РБК Компании
Главная CODDY 27 ноября 2023

Цифровая грамотность и образовательный разрыв: роль программирования

Обучение программированию и устранение образовательного разрыва: роль глобальной цифровой грамотности
Цифровая грамотность и образовательный разрыв: роль программирования
Оксана Селендеева
Оксана Селендеева
Основатель и генеральный директор CODDY

Основатель и CEO CODDY, международной школы программирования для детей (180+ городов, 24 страны). Входит в ТОП-250 руководителей России'23, победитель EY «Деловые женщины» '22, финалист EY '19, '20.

Подробнее про эксперта

Цифровая грамотность — это умение пользоваться компьютерами, электронными устройствами и программами. Сегодня это практически необходимые навыки. Чтобы записать на прием к врачу, заплатить за телефон или коммунальные услуги, нужны хотя бы элементарные знания компьютерных технологий. К тому же разработчики каждый день придумывают что-то новое, чтобы наша жизнь стала проще и ярче. Наша же задача не отставать.

Содержание:

  • Глобальный цифровой разрыв
  • Цифровой разрыв и цифровая грамотность
  • Программирование и цифровой разрыв

Глобальный цифровой разрыв

К сожалению, сегодня не каждый человек может в идеале пользоваться компьютером, не у всех есть доступ в Интернет или личный гаджет. Отсюда наступает цифровой разрыв, то есть, неравенство в доступе к использованию цифровых технологий или недостаток навыков. 

А когда мы говорим о «глобальном цифровом разрыве», то это понятие рассматривается уже в более широком смысле. Здесь речь идет об отличиях в доступе к технологиям уже между странами и регионами мира. Сегодня это серьезная проблема, ведь из-за информационного разрыва уровень жизни людей в развитых и развивающихся странах может сильно отличаться.

Из отчета «Исследование МСЭ-D потенциальных направлений развития региона СНГ в период 2022-2025. Направление — Цифровые навыки»: 

По данным МСЭ, в 2019 году 46 процентов населения во всем мире по-прежнему не пользовалось интернетом, причем темпы роста отставания по подключению замедляются по сравнению с предыдущими годами, поскольку некоторые районы мира достигают насыщения:

  • в 11 развивающихся странах 53 процента населения находятся в автономном режиме;
  • в наименее развитых странах почти 80 процентов населения не пользуются интернетом.  

Цифровой разрыв и цифровая грамотность

Уменьшить цифровой разрыв поможет глобальная цифровая грамотность. Это умение людей использовать информационно-коммуникационные технологии и эффективно ориентироваться в цифровом мире. Оно включает в себя навыки работы с компьютером, интернетом, программным обеспечением, способность анализировать, критически мыслить и оценивать информацию.

Для многих стран цифровая грамотность необходима, чтобы сохранить конкурентоспособность и возможность переориентации экономики. Быстрый технологический прогресс меняет способы работы и производства, и страны, которые не будут готовы к цифровым трансформациям, могут отстать от других и потерять экономическую стабильность. Поэтому стратегическое развитие цифровых навыков и инфраструктуры становится важным компонентом развития и конкурентоспособности.

Учреждения и организации разных стран мира, в том числе, и Организация Объединенных Наций, Агентство США по международному развитию проводят большую работу, чтобы не допустить серьезного цифрового разрыва. 

В статье «Концептуальная модель понятия цифровой грамотности» (авторы: Т.А. Бороненко, А.В. Кайсина, В.С. Федотова) отмечается, чтобы повысить уровень цифровой грамотности в России, Университет НТИ 20.35 и российские IT-компании приняли решение создать новый обучающий портал Цифровая Грамотность РФ.

На этом портале будут размещены видеоуроки и статьи, которые помогут развить базовые цифровые навыки. Любой, кто пожелает, сможет самостоятельно обучиться на портале. Там будут доступны различные темы, такие как работа с компьютером и интернетом, основы программирования, создание веб-сайтов и многое другое.

Цифровая грамотность и образовательный разрыв: роль программирования

Цель данного проекта — сделать обучение цифровой грамотности доступным для всех желающих. Портал Цифровая Грамотность РФ будет предоставлять возможность изучения в удобное время и темпе. Кроме того, все материалы будут представлены простым и понятным языком, чтобы каждый мог успешно освоить эти навыки.

Российские IT-компании и Университет НТИ 20.35 совместно работают над повышением цифровой грамотности в стране, предоставляя образовательный портал, который поможет всем заинтересованным лицам выучить основы цифровых навыков самостоятельно.

