РБК Компании

Откуда взялся миф, что электромобили взрываются

Огнеопасность называют ахиллесовой пятой электромобилей. Разбираемся, насколько велики риски пожаров и взрывов автомобилей с аккумуляторными батареями
Откуда взялся миф, что электромобили взрываются
Александр Сероштанов
Александр Сероштанов
Предприниматель, автолюбитель, спортсмен

Директор китайского дивизиона China Car Club

Подробнее про эксперта

Статистика по возгораниям

По данным австралийской компании EV FireSafe, за период с 2010 по 2023 гг. по всему миру было зарегистрировано 393 случая возгорания электромобилей, при этом по дорогам ездят около 30 млн машин. Эксперты заявили, что вероятность возгорания электромобиля составляет 0,0012% по сравнению с вероятностью 0,1% для ДВС. 

Шведский департамент Управления социальной защиты подсчитал, что за 2018−2022 гг. в стране загорелось только 29 электромобилей и 52 гибридные машины — всего 81 пожар за четыре года, хотя ежегодно в Швеции сгорает 3,4 тыс. транспортных средств. В отчете говорится, что на пожары электромобилей приходится 0,4% от всех ежегодных возгораний автомобилей. Электромобили безопаснее, чем машины с бензиновыми и дизельными двигателями.

Согласно данным из отчета о безопасности автомобилей Tesla, с 2012 по 2021 год произошло одно возгорание на каждые 338 млн км. Национальная ассоциация противопожарной защиты (NFPA) и Министерства транспорта США выяснили, что на каждые 30,6 млн км приходится один пожар электромобиля.

По данным Пекинского технологического института, частота возгораний электрокаров составляет 0,9 раза на 10 тыс. автомобилей. Этот показатель более чем в два раза ниже, чем у бензиновых машин.

Откуда взялся миф, что электромобили взрываются

Откуда взялся миф

Статистика подтверждает, что опасения о частых пожарах электрокаров слишком преувеличены. Этому способствуют СМИ, которые стараются не упускать возможности рассказать о каждом случае возгорания. О пожарах электромобилей пишут намного чаще, чем о подобных случаях с двигателями внутреннего сгорания, хотя по статистике, они более пожароопасны. Но позицию медиа можно объяснить интересом со стороны читателей. Электромобилей все еще меньше, чем машин с традиционными двигателями, и потребители хотят знать обо всех рисках, плюсах, минусах и подробностях, связанных с новым типом транспорта. Это означает, что электрокары находятся под более пристальным вниманием. О частых пожарах машин с ДВС пишут редко, только если это вопиющий случай или катастрофа.

По этой причине каждое возгорание электромобиля активно обсуждается в Сети. Особенно на фоне потерпевших крушение нескольких грузовых кораблей, перевозивших электрокары.

Пожалуй, самым громким случаем возгорания стала история с судном Felicity Ace в Атлантическом океане. На корабле находилось около 4 тыс. новых автомобилей разных марок одного крупного концерна, в том числе электрокары. Огонь бушевал несколько дней, но спасти сам корабль и автомобили так и не удалось — они затонули. Истцы утверждают, что катастрофа произошла из-за возгорания электромобиля, но суд по делу еще не закончен.

В феврале 2023 года во Вьетнаме загорелся сухогруз Ah Shin, перевозивший 4,5 тыс. автомобилей. Из-за наличия на борту электрокаров пожар потушить было сложно, но несмотря на это, экипаж справился с огнем даже без спасателей. Для успешной операции они использовали углекислый газ.

В августе 2023 года у берегов Нидерландов загорелось судно Fremantle Highway, которое перевозило почти 4 тыс. машин, 500 из них были оснащены электромоторами. В качестве основной причины возгорания называли самовоспламеняющиеся электромобили. Однако во время расследования выяснилось, что все экологичные машины оказались не тронуты огнем и не являлись причиной происшествия.

Нет ничего удивительно в том, что после подобных катастроф судоходные компании одна за другой отказываются перевозить машины с электромоторами. И это тоже вносит свою лепту в распространение мифа.

Еще одной громкой историей стала серия возгорания электромобилей во Флориде после урагана «Иэн» осенью 2022 года. За несколько дней загорелось около десятка электрокаров. Из-за обильных дождей в аккумуляторные отсеки попало большое количество воды, это привело к коррозии и короткому замыканию. Глава местного пожарного управления заявил, что проблема связана с тем, что пожарные раньше не сталкивались в таком масштабе с горящими электромобилями. А для устранения огня в батареях не подходят привычные и традиционные методы тушения, нужно специальное обучение персонала, понимание конструкций машин и особое оборудование.

Откуда взялся миф, что электромобили взрываются

Термический разгон, а не пожар

Словосочетание «взрыв электромобиля» отлично подходит для кликов в поисковых системах и новостях СМИ, но на самом деле правильнее использовать другой термин — термический разгон. Опасной батарею делает не сам огонь, а то, как именно она горит. Это не пожар в привычном понимании слова, а термический разгон: один элемент перегревается, воспламеняет соседний, и так по цепочке, пока не происходит тепловой выход.

