Как ощущается кризис в IT? История компании-разработчика «Деснол Софт»
Кризис рынка труда в IT-сфере, вводимые ограничения, снижение активности бизнеса. С какими из этих проблем сложнее справиться?Генеральный директор «Деснол Софт Проджект». По образованию инженер-программист. Руководит компанией с момента ее основания в 1999 году
— Насколько глубоко вашей компании коснулась ситуация 2022 года?
— «Деснол Софт» на российском IT-рынке уже более 20 лет. За это время довелось преодолевать весь спектр кризисов, через которые более или менее успешно проходило все российское бизнес-сообщество. В каждом отдельном случае справлялись самостоятельно, искали во всякой ситуации плюсы. Иногда приходилось ужиматься, сокращаться. Но, видимо, у нас было главное, за счет чего мы могли остаться на плаву, — это профессиональная команда, которая по-настоящему увлекается тем, чем мы занимаемся. А занимаемся мы разработкой софта для реального сектора экономики — промышленных предприятий среднего и крупного масштаба, пожалуй, из всех возможных отраслей. Мы являемся аккредитованной IT-компанией, это важно и для наших клиентов, и для сотрудников.
— Насколько уверенно вы чувствуете себя в текущей ситуации с точки зрения кадрового резерва?
— Еще в 2020-м пандемия и связанный с ней повсеместный переход на удаленку открыли для нас новые возможности и, можно сказать, освободили от некоторых страхов. Мы получили доступ к глобальному рынку труда по всей стране, и теперь можем делать подбор готовых специалистов, не привязываясь к тому региону, где они проживают.
Есть, правда, и иная сторона открытого рынка — повысились финансовые ожидания кандидатов, т.к. классный IT-специалист теперь может получить практически любую работу удаленно из любой точки страны. В связи с этим мы серьезно пересмотрели подход к организации процессов в компании, поработали над уровнем заработной платы. Пришлось увеличить инвестиции, но мы пошли на это осознанно.
Большая часть людей у нас до сих пор работает на удаленке, мы создали для этого условия и подготовили инфраструктуру. Адаптироваться приходится постоянно, и в этом особый вызов. Прямо сейчас мигрируем с Microsoft 365 на альтернативную виртуальную платформу, подготовили целую инфраструктуру интегрированных между собой сервисов. Миграция заняла всего около недели, при этом никакие процессы не остановились и не затормозились — ни разработка, ни консультирование и поддержка клиентов, ни проекты внедрения автоматизированных систем. Все возможно, стоит только захотеть и подойти к этому профессионально.
— Весной эксперты говорили, что Россию ждет дефицит IT-специалистов. Ощущается ли он в вашей компании?
— Кризиса рынка труда в IT-сфере мы не наблюдаем, есть интересные предложения, у нас есть нетривиальные запросы, ищем и находим кандидатов. Сейчас команда, наоборот, растет. Что касается технологий, востребованы, в первую очередь, специалисты на платформе 1С, веб-разработчики, разработчики мобильных приложений, специалисты по машинному обучению, digital-маркетингу, продуктологи.
Мы замечаем, что ситуация на рынке труда среди IT-специалистов стала даже лучше, если сравнивать с весной 2022 года. Это подтверждают и данные с сайтов вакансий, где отмечается еженедельный прирост представленных резюме в среднем на 2%. «Деснол Софт» регулярно подбирает консультантов, разработчиков, тестировщиков. Мы постоянно мониторим ситуацию и замечаем, что и вакансий от работодателей стало чуть меньше, поэтому можно считать, что рынок стабилизировался.
— Потеряли ли вы IT-специалистов в этому году за счет отъезда за рубеж?
— Из более чем 120 наших сотрудников уехал всего один в начале 2022 года — программист, который занимался, в основном, разработкой мобильных приложений. Так что остались, можно сказать, все. Это не только программисты, но и аналитики, консультанты, тестировщики, руководители проектов. Сейчас мы тоже не наблюдаем какого-то особого ажиотажа, связанного с переездом за рубеж или с желанием это сделать. Обычная история: наверное, раз в год или два так или иначе один из тех, кто покидает компанию, оказывается за рубежом. Но это, опять же, 1/120 часть коллектива. В основном, люди загружены проектами, у них интересные задачи. Работы и возможностей для роста стало больше как специалистам, так и руководителям.
