РБК Компании

Как высокая скорость цифровизации спасает корпорации

Делимся процессом разработки ПО в условиях кризиса, который позволит быстро решить сложные задачи автоматизации и сохранить бесперебойную работу производства
Как высокая скорость цифровизации спасает корпорации
Задача

Заказчик — дочерняя компания одной из крупнейшей в России частных добывающих корпораций. Она занимается поиском и разведкой новых запасов, бурением скважин, добычей нефти и газа. В связке с заказчиком работают десятки других компаний: остановка работ в одной из них отражается на функционировании всего месторождения. Поэтому встала срочная задача: разработать отечественный софт в кратчайшие сроки.

Причина

После начала пандемии в компании заказчика были введены новые правила безопасности. Чтобы попасть на рабочее место, сотрудники должны были предоставить сертификат о вакцинации или отрицательный тест на коронавирус. Заказчик использовал иностранный софт, который нужно было заменить отечественным. В итоге заменили: разработали IT-решение, которое собирает информацию о тестах и прививках в одном месте и автоматизирует проход на производство.

Как высокая скорость цифровизации спасает корпорации

Этапы работ

Проект и подход требовали максимальной мобилизации ресурсов как со стороны заказчика, так и со стороны команды Adeptum. Нам удалось быстро выстроить SCRUM и Time & Material подходы. 

  1. Сбор первичных данных. Собрали всю необходимую информацию о целях проекта, функциональных требованиях, ограничениях по срокам и бюджету. Это критически важный этап, от которого зависит успех всего проекта.
  2. Формирование команды. После того как собрали всю информацию, приступили к формированию проектной команды разработчиков — backend и frontend, дизайнеров, тестировщиков.
  3. Бизнес-аналитика. Изучили бизнес-процессы заказчика, выявили потребности будущих пользователей.
  4. Системная аналитика. Выбрали инструменты: Python, React, Gunicorn, платформы и фреймворки, составили ТЗ на первые итерации, продумали архитектуру системы, требования к UI/UX. Выяснили, как работает бизнес сейчас и чего он ждет от новой системы.
  5. Архитектура. Разработали подробную архитектуру системы — ее компоненты, их взаимосвязи, используемые технологии.
  6. Настройка окружений. Настроили среды разработки, тестирования, стейджинга. Установили необходимые инструменты и программное обеспечение.
  7. Разработка UX/UI. Спроектировали пользовательский интерфейс с учетом того, что сервисом будут пользоваться сотрудники разного возраста и уровня компьютерной грамотности.
  8. Разработка фронтенда. Разработали видимую часть ПО в соответствии с дизайном.
  9. Разработка бэкенда. Разработали серверную часть системы, реализовали бизнес-логику и интеграцию с КПП, ERP-системой и клиникой.
  10. Тестирование. Провели функциональное, интеграционное и нагрузочное тестирование системы, исправили ошибки.
  11. Релиз. Запустили ПО в работу и обучили сотрудников работе с сервисом — от авторизации в системе до внесения данных и формирования отчетов.
  12. Сопровождение. В течение нескольких месяцев после запуска продолжали активно сопровождать сервис, хотя формально гарантийный период уже закончился. Это был важный этап работы, когда мы дорабатывали и донастраивали продукт. 

Что мы сделали и как

Реализовали функционал и ключевые модули. 

Ролевая модель

Продумали несколько ролей пользователей с разными правами доступа: 

  • Администратор — полный доступ ко всей системе, может создавать новых пользователей.
  • Модератор подразделения — работает только с данными сотрудников своего подразделения. Модератор, который отвечает за все подразделения, видит данные всех сотрудников.
  • Медработник — просматривает и проверяет данные о тестах и вакцинации.
  • Бюро пропусков — контролирует текущий статус пропусков сотрудников.
  • Демо отчетности — может смотреть и выгружать отчеты.

Демо безопасности — просматривает журнал событий и список пользователей.
Как высокая скорость цифровизации спасает корпорации
Тестирование и вакцинация

Для заказчика было важно не просто отслеживать данные, но и назначать или переносить дату тестирования. Например, если у какого-то сотрудника много работы, то тестирование переносилось на менее загруженный день.

Потому мы настроили сервис так, чтобы руководитель мог сам назначать дату и отправлять заявки в медицинское учреждение. Здесь же руководитель может видеть дашборды с уровнем коллективного иммунитета и другими показателями.

Журнал событий

Руководитель и служба безопасности отслеживают действия пользователей в системе: от входа и добавления записей до выгрузок и создания новых подразделений.

