОВО УЛ БУТЛЕРОВА 17 ЭТАЖ 4, КОМ. 117,
ОГРН 1207700396232
ИНН / КПП 9728016235 772801001

Контакты

Социальные сети