Автопарк с чужого плеча: в чем отличие операционного и финансового лизинг
Операционный или финансовый лизинг как альтернатива собственному автопарку. Оба варианта имеют свои особенности, поговорим об этомВ компании АвтоРента с 2011 года, кандидат социологических наук
В России продолжает набирать популярность схема, когда компания вместо покупки корпоративного транспорта используют операционный или финансовый лизинг. Об особенностях и отличиях обоих вариантов рассказывает Михаил Лашкин, эксперт компании «АвтоРента».
Во многих европейских государствах большая часть автопарков организаций приобретена с использованием инструмента лизинга. В нашей стране рынок этой услуги тоже находится в стадии активного развития. Если раньше подобные договоры оформлялись в большинстве случаев на специальную технику и грузовики, то сейчас многие предприятия таким образом приобретают и легковые авто.
Основное преимущество по сравнению с прямой покупкой ОС (основных средств) связано с тем, что при лизинге не нужно одномоментно извлекать из оборота крупную сумму денег. Так-же лизинг выгодно отличается от приобретения ОС в кредит, потому что достаточно распространены договоры лизинга, по которым помимо финансирования, лизинговая компания берет на себя содержание и обслуживание транспорта, то есть компании лизингополучателю не придется беспокоиться о том, как проходить плановое и внеплановое обслуживание, осуществлять восстановительный ремонт автомобиля в случае ДТП, ставить а/м на учет, где хранить сезонные шины, в какой момент продлевать полис, вовремя оплатить имущественные налоги и т.д. Немаловажное значение имеет, и преимущества в налогообложении. Клиент может возмещать 20% НДС с каждого лизингового платежа и учитывать расходы по лизингу при расчете налога на прибыль, в то время как при кредите с каждого платежа в расходы попадают только проценты, а стоимость приобретения автомобиля учитывается в расходах при расчете налога на прибыль в соответствии со сроками полезного использования через амортизацию, что обычно больше сроков кредита.
Операционный лизинг
Сразу стоит оговориться, что с точки зрения буквы закона, такого понятия нет. Оно пришло к нам из-за рубежа, где под термином operational leasing подразумевается практически любая аренда сроком свыше полугода. В российской практике традиционно «операционным лизингом» называют долгосрочную аренду, когда автомобили предоставляются не из имеющегося автопарка рентной компании, а приобретаются новыми непосредственно под запросы клиента — в необходимом количестве, нужного класса и марки, с подходящими характеристиками, и передаются ему в пользование.
Расскажем об этой услуге на примере, действующей на российском рынке уже более 20 лет, компании «АвтоРента». Клиент получает технику, пользуется ею, зарабатывает с ее помощью и уплачивает арендные платежи фиксированного размера и по утвержденному графику.
Нет права владения, но и риски тоже минимизируются. Все расходы по обслуживанию техники несет арендодатель: регистрация в МРЭО, прохождение технического осмотра, страхование (ОСАГО и КАСКО, включая расширение полиса при необходимости выезда за пределы России), техническое облуживание, регламентный и внезапный ремонт, эвакуация и восстановление после ДТП и многое другое. Предусмотрено даже предоставление подменных автомобилей на период сервисных работ. По желанию заказчика можно включить в договор дополнительные опции вплоть до мойки автомобилей.
Таким образом у предприятий и организаций появляется возможность сосредоточить ресурсы на своем основном бизнесе, передав обеспечение своей мобильности на аутсорсинг арендодателю, профессионально занимающемуся транспортным обслуживанием.
«Операционный лизинг» не подразумевает выкуп авто по окончании действия договора, но в принципе это возможно — по рыночной стоимости. Кстати, эта услуга доступна не только для юрлиц, но и для граждан.
Финансовый лизинг
При таком варианте договор может заключаться на более длительный срок — как правило, 75% от срока полезного использования или даже дольше. Главное условие финансового лизинга — последующий выкуп техники, но не по рыночной, а уже по остаточной стоимости. После окончания срока лизинга при выполнении всех финансовых условий договора со стороны лизингополучателя, автомобили не возвращаются в лизинговую компанию, а передаются на баланс клиента, к которому переходит право собственности.
По практике, первый платеж по договору составляет 20%-50% от стоимости транспорта, а срок варьируется от 25 до 49 месяцев. Но опять же все это время именно лизингодатель регистрирует авто в госорганах, ведет учет основных средств, оплачивает налоги и сборы, оформляет страховку. Возможно подключение дополнительных услуг — по прохождению техосмотров, проведению ремонтов, предоставлению гарантии и подменных авто, обслуживанию страховых случаев и др.
Оба варианта заслуживают внимания. Компания не просто получает столь необходимую ей технику. Она может сэкономить на налогах (20% на зачете НДС, за счет уменьшения налогооблагаемой базы и по возможности скидками и бонусами) и сервисе.
Что касается того, операционный или финансовый выбрать, тут уже стоит ориентироваться на то, на какой период нужны автомобили, планируется ли их выкупить в собственность или нет, нужны ли обслуживание и дополнительные услуги.
Интересное:
Новости отрасли:
Все новости:
Публикация компании
Профиль
Контакты