РБК Компании

Как санкции влияют на ювелирный бизнес России

С чем столкнется ювелирная отрасль в ближайшем будущем
Как санкции влияют на ювелирный бизнес России
Владимир Язов
Владимир Язов
Сооснователь российского ювелирного бренда Diamonds are Forever

Предприниматель из Москвы, сооснователь российского ювелирного бренда Diamonds Are Forever. Окончил МИФИ по специальности «Информатика и вычислительная техника». Более семи лет работал в сфере розничного бизнеса в международным компаниях Deloitte и Metro. В 2008 году начал активно заниматься развитием e-commerce в ювелирной индсутрии. В 2011 году вместе с женой Галиной запустил собственный проект Diamonds Are Forever, который специализируется на украшениях классов «премиум» и «люкс».

Подробнее про эксперта

Санкции, наложенные на Российскую Федерацию странами Запада, оказали влияние на все отрасли экономики страны, и в том числе на одну из самых устойчивых — ювелирный бизнес. В 2022 году сокращение рынка драгоценных металлов, по информации «РИА-Новости», составило 10%, а оборот за I квартал 2023 года, по данным Forbes, снизился на 8%. Российским ювелирным компаниям приходится работать в новых реалиях и меняться самим, чтобы остаться на плаву. Владелец ювелирного бренда украшений класса «люкс» и «премиум» Diamonds are Forever Владимир Язов рассказал, какие сложности возникли у ювелиров из-за санкций и как они с ними справляются.

Проблемы ювелирного бизнеса России после введения санкций

Санкции отразились на каждом участке ювелирной отрасли — от производства изделий до их продажи оптом и в розницу, и из-за вызванных этим проблем многие компании оказались на грани закрытия.

Недоступность зарубежного сырья и технологий

Усложнилась и стала дороже логистика: теперь в Россию нет прямых рейсов из Европы и США и ужесточен визовый режим. В результате пострадали поставки ювелирных изделий, материалов и драгоценных камней — у нас сильно ограничен доступ к зарубежному сырью и технологиям. 

Рост цен на материалы

В начале 2022 года взлетел курс доллара по отношению к рублю — скачок составил с 75,68 рублей на 1 февраля до 104,07 на 23 марта. Все ювелирные материалы оцениваются в долларах и евро, поэтому цена резко выросла как на камни и сырье, так и на оборудования для производства украшений. Когда курс доллара упал, цены также снизились — но на ситуацию на рынке это практически не повлияло, так как в начале года издержки компаний были слишком высоки.

Падение спроса на ювелирные украшения

В 2022 году на это было сразу несколько причин. 

Во-первых, ювелирные украшения не относятся к товарам первой необходимости. В ситуации кризиса и волатильности национальной валюты люди стараются вкладывать деньги в более необходимые и понятные вещи — например, автомобили и квартиры, а покупку украшений откладывают.

Во-вторых, многие из покупателей с высоким уровнем дохода уехали за границу на долгий срок, оформив вид на жительство в странах Европы, Америки или Азии. 

В третьих, покупатели драгоценностей класса «люкс» и «премиум» — бизнесмены и топ-менеджеры — также снизили расходы на ювелирные изделия: в период экономического кризиса для них важнее всего сохранение и развитие бизнеса, а покупка украшений откладывается на более благополучное время.

Сокращение выбора драгоценных камней

Спрос на ювелирные изделия упал, и это привело к дополнительным сложностям: потребность в драгоценных камнях снизилась одновременно с ростом цен на них, и хранить запасы камней стало невыгодно. В итоге выбор камней в России упал. 

Многие из покупателей любят перед тем, как заказывать драгоценные украшения, лично взглянуть на материалы, особенно на камни — бриллианты, изумруды, сапфиры. Людям интересно подержать их в руках, рассмотреть, оценить качество и ценность, и до введения санкций мы могли организовать это для клиентов прямо в России.

Сейчас же нам приходится либо делать запрос зарубежным партнерам напрямую либо заказывать камни в других странах, а затем ждать, когда их доставят в Россию с учетом всех сложностей ввоза. Это сильно ограничивает выбор клиентов и усложняет нашу работу.

Законодательные ограничения для малого и среднего бизнеса

Дополнительной проблемой стали новые законодательные ограничения. По Федеральному закону от 09.03.2022 № 47-ФЗ, с 1 января 2023 года производители и продавцы ювелирных изделий обязаны перейти с упрощенной системы налогообложения (УСН) и патентов на общую систему налогообложения (ОСНО) и начать платить НДС. 

На крупном бизнесе новый закон не отразился, потому что НДС они платили и раньше. Но налоговая нагрузка на средний и малый бизнес ощутимо выросла. Кроме того, стало сложнее и дороже вести сам учет — для работы на ОСНО необходима покупка дополнительного ПО и найм бухгалтеров, так как работать на ОСНО намного тяжелее, чем на УСН. Еще одной сложностью для ювелирной отрасли стала новая система ГИИС ДМДК для контроля за оборотом драгоценных камней и металлов. Чтобы исполнять требования новых законов и норм, ювелиры вынуждены расширять штат компании, дополнительно маркировать драгоценные материалы и оплачивать технологические решения и работу, что усложняет создание и продажу ювелирных изделий. 

