Как санкции влияют на ювелирный бизнес России
С чем столкнется ювелирная отрасль в ближайшем будущем

Предприниматель из Москвы, сооснователь российского ювелирного бренда Diamonds Are Forever. Окончил МИФИ по специальности «Информатика и вычислительная техника». Более семи лет работал в сфере розничного бизнеса в международным компаниях Deloitte и Metro. В 2008 году начал активно заниматься развитием e-commerce в ювелирной индсутрии. В 2011 году вместе с женой Галиной запустил собственный проект Diamonds Are Forever, который специализируется на украшениях классов «премиум» и «люкс».
ПодробнееСанкции, наложенные на Российскую Федерацию странами Запада, оказали влияние на все отрасли экономики страны, и в том числе на одну из самых устойчивых — ювелирный бизнес. В 2022 году сокращение рынка драгоценных металлов, по информации «РИА-Новости», составило 10%, а оборот за I квартал 2023 года, по данным Forbes, снизился на 8%. Российским ювелирным компаниям приходится работать в новых реалиях и меняться самим, чтобы остаться на плаву. Владелец ювелирного бренда украшений класса «люкс» и «премиум» Diamonds are Forever Владимир Язов рассказал, какие сложности возникли у ювелиров из-за санкций и как они с ними справляются.
Проблемы ювелирного бизнеса России после введения санкций
Санкции отразились на каждом участке ювелирной отрасли — от производства изделий до их продажи оптом и в розницу, и из-за вызванных этим проблем многие компании оказались на грани закрытия.
Недоступность зарубежного сырья и технологий
Усложнилась и стала дороже логистика: теперь в Россию нет прямых рейсов из Европы и США и ужесточен визовый режим. В результате пострадали поставки ювелирных изделий, материалов и драгоценных камней — у нас сильно ограничен доступ к зарубежному сырью и технологиям.
Рост цен на материалы
В начале 2022 года взлетел курс доллара по отношению к рублю — скачок составил с 75,68 рублей на 1 февраля до 104,07 на 23 марта. Все ювелирные материалы оцениваются в долларах и евро, поэтому цена резко выросла как на камни и сырье, так и на оборудования для производства украшений. Когда курс доллара упал, цены также снизились — но на ситуацию на рынке это практически не повлияло, так как в начале года издержки компаний были слишком высоки.
Падение спроса на ювелирные украшения
В 2022 году на это было сразу несколько причин.
Во-первых, ювелирные украшения не относятся к товарам первой необходимости. В ситуации кризиса и волатильности национальной валюты люди стараются вкладывать деньги в более необходимые и понятные вещи — например, автомобили и квартиры, а покупку украшений откладывают.
Во-вторых, многие из покупателей с высоким уровнем дохода уехали за границу на долгий срок, оформив вид на жительство в странах Европы, Америки или Азии.
В третьих, покупатели драгоценностей класса «люкс» и «премиум» — бизнесмены и топ-менеджеры — также снизили расходы на ювелирные изделия: в период экономического кризиса для них важнее всего сохранение и развитие бизнеса, а покупка украшений откладывается на более благополучное время.
Сокращение выбора драгоценных камней
Спрос на ювелирные изделия упал, и это привело к дополнительным сложностям: потребность в драгоценных камнях снизилась одновременно с ростом цен на них, и хранить запасы камней стало невыгодно. В итоге выбор камней в России упал.
Многие из покупателей любят перед тем, как заказывать драгоценные украшения, лично взглянуть на материалы, особенно на камни — бриллианты, изумруды, сапфиры. Людям интересно подержать их в руках, рассмотреть, оценить качество и ценность, и до введения санкций мы могли организовать это для клиентов прямо в России.
Сейчас же нам приходится либо делать запрос зарубежным партнерам напрямую либо заказывать камни в других странах, а затем ждать, когда их доставят в Россию с учетом всех сложностей ввоза. Это сильно ограничивает выбор клиентов и усложняет нашу работу.
Законодательные ограничения для малого и среднего бизнеса
Дополнительной проблемой стали новые законодательные ограничения. По Федеральному закону от 09.03.2022 № 47-ФЗ, с 1 января 2023 года производители и продавцы ювелирных изделий обязаны перейти с упрощенной системы налогообложения (УСН) и патентов на общую систему налогообложения (ОСНО) и начать платить НДС.
На крупном бизнесе новый закон не отразился, потому что НДС они платили и раньше. Но налоговая нагрузка на средний и малый бизнес ощутимо выросла. Кроме того, стало сложнее и дороже вести сам учет — для работы на ОСНО необходима покупка дополнительного ПО и найм бухгалтеров, так как работать на ОСНО намного тяжелее, чем на УСН. Еще одной сложностью для ювелирной отрасли стала новая система ГИИС ДМДК для контроля за оборотом драгоценных камней и металлов. Чтобы исполнять требования новых законов и норм, ювелиры вынуждены расширять штат компании, дополнительно маркировать драгоценные материалы и оплачивать технологические решения и работу, что усложняет создание и продажу ювелирных изделий.
