РБК Компании

Учить программированию с малых лет: полезное занятие или провальная идея

Родители хотят для ребенка успешное будущее и еще с малого возраста записывают его на курсы ИТ. Вместе с Булатом Хамидуллиным разбираемся, есть ли здесь риски
Учить программированию с малых лет: полезное занятие или провальная идея
Булат Хамидуллин
Булат Хамидуллин
Основатель онлайн-школы ИТ EasyCode

Российский предприниматель более 13 лет, руководитель трех проектов, автор обучающих курсов для предпринимателей

Подробнее про эксперта

Многие гении программирования начинали заниматься разработкой еще в школе. Например, Марк Цукерберг создал сетевую игру под названием «Риск» в подростковом возрасте. А самый высокооплачиваемый специалист Google Джефф Дин еще в старших классах написал программу Epi Info. Она могла прогнозировать эпидемии — и пользовалась спросом у исследователей.

Родители хотят, чтобы дети освоили перспективную профессию, — и начинают развивать их навыки еще со школы. Так, малышей и подростков записывают на курсы разработки, в надежде, что они начнут осваивать навыки популярных ИТ-профессий.

Разобраться в ИТ-сфере бывает непросто даже взрослому человеку — что уж говорить о ребенке. Вот какие плюсы и минусы есть у обучения программированию со школьной скамьи.

Плюсы раннего обучения ИТ

Повышение успеваемости в школе. Еще в 2016 году ученые из НИУ ВШЭ выяснили, что на дополнительные занятия ходят сильные ученики. А ребята с более низкими оценками, в основном, проводят свободное время на улице, и их день не так строго распланирован.

Это же исследование подтвердило: если ребенок посещает кружки, его успеваемость растет. Специалисты объясняют такую тенденцию просто — у детей, которые ходят на развивающие занятия, жизненный опыт богаче. Они проводят больше времени с разными людьми, участвуют во многих событиях, и их кругозор расширяется.

По опыту ИТ-школы EasyCode, после занятий программированием больше всего растет средний балл по математике, информатике и английскому. Эти три предмета напрямую задействованы в разработке, поэтому ученики по ним быстро «подтягиваются». 

Развитие логического мышления и аналитических способностей. Когда ребенок занимается программированием, он учится решать непростые задачи. Создать сайт или приложение можно разными способами — и чтобы выбрать самый подходящий, ученик должен представить все возможные варианты. 

Благодаря разработке, ребенок учится строить логические цепочки и находить оптимальные решения. Такой навык пригодится и в реальной жизни. Например, школьник сможет сам составить кратчайший путь от дома до школы, рассчитать время на дорогу, вовремя выйти и не опоздать на занятия. 

Развитие творческих способностей. Может показаться, что в программировании нет места креативу, только четкие математические операции. Но это не так. Занятия для школьников, как правило, проводят в формате игры, а учитель не задает строгих рамок. Ребенок может дать волю воображению и создать программу или сайт, которые захочет сам. 

Формирование навыков работы в команде и самостоятельности. На курсах программирования дети выполняют как собственные маленькие проекты, так и групповые. Так ребята учатся планировать время, договариваться с другими учениками и распределять роли в команде. Все это — важные навыки в будущей работе. 

Бывает, что у специалиста сильная техническая база, но он не умеет строить отношения с коллегами. Такого сотрудника могут заменить менее подкованным, но более коммуникабельным — потому что рабочие навыки подтянуть можно, а вот темперамент не изменить. Человек, который с детства учился работать в команде, не столкнется с такими трудностями, ведь все нужные «мягкие навыки» у него уже есть. 

Подготовка к выбору будущей профессии. Часто у выпускников возникает вопрос, на кого пойти учиться. У детей, которые с малых лет занимаются программированием, такой проблемы нет. Они уже имеют навыки в одной из самых перспективных областей — и могут продолжать их развивать после школы. 

К тому же на курсах дети собирают портфолио, которое можно показать на собеседовании. Пока другие только набираются опыта, выпускники курсов уже могут работать по специальности. Некоторые компании специально ищут молодые таланты и предпочитают их даже более опытным программистам. Таких сотрудников проще обучить под задачи компании, а еще у них есть свежие идеи. 

