РБК Компании
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Черная пятница на РБК Компании: скидки до 100 000₽ и подарки
Забрать скидку
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Черная пятница на РБК Компании:
скидки до 100 000₽ и подарки
Забрать скидку

Как сегодня развивается медиация в России: тенденции, сложности, задачи

Медиатор, руководитель «Центра коммуникации и медиации» г. Москва, Ксения Тихомирова, расскажет об актуальных трендах и перспективах развития медиации в России
Как сегодня развивается медиация в России: тенденции, сложности, задачи
Источник изображения: Ксения Тихомирова
Ксения Тихомирова
Ксения Тихомирова
Предприниматель, медиатор, бизнес-коуч, руководитель Центра коммуникации и медиации при Академии контрактных отношений

Cовладелец 3-х успешных бизнесов в разных нишах, профессиональный коуч, сертифицированный медиатор, президент фонда поддержки культурно-исторических инициатив, член президиума «Опоры России»

Подробнее про эксперта

В 2010 году в нашей стране был принят Федеральный закон «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)». Спустя 14 лет после получения официального статуса специалисты в области медиации и те, кто обращается за их услугами, отмечают позитивное развитие направления и рост его популярности как среди юридических, так и физических лиц.

Как сегодня развивается институт медиации в России? Какие тенденции и задачи у направления? Какие есть сложности? Об этом расскажет профессиональный медиатор, руководитель «Центра коммуникации и медиации» (г. Москва), Ксения Тихомирова. 

Как сегодня развивается медиация в России: тенденции, сложности, задачи

Ксения, насколько прижился институт медиации в нашей стране?

Спустя 14 лет после принятия Федерального закона можно утверждать: институт прижился. Справедливости ради скажу: первые два года казалось, что инициатива не сработала. Процедура медиации была слабо понятна и мало востребована. Сейчас абсолютно ясно: это было классическое начало становления нового, малоизученного направления. 

Оглядываясь назад, я и мои коллеги видим, какой большой шаг сделан за 14 лет. По опыту работы как медиатора и опыту руководства «Центром коммуникации и медиации» скажу: количество запросов на медиативный консалтинг за эти годы существенно увеличилось. Отчетливо виден рост в том числе и количества практикующих медиаторов. 

Нельзя сказать, что медиация в России развивается семимильными шагами. Есть определенные пробуксовки. Но тенденция к устойчивому росту прослеживается абсолютно четко.

Какие главные изменения произошли в медиации с 2010 года? 

Прежде всего расширились сферы и возможности применения медиации. 

В 2013 году были уточнены положения о медиативном соглашении и его исполнении. Это сделало более понятной и востребованной услугу. 

В 2019 году в Закон были внесены два важных изменения: введена норма о нотариальном удостоверении медиативного соглашения и описана возможность применения медиации при рассмотрении административных дел.

Свое внимание на услугу обратил и бизнес. В наш Центр обращается довольно много предпринимателей. Среди запросов услуги на разрешение споров между бизнес-партнерами, корпоративная медиация, обучение руководящих сотрудников компании методикам и техникам медиации. 

Довольно быстро получила популярность и стала самостоятельным направлением школьная медиация. С каждым годом специалисты по подготовке статистических данных отмечают рост количества школьных медиаторов. 

Еще одно важное направление — решение межнациональных и межрелигиозных конфликтов с помощью инструментов медиации. Для нашей многонациональной и поликонфессиональной страны это особенно актуально. 

Не будет преувеличением сказать, что в России сложились свои школы медиации и обучения современным методикам и инструментам. Мне приятно осознавать, что наш «Центр коммуникации и медиации» входит в число авторитетных и востребованных консалтинговых и образовательных институтов нашей страны в этой области. 

Как сегодня развивается медиация в России: тенденции, сложности, задачи

Есть ли какие-то трудности в развитии медиации в нашей стране? И если есть, то как Вы видите их решение?

На мой взгляд, и эту точку зрения разделяет большинство моих коллег, необходимо доработать Федеральный закон в части правового статуса медиатора. Важно четко определить права, обязанности и ответственность специалиста, а также его взаимодействие с судебной системой. Это внесет ясность в его правовой статус и исключит разночтения. 