Для малого и среднего сегмента ювелирного рынка эти нововведения и ограничения разрушительны. Большинство компаний сворачивают бизнес или закрываются, и динамика ювелирной отрасли России за последние годы показывает, что с каждым годом малых и средних предприятий в ней все меньше. Это тревожная тенденция — конкуренция на рынке падает. Все идет к тому, что в ювелирной отрасли останутся 3-4 крупных игрока, которые будут создавать альянсы и устанавливать свои цены на рынке, окончательно избавляясь от конкурентов и действуя не на благо покупателей.
Крупные компании выкупают металл у населения по крайне низким ценам, изготавливают из него ювелирные изделия массового сегмента и продают с минимальной наценкой. Малому и среднему бизнесу нечего противопоставить, и они терпят убытки.
Потеря рекламных площадок
На территории России теперь не работают Google, Facebook и Instagram (последние два признаны экстремистскими организациями, их деятельность на территории РФ запрещена), реклама в них запрещена. Наша компания переориентировалась на рекламу в Яндексе, но это не стало полноценной заменой потерянным каналам привлечения клиентов. В России пока нет маркетинговых площадок, по эффективности сравнимых с покинувшими рынок иностранными компаниями.
Несмотря на все проблемы, из-за санкций у российского ювелирного бизнеса появились некоторые новые возможности.
Новые возможности российского ювелирного бизнеса после введения санкций
Во-первых, иностранные ювелирные компании ушли с рынка и освободили место для качественных (они есть!) российских производителей. Клиенты уже почти не вспоминают о мировых брендах вроде Cartier, они выбирают украшения отечественных производителей, у которых теперь нет внешних конкурентов.
Конечно, часть клиентов покинула страну вместе с мировыми брендами, а часть из оставшихся какое-то время будет присматриваться к отечественным украшениям и сравнивать их с привычными иностранными. Но все же у отечественной ювелирной отрасли сейчас огромный потенциал, и те, кто сумеют им воспользоваться, достигнут больших успехов.
Также становится возможным сотрудничество с компаниями, которые до введения санкций работали только с крупными партнерами и высокими бюджетами. Сейчас многие бизнесы — IT-разработчики, логистические компании, платежные системы — согласны работать с меньшими требованиями и открыты к самым разным предложениям.
Как ювелирным компаниям пережить кризис и санкции
В ситуации нынешнего кризиса малому и среднему бизнесу работать крайне сложно, поэтому логичнее всего его развивать и укрупнять. Перечислим несколько способов, как это сделать.
Объединить несколько компаний в одну сеть
К примеру, в одном городе работают несколько небольших магазинов. Им сложно выживать поодиночке, но если их объединить — можно будет снизить общие затраты на логистику, персонал, бухгалтерию. При этом объем продаж сети будет больше, чем у одного магазина, и это означает рост для всех участников.
Использовать IT-технологии и онлайн-торговлю
Электронная коммерция — сравнительно недорогой и быстрый вариант расширения бизнеса.
Если вы торгуете серебром в магазине в небольшом городе, вы работаете только для жителей этого города. Если вы сделаете сайт и займетесь продажами через интернет — вы быстро обретете клиентов из других городов, а со временем сможете открыть магазины уже там и создать целую сеть. Так с помощью IT малый бизнес становится средним.
Мы расширяли свой бизнес именно так: в 2022 году создали мобильное приложение. Благодаря ему у нас выросли продажи и доверие к магазину, а еще мы стали гораздо больше взаимодействовать с клиентами с помощью push-уведомлений, рассылки информации об акциях и персональных предложений и так далее.
Что ждет ювелирный бизнес России в будущем
Тенденции последних лет на рынке ювелирных изделий говорят о том, что доля малого и среднего бизнеса будет сокращаться все больше. Компании, которые не растут, будут закрываться (по моему опыту, если ювелирный бизнес не растет на 40% в год, он закрывается довольно быстро), а для малых ювелирных магазинов путь только один — открывать онлайн-продажи, чтобы остаться на рынке.
Чтобы минимизировать влияние санкций и поддержать российскую экономику, ювелирная отрасль будет меняться и дальше, как и другие сегменты отечественного бизнеса. Но многие из изменений негативно отразятся на небольших игроках рынка. Средний и крупный бизнес останется на плаву и даже, возможно, что-то выиграет. Однако сейчас в ситуации так много неизвестных, что прогнозировать будущее — слишком сложная задача.
Интересное:
Новости отрасли:
Все новости:
Публикация компании
Профиль