Мы сделали это для контроля работы пользователей, выявления нарушений, отслеживания ошибок — все это повышает информационную безопасность системы.

Отчетность

Настроили автоматическую генерацию отчетов, избавив заказчика от ручного труда. Например, в системе можно сгенерировать отчет с пофамильным списком сотрудников каждого отдела: сколько привилось, сколько не привилось, у кого отрицательный тест.

В модуле можно сформировать два вида отчетов:

  • Основной отчет — показывает всю информацию о сотрудниках компании.

Включает в себя три графика:

  • данные по всем сотрудникам компании;
  • данные по сотрудникам, работающим на производственных площадках;
  • уровень коллективного иммунитета.

Здесь же информационный блок, который объясняет, как формируются показатели в графиках. При необходимости отчеты можно выгрузить на диск и распечатать.

Дополнительный отчет — показывает актуальную информацию о состоянии сотрудников на сегодняшний день. Его тоже можно выгрузить на диск и распечатать.

Как высокая скорость цифровизации спасает корпорации
 

Интегрировали сервис с другими системами

  1. С контрольно-пропускными пунктами — данные из сервиса используются для проверки пропусков сотрудников. Если сотрудник прошел тестирование или вакцинацию, то его пропуск подтверждается как действительный.
  2. С ERP системой компании — позволяет синхронизировать информацию о сотрудниках и статусах вакцинации/тестирования между двумя системами. Данные могут использоваться в ERP для анализа уровня коллективного иммунитета и принятия кадровых решений. 
  3. С медучреждением, где проходит вакцинация —данные о прививках сотрудников поступают к заказчику напрямую из базы медучреждения.

Что нам могло помешать, но не помешало

  • Бюрократия. У заказчика, как и в любой крупной корпорации, решения не принимаются моментально. Любой шаг требует длительного согласования с разными руководителями отделов. Плюс, руководители не сконцентрированы только на одном процессе — у них широкая зона ответственности. 

Но благодаря Agile и Scrum нам удалось наладить тесный контакт: мы организовали короткие итерации и частые проверки результатов, чтобы быстро получать обратную связь. 

Это сократило цикл согласований и ускорило разработку, несмотря на изначально громоздкую структуру процессов.

  • Очень быстрый старт MVP. Работать пришлось очень быстро, так как пандемия была в самом разгаре: каждый день был на счету. Наша команда приложила максимум усилий, чтобы успеть создать решение в условиях кризиса. Опять же, во многом благодаря гибкому подходу.

Винить тут можно наши главные постулаты — прозрачность и честность. Команда открыта к конструктивной обратной связи: слушаем и слышим заказчика. 

Никакого давления, т.к. понимаем — со временем заказчик сам придет к тем решениям, которые уже висят в нашем бэклоге. Поэтому мы терпеливо ждем, аккуратно подталкивая его к мощным результатам. Так выстраивается продуктивное долгосрочное сотрудничество.

  • Конфиденциальность. Работа с корпорациями всегда связана со строгими требованиями к безопасности. Они стараются минимизировать риски утечки данных, поэтому неохотно делятся информацией. Нельзя просто зайти и внедрить систему.

Пришлось настойчиво добиваться разрешений и допусков — упорство продолжает работать. 

Результат

Регулярные тесты и вакцинация помогли сохранить здоровье работников и уберечь от остановки производства из-за массового распространения инфекции. В итоге стратегически важное производство продолжало стабильно функционировать в тяжёлое время. Сохранение бизнес-процессов, несмотря на глобальную пандемию. На месторождении ведутся тысячи параллельных работ — от разведки до строительства инфраструктуры. Остановка работы в таких масштабах могла привести к огромным убыткам.

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

Достижения

RB Digital Awards 2024Лучшие по разработке it-решений для операционной деятельности совместо с «Газпромнефть-Хантос»
CNews Awards 2023Лучшее цифровое логистическое решение в нефтегазовой отрасли

Профиль

Дата регистрации04.02.2022
Уставной капитал10 000,00 ₽
Юридический адрес Смоленская область ГОРОД СМОЛЕНСК ГОРОД СМОЛЕНСК УЛ ОСТРОВСКОГО 6 КВ. 69
ОГРН 1226700001780
ИНН / КПП 6732224232 673201001

Контакты

Адрес Россия, г. Смоленск, Большая Советская ул., д. 28/16
Телефон +79951042031

Социальные сети