Еще один важный момент — умение медиатора четко формулировать предмет своей деятельности и методы работы. Это может показаться странным, но некоторые специалисты затрудняются с внятной формулировкой, в чем их экспертность и какова задача. Часто можно услышать от людей, мало знакомых с понятием медиации, что медиатор это кто-то между коучем, психологом и юристом. Предмет его работы людям мало понятен, поэтому такой специалист мало востребован. Очевидно, что искаженное представление обывателя о специфике деятельности медиатора это в том числе «заслуга» самих медиаторов, которые затрудняются четко объяснить, кто они, для чего и каков результат их работы. 

Очень важно исправлять некорректное формулирование деятельности среди медиаторов и повышать информированность людей о процедуре. Тогда рост популярности направления не будет замедляться.  

Вряд ли я ошибусь, если скажу, что большинство медиаторов нашей страны ратуют за дополнительные меры поддержки в стимулировании применения медиации. Такие меры, как налоговые и иные льготы для сторон, прибегающих к медиации, могут серьезно влиять на развитие отрасли. Среди коллег обсуждается и такая мера, как обязательство судов направлять стороны на медиацию до рассмотрения дела.

Как сегодня развивается медиация в России: тенденции, сложности, задачи

Какие главные задачи сегодня стоят перед институтом медиации? 

На мой взгляд, одна из главных задач — совершенствование системы подготовки медиаторов и повышения их квалификации. 

Необходимо разработать единые профессиональные стандарты для медиаторов. Это позволит унифицировать требования к их компетенциям и навыкам.

Также я и мои коллеги считаем целесообразным ввести обязательную сертификацию медиаторов. Это повысит качество услуг и доверие со стороны потенциальных клиентов.

Еще одна эффективная мера — создать систему непрерывного профессионального развития медиаторов. Регулярное повышение квалификации наилучшим образом скажется на совершенствовании практических навыков, позволит обмениваться опытом с коллегами, наращивать и укреплять профессиональные связи.

Чтобы обеспечивать рынок высококвалифицированными специалистами, имеет смысл разрабатывать и постоянно апгрейдить специальные программы подготовки медиаторов в вузах. Тогда на рынке будет меньше «случайных фигур» в медиации и снизится недоверие к услуге со стороны потенциальных заказчиков.  

Еще один камень преткновения на пути развития института — стереотипы и предубеждения относительно медиации. 

Вот одни из самых распространенных заблуждений:

Медиация — это мягкий и неэффективный способ разрешения споров 

На самом деле медиация направлена на достижение абсолютно реальных, конкретных результатов. «Мягкость» процедуры — фокус на доверительный и открытый диалог, атмосфера взаимного уважения, поиск компромиссов и взаимовыгодных решений — все это только повышает эффективность коммуникации и дает положительный результат.  

Медиация подходит только для «простых» споров

Это огромное заблуждение. Во многих случаях медиация гораздо более эффективно решает самые тупиковые ситуации и самые острые конфликты. В трудовых спорах. В семейных конфликтах. В партнерских разладах. Это связано со спецификой медиативных техник и инструментов. 

Медиаторы — это непрофессиональные посредники в диалоге сторон

На самом деле медиатор-профессионал — это высококвалифицированный специалист, обладающий соответствующими знаниями и навыками и имеющий эффективный арсенал рабочих методов и инструментов.

Еще 14 лет назад в нашей стране мало кто знал о медиации и ее возможностях. Сегодня «прогрессивно мыслящие люди» знают об этой процедуре, а многие уже активно пользуются услугами медиаторов. 

Можно точно сказать: людей, путающих «медиацию» с «медитацией» становится меньше. Растет информированность общества. Растет популярность медиации. Зон роста в отрасли еще достаточно, но эволюция очевидна, и ее динамика радует.

Источники изображений:

Ксения Тихомирова

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

Профиль

Дата регистрации27.09.2013
Уставной капитал
Юридический адрес г. Москва, вн.тер.г. муниципальный округ Зябликово, ул. Шипиловская, д. 64 к. 1, офис 147
ОГРН 1137799017916
ИНН / КПП 7724301679 772401001

Контакты

Адрес Россия, г. Москва, ул. Колпачный пер., д. 4, стр. 3
Телефон +78002500997

Социальные сети

ГлавноеЭкспертыДобавить
новость
КейсыМероприятия