Литий-ионные аккумуляторы содержат большое количество энергии в очень маленьком пространстве. При нормальной работе они быстро преобразуют химическую энергию в электрическую. Термический разгон происходит, когда элемент батареи замыкается и начинает неконтролируемо нагреваться. С этого начинаются все возгорания тяговых аккумуляторов электромобилей.

Батарея электромобиля состоит из отдельных ячеек, которые вместе образуют модуль, а несколько модулей — это уже аккумуляторный блок. При коротком замыкании элементы батареи нагреваются и из ее элементов выходят токсичные и легковоспламеняющиеся газы. На каждый 1 кВт*ч емкости аккумулятора выделяется около 700 л газов. Смешиваясь с кислородом, газ может быстро сгореть или взорваться при наличии точки воспламенения, например, перегретого элемента батареи. Газовое облако — предупреждающий сигнал о потенциальном риске взрыва. По статистике, взрыв происходит только в 11% случаях возгорания электромобиля.

Если из-под аккумуляторного блока выходят облака темного и светлого пара — батарея выделяет горючие газы, появляются потрескивающие, свистящие или шипящие звуки, это означает, что выходит газ. Как правило, водители успевают покинуть автомобиль и даже вызвать спасательную службу к этому этапу. Только после этого появляются языки пламени, уменьшается количество пара. Затем может произойти взрыв.

Чаще всего бортовой компьютер сообщает водителю о коротком замыкании в аккумуляторном отсеке — появляется предупреждение, чек или код неисправности. Огонь в электромобилях распространяется медленнее, чем в ДВС. Кроме того, в электрокарах нет горючих жидкостей, которые быстро растекаются и загораются — нет ни ископаемого топлива, ни масла.

Чтобы потушить огонь, пожарные используют воду — она охлаждает аккумулятор. Второй вариант — дать ему полностью сгореть. Для тушения возгорания тяговой батареи обычно требуется больший объем воды по сравнению с автомобилем внутреннего сгорания — минимум 4 000 л. В некоторых пожарах используется до 100 тыс. литров. Для сравнения: чтобы погасить горящий автомобиль с ДВС, требуется не более 4000 литров воды. Тушение пламени и охлаждение батареи занимает несколько часов из-за термического разгона в аккумуляторном блоке. 

Сложность заключается в том, что существует риск повторного возгорания аккумулятора электромобиля после первоначального тушения, причем в некоторых электромобилях повторное возгорание происходит через несколько часов, дней или даже недель. Например, поворот колеса  электромобиля с частично сгоревшей батареей может привести к включению рекуперативного торможения, подаче питания на батарею и повторному возгоранию.

Несмотря на то, что электромобили реже горят, чем машины, оснащенные ДВС, сам огонь имеет более высокую температуру и его сложнее потушить. Горящая машина с ДВС может достигать температуры 815 градусов по Цельсию, а электромобиль — до 2760 градусов по Цельсию.

Откуда взялся миф, что электромобили взрываются

Что может стать причиной возгорания

Большинство пожаров в электромобилях связано с повреждениями при столкновении, так как авария приводит к тепловому удару. Например, это может быть ДТП или даже столкновение с дорожным мусором, глубокая яма, при попадании в которую повреждается аккумулятор.

Нахождение машины в воде на протяжении длительного периода тоже негативно сказывается на батарейном блоке — в него попадает вода, которая разрушает металл, защищающий аккумуляторы.

Если электромобиль припаркован рядом с горящим зданием или под ним по какой-то причине загорается сухая трава, то огонь спровоцирует тепловой разгон аккумуляторов. При этом СМИ, которые рассказывают о частых пожарах, учитывают и эти случаи, когда электромобиль становится жертвой, а не инициатором огня.

Кроме того, причинами могут стать царапины на батарейном блоке, перегрев, неправильное использование, перезарядка.

По данным EV Fire Safe, возгорания электромобилей из-за неправильной зарядки составляют до 30%. Однако нормально работающие электромобили не загораются при обычной зарядке совместимым устройством. Большинство возгораний аккумуляторов, подключенных к зарядке, происходят из-за того, что электромобиль был поврежден перед процессом заряда.

К счастью, производители делают все, чтобы минимизировать риск возгорания и защитить аккумуляторный отсек от повреждений. Так, в электрокарах продумана система аварийного отключения батарей в случае аварии. Это минимизирует риски возгорания. Аккумуляторные ячейки находятся в прочных корпусах, чтобы хрупкие элементы находились под защитой жесткого каркаса. 

Автопроизводители стараются максимально защитить батарейный блок от любых физических повреждений. Пассивная пожарная безопасность включает в себя теплоизоляционные материалы и системы принудительного охлаждения. 

Последнее изменение: 11 марта 2024

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

Профиль

Дата регистрации02.09.2020
РегионХабаровский край
ОГРНИП 320272400033333
ИНН 272497765986

Контакты

Адрес 115563, Россия, г. Москва, Каширское шоссе, д. 61, к. 4, ст. 1
Телефон +78002222878

Социальные сети