Что такое экономика опыта и ее влияние на российский бизнес
Россияне все больше тратят на досуг и развлечения. Это говорит о развитии экономики впечатлений, полагает Егор Брус, управляющий партнер компании Wanta GroupОпыт работы в исследованиях и маркетинге >16 лет. Ранее занимал позиции директора по работе с ключевыми клиентами в компании Kantar TNS и руководителя группы исследований в компании Ipsos.
Нобелевский лауреат Ричард Талер доказал, что люди часто иррациональны (ограниченно рациональны) в принятии экономических решений. Только 33% их мотиваций можно объяснить рационально, — это относится и к решениям о покупках. На этом факте зиждется теория об экономике опыта, с начала нулевых ставшая влиятельным направлением среди бизнесменов и компаний. Сегодня это уже оформленный тренд, не учитывать который в своем деле — значит, проигрывать в конкуренции.
Что такое экономика опыта? Это когда главным конкурентным преимуществом становится не сам товар, не его цена или бренд, а те эмоции и впечатления, которые человек переживает в процессе его приобретения или пользования. Все более ценится собственный опыт, за который люди готовы платить. Поэтому управление впечатлением (клиентским опытом) становится ключом к коммерческому успеху.
Сегодня общество завершает переход от экономики услуг к экономике впечатлений, это мировая тенденция. Россияне в своей массе даже более равнодушны к вещам, чем жители других стран. Компания GFK опросила 20 тыс. человек в 17 странах, — выяснилось, что в России новый опыт важнее, чем обладание вещами, для 33% против 7% (то есть почти пятикратное преобладание), это больше, чем в других странах.
Последние годы мы отмечаем только усиление этого тренда. Например, за период 2017-2021 годов москвичи стали тратить на досуг и отдых на 11% больше. Сегодняшние данные подтверждают развитие тенденции — траты растут.
Wanta Group провела исследование поведения и трат в свободное время жителей крупных городов России (опрос проводился в пяти городах-миллионниках, в нем приняли участие 1000 респондентов в возрасте от 18 до 55 лет): у россиян за последний год траты на досуг выросли, таковых 51%. У 37% траты не изменились, у 12% уменьшились.
Сумма, которую россияне тратят на досуг и развлечения, зависит от города проживания, возраста, пола и семейного положения, и в среднем составляет 27800 руб. в месяц (на семью). По Москве эта цифра больше — 33010 руб., по регионам меньше — 26590 руб.
Женщины тратят на досуг меньше мужчин: 25665 руб. и 32032 руб. соответственно.
Ожидаемо, молодежь и старшее поколение тратят меньше людей среднего возраста.
Больше всего на развлечения тратят одиночки (38097 руб.), а семейные люди самые экономные (20030 руб.). Пары в среднем расходуют 34640 руб., друзья — 24332 руб.
У тех, кто редко ходит в кино, на концерты и в рестораны, траты оказались наименьшими — 24206 руб. Наибольшими — у тех, кто делает это 1-2 раза в 3 мес. (31613 руб.). Часто потребляющие развлекательные услуги тратят в среднем 27587 руб.
У людей, траты которых за последний год не изменились, они составляют 20774 руб., примерно столько же тратят сократившие свои расходы на развлечения — 19217 руб. Те же, кто стал расходовать больше, отдают в среднем 34730 руб. в месяц.
В целом, данные показывают, что люди готовы и тратят на досуг и развлечения больше, чем раньше. Можно утверждать, что это сложившийся тренд и прогнозировать в дальнейшем его развитие.
Российскому бизнесу в этих условиях предстоит побороться за то, чтобы не отстать от ожиданий потребителей, привыкших к достаточно высокому стандарту впечатлений, установленных западными компаниями. С их уходом увеличился разрыв между этими ожиданиями и уровнем, на котором «поставщики опыта» способны их удовлетворить.
Управление впечатлениями — новое направление для отечественных компаний. Раньше им не приходилось об этом задумываться, так как в конкурентной среде им оставались ниши низкого ценового сегмента, где главный аргумент — это цена. Теперь им придется выходить на новые уровни.
В этом мы видим огромные возможности, которые открываются перед российским бизнесом. Среди наших клиентов есть примеры компаний, которые смогли реализовать свои преимущества, управляя опытом. Осваивая технологии конструирования впечатлений и становясь «поставщиками опыта», они уже сегодня готовы занимать высокомаржинальные ниши и сферы, становиться незаменимыми для потребителей, которые отблагодарят их за получаемый «бесценный опыт» долгосрочной лояльностью и искренней приверженностью бренду.
Интересное:
Новости отрасли:
Все новости:
Публикация компании
Профиль