Повышение самооценки. Ученые из НИУ ВШЭ опросили 6 000 и доказали, что дополнительные занятия повышают уверенность в себе. Не каждый ребенок может похвастаться перед сверстниками, что сделал приложение или сайт. А дети, которые занимаются программированием, — могут. И это позитивно сказывается на их восприятии себя. 

Но несмотря на все плюсы, у раннего обучения разработке есть и обратная сторона. 

Минусы раннего обучения ИТ

Сложный материал. На занятиях дети пишут код и учатся находить в нем ошибки. Для этого нужно задействовать логическое мышление и знания в таких дисциплинах, как математика, информатика и английский. Если у ребенка нет интереса к этим предметами, заниматься будет сложно. 

Но многие проблемы можно решить грамотным подбором программы. Когда у ребенка действительно есть желание научиться, он старается разобраться даже в сложном вопросе. Записываться на разработку стоит, когда школьник умеет:

  • складывать;
  • вычитать;
  • умножать;
  • делить;
  • строить координатные прямые и плоскости.

Этой базы достаточно для начала занятий, а более сложные аспекты поможет изучить преподаватель.

Риск переутомления. 72% российских школьников чувствуют себя уставшими. Это связано и со школьной нагрузкой, и с дополнительными кружками. Если добавить в и без того плотное расписание ребенка еще одно внеклассное занятие — он может утомиться окончательно.

Родитель должен убедиться, что у ребенка есть время расслабиться. По данным Роспотребнадзора, детям необходимо спать 8,5—10 часов и отдыхать 2-3 часа в день. Чтобы проверить, укладываетесь ли вы в эти показатели, составьте расписание дня ребенка — и оцените его. 

Невозможно предсказать, чем займется ребенок в будущем. 65% современных школьников будут работать по профессиям, которых еще даже не существует. А еще — менять карьеру в среднем шесть раз за жизнь. Несмотря на это, программирование — перспективная база. Оно развивает «мягкие навыки»: умение договариваться и работать в команде, адаптироваться к разным условиям и мыслить критически. Именно такие способности востребованы у работодателей сейчас — и останутся актуальны в будущем. 

Как учить детей программированию, чтобы от этого был толк

  1. Убедиться, что ребенку действительно интересно программирование. В разработке главное — искреннее желание ей научиться. И если его нет, у ученика не будет мотивации разбираться в коде. 
  2. Понять, что подходит ребенку: индивидуальные или групповые занятия. Одним проще работать в команде, другие же лучше усваивают материал в тесном контакте с преподавателем. 
    Чтобы оценить этот аспект, можно записаться на бесплатное пробное занятие. Такую услугу предлагают многие ИТ-школы. Преподаватель поможет подобрать формат обучения и определить, к какой ИТ-сфере у ребенка есть склонности. 
  3. Использовать в учебе интерактивные элементы. Игровой формат помогает лучше усвоить информацию и делает уроки более интересными. Это особенно важно для современных детей, которые привыкли «жить» в интернете. Например, сейчас среди школьников популярна игра Minecraft. Существует ее специальная образовательная версия, в которой можно программировать, — и это повышает интерес к обучению. 
  4. Заниматься понемногу. Современному поколению трудно долго фокусироваться на одной задаче. Поэтому важно, чтобы в течение урока дети несколько раз меняли вид деятельности, а преподаватель делал перерывы. 

Учить программированию можно и нужно со школьного возраста, особенно если вы замечаете у ребенка интерес к технологиям. Такие занятия станут хорошей базой для выбора будущей профессии и помогут развить «мягкие навыки». Главное — не заставлять ребенка учиться, если ему слишком трудно или неинтересно. Если занятие «не идет», можно подыскать что-то другое. 

Интересное:

Все новости:

Публикация компании

Профиль

Дата регистрации10.07.2023
Уставной капитал10 000,00 ₽
Юридический адрес респ. Татарстан (Татарстан), г.о. Город Казань, ул. Островского, д. 87, офис 201
ОГРН 1231600035590
ИНН / КПП 1655496494 165501001

Контакты

Адрес Россия, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Островского, д. 87, офис 201
Телефон +78007071754
ГлавноеЭкспертыДобавить
новость
КейсыМероприятия