— Какие задачи сейчас в фокусе внимания?
— Одно из востребованных направлений — и это ожидаемый ответ — импортозамещение. Внимание компаний, которые совсем недавно планировали к внедрению или уже использовали западные системы — в основном, это крупный корпоративный сегмент и государственные корпорации — теперь направлено на отечественное ПО. А для нас импортозамещение — вовсе не новое направление, опыт уже есть, в этом наше преимущество. Особо примечательно то, что ряд зарубежных (в том числе глобальных) компаний также обращаются к нам с задачей автоматизации процессов управления в их российских представительствах.
— Ощущаете ли вы спад интереса к цифровой трансформации в связи с напряженной обстановкой в обществе?
— Ближе к лету некоторые из наших клиентов приостановили планируемые и действующие проекты автоматизации. Это те компании, для которых изменение конъюнктуры рынка и разрыв цепочек поставок имели критическое значение. Конечно же, в условиях, когда основной бизнес «под вопросом», приобретение ПО и проекты автоматизации отходят на второй план. Однако ближе к третьему кварталу ситуация начала «размораживаться». Проекты возобновляются, поток интереса к цифровизации производства, управления ТОиР, управления услугами не ослабевает, даже, я бы сказал, наоборот.
Почему так? Дело в том, что разработанные нами системы (Service Desk «Итилиум» для управления услугами, 1С:ТОИР для управления техническим обслуживанием и ремонтами оборудования, 1С:RCM для управления надежностью) ориентированы на то, чтобы не только научить бизнес грамотно управлять процессами, но и, что крайне важно, дать рычаги для экономии и оптимизации расходов. Сейчас это актуально как никогда. Если к этому прибавить тот факт, что наши системы в разы выгоднее импортных по стоимости приобретения и владения, то паззл складывается удачно.
— Можете ли привести несколько примеров из практики?
— Конечно. Об успехах наших клиентов говорить всегда приятно. Например, проект импортозамещения и перехода с Infor EAM (Oracle) на 1С:ТОИР позволил «Тольяттикаучук» добиться экономии на стоимости ПО и лицензий 24,5 млн руб. В агрохолдинге «Русагро» мы построили на базе наших решений целую экосистему для управления ТОиР, в результате внедрения 1С:ТОИР трудозатраты в подразделениях сократились на 15 %, а затем за счет перехода на выполнение ремонтов с помощью мобильного приложения — еще на 10%, при этом компания фиксирует ежегодное снижение затрат на ТОиР в размере 5%.
Проект автоматизации управления услугами за счет внедрения Service Desk «Итилиум» в розничной сети «Дикси» позволил получить экономию благодаря снижению стоимости владения ПО и лицензиями в размере 3–4 млн руб. в год, расчетный срок окупаемости инвестиций в автоматизацию — не более 2 лет. Сокращение трудозатрат в отдельных подразделениях достигло 60%, наибольшую выгоду получил контакт-центр ритейлера, где благодаря внедрению омниканального Service Desk удалось не допустить раздувания штата.
— Какие еще направления вы видите перспективными для вашей компании?
— Перспективное, на мой взгляд, направление — развитие онлайн-услуг. Мы научились выполнять проекты внедрения онлайн (удаленно). Ведем разработку новых услуг, которые помогут выполнять анализ успешности интеграции наших систем, оценивать слабые места в бизнес-процессах клиентов и работать над дальнейшим повышением эффективности за счет автоматизации. Активно развиваем свои авторские курсы обучения — как раз недавно запустили курсы потокового обучения по 1С:ТОИР, по которым уже есть первые положительные отзывы. Все это работает удаленно, а значит, становится легко доступным для большего числа пользователей.
Интересное:
Новости отрасли:
Все новости:
Публикация компании
Профиль
Контакты
Социальные сети