Значение цифровизации в России выросло особенно после пандемии COVID-19, когда образовательные учреждения перешли на дистанционное обучение. В этот период стало очевидно, насколько система российского образования оказалась готова к цифровизации.  Лучше всего условия были в высших учебных заведениях, потому что в вузах обычно хорошие технические условия и сильный преподавательский состав.  При этом из-за высоких требований преподавателей часто не хватает. Чем крупнее вуз, тем лучше его оснащенность: компьютерами, мультимедийным, серверным, интерактивным оборудованием, высокоскоростным интернетом.

Чуть хуже ситуация в школах. Достаточное количество компьютеров есть не в каждой из них. Самая плачевная ситуация в сфере среднего профессионального образования.

Из аналитического доклада «Цифровая среда в образовательных организациях различных уровней» (Н.Б. Шугаль, Н.В. Бондаренко, Т.А. Варламова):

 Общие проблемы всех уровней образования — недоукомплектованность цифровыми устройствами, а также недостаточная современность последних. Несмотря на высокую обеспеченность вузов компьютерами, только 28 процентах организаций это оборудование находится в хорошем состоянии. За последние годы несколько улучшились возможности использования цифрового оборудования в школах, однако общий уровень развития их цифровой инфраструктуры пока не вполне отвечает требованиям времени.

Программирование и цифровой разрыв

Помочь устранить цифровой разрыв может обучение программированию. Программирование — это процесс создания программ, которые управляют компьютером или другими устройствами. Знание программирования позволяет людям разрабатывать новые технологии, решать сложные задачи и быть активными участниками цифрового общества.

Компьютерные технологии сейчас применяются  почти во всех сферах жизни, а потому изучение программирования становится все более важным и актуальным.

Цифровая грамотность и образовательный разрыв: роль программирования

Почему нужно заниматься программированием?

Программирование — дело будущего. С развитием технологий, появлением современных профессий, дефицит специалистов в области программирования становится все более ощутимым. У программистов есть все возможности, чтобы добиться успехов в профессии. Благодаря знаниям программирования можно создавать собственные проекты, даже запускать стартапы.

Программирование развивает логическое и креативное мышление. Программирование требует от человека системного подхода, аналитических и алгоритмических навыков, способности к решению сложных задач. Изучение программирования помогает развить эти качества и научиться мыслить логически. А еще, программирование требует креативности, способности находить нестандартные решения задач, что развивает фантазию и инновационное мышление.

Программирование способствует развитию коммуникационных навыков и улучшению работы в команде. В современной сфере программирования редко встречаются одиночные проекты, в большинстве случаев программисты работают в командах. Взаимодействие с коллегами требует грамотного общения, обмена информацией и умения работать совместно. Получается, что программирование помогает развить и коммуникационные навыки, что полезно не только в профессиональной сфере, но и в обычной жизни.

Программирование — отличный инструментом для решения реальных, жизненных задач. Информационные технологии сейчас проникают во все сферы жизни — от медицины и финансов до образования и государственного управления. 

Знание программирования дает возможность создавать программы и приложения, которые могут помочь улучшить жизнь людей, решить сложные задачи и автоматизировать процессы. Будучи способом для обеспечения прогресса и инноваций, программирование позволяет повлиять на будущее и внести свой вклад в становление цифрового общества.

Будь то профессиональные амбиции, развитие мышления или улучшение жизни других людей — программирование приобретает все большую значимость. Независимо от возраста и профессии, изучение программирования может оказаться одним из самых ценных и полезных навыков для любого человека. К тому же, изучение программирования помогает устранить цифровой разрыв в обществе, предоставляя людям знания и навыки для работы с современными технологиями.

Заключение

Глобальная цифровая грамотность предоставляет людям инструменты и знания для эффективного использования информационных технологий. Это включает в себя не только умение пользоваться компьютерами и интернетом, но и понимание основных принципов работы программ и алгоритмов. Обучение программированию помогает людям развить критическое мышление, аналитические навыки и способность решать сложные проблемы.

Одна из значимых проблем образовательного разрыва — доступность качественного образования. Многие люди, особенно в развивающихся странах и отдаленных регионах, лишены возможности получить хорошее образование из-за отсутствия квалифицированных учителей и инфраструктуры. Обучение программированию может стать решением этой проблемы, так как требует только компьютера и доступа в интернет. Это дает возможность людям самостоятельно изучать и развивать свои навыки, даже без присутствия учителя.

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

Публикация компании

Профиль

Дата регистрации09.08.2023
Регионг. Москва
ОГРНИП 323774600501258
ИНН 773473968608

Контакты

Адрес Россия, г. Москва, Нижний Сусальный, д. 5, стр. 19
Телефон +74951066011