От резюме до оффера: как устроен процесс найма в IT
Елизавета Теслюк, IT People Partner Drivee, рассказывает об особенностях найма разработчиков и тех проблемах, с которыми иногда приходится сталкиваться

Более 7 лет опыта работы в сфере HR. Работала в крупных и небольших IT-компаниях
Особенности найма
Надо понимать, что общие тренды рынка влияют и на наем разработчиков. Ровно также здесь есть и дефицит кадров, и рынок соискателя, и, соответственно, рост зарплат.
Но материальная мотивация — лишь база, на которой надо выстроить человеческие взаимоотношения и с соискателями, и с сотрудниками, чтобы не только привлечь, но и удержать хорошего специалиста.
И вот тут иногда начинаются проблемы.
Редко в глаза, и часто за глаза, HR слышат о себе от соискателей не самые приятные вещи. Мол, да что эта девочка может знать в IT. Да зачем она? Да я лучше сразу с потенциальным руководителем поговорю. И все в таком духе.
Действительно, вход в профессию HR достаточно прост, но вот IT-рекрутмент — это высший пилотаж. IT-рекрутер как рекрутер должен обладать развитым эмоциональным интеллектом, уметь фактически читать мысли человека и настраиваться на его волну, в то же время как IT — понимать и знать сферу, стек и то, как устроены рабочие процессы в компании, он просто обязан.
IT-рекрутер не проверяет хард-скиллы, разве что что-то совсем базовое и стандартное. Чаще всего серьезной проверкой профессиональных навыков занимается потенциальный руководитель, и уже на следующем этапе отбора. Рекрутеру важны «софты», нужно понять, насколько человек впишется в команду и насколько ему будет комфортно работать.
Привык ли человек к постоянному развитию? Как человек к этому в принципе относится? IT-сфера меняется стремительно, это не преувеличение, и без постоянного обучения тут будет трудно.
Ритм работы в стартапе и, например, банке или госструктуре, очень разный. И переход в одну или другую сторону может быть довольно трудным. И требует известной стрессоустойчивости.
Если человек значительно старше или, наоборот, значительно моложе среднего возраста команды, ему может быть тоже не просто. Но тут как нигде важен предельно индивидуальный подход. Кто-то в возрасте 60+ с радостью учится новому и готов нетоксично делиться всем своим опытом с коллегами, а кто-то уже в 20 с небольшим старик.
Все это и еще множество других деталей рекрутер должен увидеть, оценить и проанализировать в течение первого интервью, которое не длится вечно. Обычно первая встреча занимает от получаса до 40 минут. За это время надо суметь найти подход к человеку и расположить его к себе, чтобы он раскрылся лучшим образом.
Тут стоит отметить, что нестандартные подходы к собеседованиям, по нашему опыту, в IT-рекрутменте работают плохо. Поэтому мы строим работу так, чтобы не перегружать соискателей множеством собеседований. А на самих собеседованиях задаем вопросы по делу, помогающие нам лучше понять кандидата. То есть делаем упор на качество, а не на количество.
Все начинается с запроса, мы обсуждаем с тимлидом или руководителем детали по поиску и по тому, какой человек и на какую позицию нужен. Потом начинается собственно поиск. Мы смотрим широко и на разных площадках, от hh.ru до Linkedin. Полезными тут оказываются и наша карьерная страница, и наш телеграм-канал.
Рассматриваем пришедшие или найденные резюме, приглашаем понравившихся кандидатов на первый этап собеседования. Сначала это hr-интервью, потом — техническое. Иногда этого достаточно, чтобы предложить оффер. Иногда бывает нужно еще одно, финальное, интервью. Дальше, понятно, оффер и трудоустройство.
Такая схема работы лучше всего позволяет всесторонне оценить сильные и слабые стороны кандидатов и выбрать самого подходящего человека на ту или иную позицию.
Как IT-рекрутеру выстроить работу
- Быть человеком. С первой минуты общения, еще на этапе отбора резюме относиться к каждому претенденту с уважением. Очевидная, казалось, бы вещь. Однако в моей практике был случай, когда кандидат сделал выбор в пользу нашей компании, потому что его не унижали на интервью.
- Пунктуальность и обязательность должны быть на первых местах. Обещали дать обратную связь — дайте обязательно, даже если человек не подошел.
- Сделать процесс найма максимально удобным для соискателя. И в этом отлично помогают технологии, например, планировщик встреч 2meetup. Там планировать и назначать собеседования гораздо удобнее, чем в бесконечных переписках.
- Обязательно запрашивать обратную связь и ее анализировать, особенно, если получили негативные отзывы. Разумеется, в том случае, если критика конструктивная.
- Рекрутер должен уметь системно мыслить и отстаивать свою точку зрения перед внутренним заказчиком. В конце концов, рекрутер заинтересован в том, чтобы нанять максимально подходящего компании человека.
Теплая атмосфера в компании, ощущение, что нашел своих и успокоился становится в последнее время все большим конкурентным преимуществом. Удобные офисы, куча разнообразных плюшек от компании, включая обучение и ДМС, давно стали базовым набором и в некотором смысле обесценились. И при прочих равных человек выберет то место, где будет комфортно не только финансово, но и психологически.
И именно рекрутер может помочь ему сделать правильный выбор. С одной стороны он знает корпоративную культуру компании, а с другой — видит человека и понимает, насколько он или она впишется и станет своим/своей.
Стало быть, рекрутер — друг человека, который и поможет, и подскажет, и утешит, и даже выяснить, можно ли перевести в другую страну ежа и входит ли теща в релокационный пакет.
Рубрики
Интересное:
Новости отрасли:
Все новости:
Публикация компании
Контакты
Социальные сети
Рубрики