Для малого и среднего сегмента ювелирного рынка эти нововведения и ограничения разрушительны. Большинство компаний сворачивают бизнес или закрываются, и динамика ювелирной отрасли России за последние годы показывает, что с каждым годом малых и средних предприятий в ней все меньше. Это тревожная тенденция — конкуренция на рынке падает. Все идет к тому, что в ювелирной отрасли останутся 3-4 крупных игрока, которые будут создавать альянсы и устанавливать свои цены на рынке, окончательно избавляясь от конкурентов и действуя не на благо покупателей.

Крупные компании выкупают металл у населения по крайне низким ценам, изготавливают из него ювелирные изделия массового сегмента и продают с минимальной наценкой. Малому и среднему бизнесу нечего противопоставить, и они терпят убытки.

Потеря рекламных площадок

На территории России теперь не работают Google, Facebook и Instagram (последние два признаны экстремистскими организациями, их деятельность на территории РФ запрещена), реклама в них запрещена. Наша компания переориентировалась на рекламу в Яндексе, но это не стало полноценной заменой потерянным каналам привлечения клиентов. В России пока нет маркетинговых площадок, по эффективности сравнимых с покинувшими рынок иностранными компаниями. 

Несмотря на все проблемы, из-за санкций у российского ювелирного бизнеса появились некоторые новые возможности.

Новые возможности российского ювелирного бизнеса после введения санкций

Во-первых, иностранные ювелирные компании ушли с рынка и освободили место для качественных (они есть!) российских производителей. Клиенты уже почти не вспоминают о мировых брендах вроде Cartier, они выбирают украшения отечественных производителей, у которых теперь нет внешних конкурентов. 

Конечно, часть клиентов покинула страну вместе с мировыми брендами, а часть из оставшихся какое-то время будет присматриваться к отечественным украшениям и сравнивать их с привычными иностранными. Но все же у отечественной ювелирной отрасли сейчас огромный потенциал, и те, кто сумеют им воспользоваться, достигнут больших успехов.

Также становится возможным сотрудничество с компаниями, которые до введения санкций работали только с крупными партнерами и высокими бюджетами. Сейчас многие бизнесы — IT-разработчики, логистические компании, платежные системы — согласны работать с меньшими требованиями и открыты к самым разным предложениям.

Как ювелирным компаниям пережить кризис и санкции

В ситуации нынешнего кризиса малому и среднему бизнесу работать крайне сложно, поэтому логичнее всего его развивать и укрупнять. Перечислим несколько способов, как это сделать.

Объединить несколько компаний в одну сеть

К примеру, в одном городе работают несколько небольших магазинов. Им сложно выживать поодиночке, но если их объединить — можно будет снизить общие затраты на логистику, персонал, бухгалтерию. При этом объем продаж сети будет больше, чем у одного магазина, и это означает рост для всех участников. 

Использовать IT-технологии и онлайн-торговлю

Электронная коммерция — сравнительно недорогой и быстрый вариант расширения бизнеса.

Если вы торгуете серебром в магазине в небольшом городе, вы работаете только для жителей этого города. Если вы сделаете сайт и займетесь продажами через интернет — вы быстро обретете клиентов из других городов, а со временем сможете открыть магазины уже там и создать целую сеть. Так с помощью IT малый бизнес становится средним.

Мы расширяли свой бизнес именно так: в 2022 году создали мобильное приложение. Благодаря ему у нас выросли продажи и доверие к магазину, а еще мы стали гораздо больше взаимодействовать с клиентами с помощью push-уведомлений, рассылки информации об акциях и персональных предложений и так далее.

Что ждет ювелирный бизнес России в будущем

Тенденции последних лет на рынке ювелирных изделий говорят о том, что доля малого и среднего бизнеса будет сокращаться все больше. Компании, которые не растут, будут закрываться (по моему опыту, если ювелирный бизнес не растет на 40% в год, он закрывается довольно быстро), а для малых ювелирных магазинов путь только один — открывать онлайн-продажи, чтобы остаться на рынке.

Чтобы минимизировать влияние санкций и поддержать российскую экономику, ювелирная отрасль будет меняться и дальше, как и другие сегменты отечественного бизнеса. Но многие из изменений негативно отразятся на небольших игроках рынка. Средний и крупный бизнес останется на плаву и даже, возможно, что-то выиграет. Однако сейчас в ситуации так много неизвестных, что прогнозировать будущее — слишком сложная задача.

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

Профиль

Дата регистрации25.01.2021
Регионг. Москва
ОГРНИП 321774600030163
ИНН 027615430500

Контакты

Адрес Россия, г. Москва, ул. Никольская, д. 10
Телефон +78007776633
ГлавноеЭкспертыДобавить
новость
КейсыМероприятия