Корпоративный ИТ-ландшаф — по новым правилам
Как строить ИТ-ландшафт в новых условиях, рассказывает Тимур Бадретдинов, руководитель департамента инфраструктурных решений «Сиссофт»Руководитель департамента инфраструктурных решений «Сиссофт».
Российский бизнес все чаще сталкивается с необходимостью эволюции ИТ-ландшафта. Традиционные подходы к выбору и использованию программного обеспечения не соответствуют динамично изменяющимся условиям рынка. В новом контексте ключевым фактором становится грамотный выбор стратегии обновления ИТ-систем.
Стартовые позиции
Сегодня при создании ИТ-ландшафта компаниям приходится оперировать в полностью новых условиях. Рынок программного обеспечения в РФ серьезно перестроился. В текущих реалиях он отличается высоким разнообразием предложения. Особенно, когда речь идет о базовых компонентах цифровой среды, таких как ОС и серверное ПО, виртуализация, офисные пакеты, а также специализированный прикладной софт.
Почти в каждом продуктовом сегменте вместо топ-3 привычных глобальных решений сегодня доступны около десятка (или более) альтернатив российских вендоров. Бизнес-сообщество вынуждено решать задачу реорганизации ИТ-ландшафта в сквозном ключе — от инфраструктуры, до прикладных инструментов. На этом пути перед ним стают новые вызовы. Их преодоление требует и новых подходов.
В целом все типичные ситуации здесь сегодня можно разделить на три основных сценария.
Бессрочные лицензии на зарубежное ПО
Если последние закупки софтверных лицензий на все основные ИТ-инструменты компании прошли относительно недавно, то это дает несколько лет относительно спокойной жизни. Купленное по такой модели ПО можно эксплуатировать довольно долго — особенно, если речь идет об СМБ-компаниях, не подпадающих под различные законодательные регулирования. Другое дело, что такая ситуация редка: трудно добиться полной синхронизации сроков действия вообще всех лицензий в одном ландшафте.
Также, с 2022 года в отношении «бессрочного ПО» возник ряд проблем: прекращение поддержки и обновлений, без которых его функциональность и надежность ощутимо сокращается. И, конечно, купить новые лицензии больше не получится.
В такой ситуации устаревание ПО происходит гораздо быстрее: за пару лет работы в таком режиме версия софта может отстать на целое поколение. Также — практически невозможно масштабироваться.
Разрыв можно преодолеть через интеграцию зарубежного ПО с бессрочной лицензией с новыми российскими разработками. Да, это усложняет управление и обслуживание ИТ-систем, но вариант вполне рабочий.
Конечно, прибегают здесь и к возможностям параллельного импорта, что не запрещено законом — однако описанных выше рисков при таком подходе меньше не становится.
Опора на зарубежные облака
Многие компании у нас в стране в значительной мере полагались на зарубежные облачные сервисы. Ими пользовались и как средой для хранения данных, например, в рамках гибридных архитектур, так и готовыми сервисами, от почты, мессенджеров и ВКС до PaaS-инструментов для разработки.
Таким компаниям также придется выбирать альтернативы в реестрах российского ПО или придумывать способы продления подписок на зарубежные ресурсы. И здесь возникает большая проблема: в силу самой природы облачных ресурсов, провайдеры могут отключить компанию от доступа к ее ресурсам в любой момент. Примеров блокировки работы корпоративных сервисов по такому сценарию — немало.
Российские облачные платформы и сервисы в современных условиях становятся оптимальным выбором для компаний любого размера. Особенно, когда нужно масштабировать бизнес и на рынке отсутствуют подходящие для этого локальные инфраструктурные решения.
Переход в облако не обязательно подразумевает миграцию всех сервисов. Компании могут сочетать свой набор onpremise-решений с облачными. Например, можно перенести в облако корпоративную почту, тестирование и разработку или хранение резервных копий. При этом, службу каталогов оставить на своих серверах.
Критически важно не концентрировать все ресурсы в одном месте, даже когда речь идет об облаках. Рекомендуется выбрать одного провайдера для почты, видеоконференций, мессенджеров и систем управления документами, но при этом использовать другого для резервного копирования, чтобы обеспечить независимость и отказоустойчивость систем.
Бизнес строит ИТ-ландшафт с нуля
Таким компаниям легче и труднее одновременно. С одной стороны, у них есть полная свобода и отсутствие «легаси-багажа». С другой — им не на что опереться, приходится максимально быстро вникать в предложение российских ОС, офисных пакетов, систем виртуализации и резервного копирования.
То есть, полностью выстраивать корпоративную ИТ-архитектуру на базе исключительно российских решений. Успеха здесь можно достичь либо при условии относительно простых потребностей, либо при наличии очень серьезной внутренней ИТ-компетенции, а также через привлечение сведущего консультанта с опытом подобных проектов.
К сожалению, системный подход к импортозамещению в ИТ, охватывающий последовательную замену серверного ПО, виртуализации, ОС и прикладных программ все еще встречается на нашем рынке не так часто.
В текущем году большинство запросов в этой области касалось операционных систем и решений в области коммуникации, включая корпоративную почту, мессенджеры и видео-конференцсвязь, а также систем резервного копирования и виртуализации.
Началось?
Хотя многие компании в 2023 году тестировали новые решения в области виртуализации, ОС и серверной составляющей, полный переход на них часто откладывается до следующего года из-за объема необходимой подготовки и непосредственно проектных работ.
Это большая, серьезная инициатива. Чтобы все прошло максимально успешно, и миграция на российское ПО прошла с минимумом сложностей, имеет смысл привлекать компетентных интеграторов.
Их компетенции позволят провести аудит существующего ландшафта и составляющих его решений, проанализировать текущие и будущие потребности компании, а также разработать четкую дорожную карту перехода, включая оценку затрат на новый софт.
Далее можно либо выбрать новый технологический стек самостоятельно или отдать задачу на откуп системному интегратору, который сможет предложить решения «под ключ».
Искушение open source’ом
Перед бизнесом часто встает вопрос о целесообразности покупки лицензированного программного обеспечения от российских разработчиков с учетом наличия бесплатных альтернатив.
Речь идет о классе решений открытого ПО — open source, которые представлены во всех продуктовых направлениях.
Однако здесь важно понимать, что при задаче построения ИТ-ландшафта компании ключевую роль играет качественная поддержка вендора. Она включает в себя не только решение технических проблем, но и предоставление функциональных обновлений, новых релизов продукта, патчей безопасности, а также доступ к базе знаний.
И вот в случае выбора в пользу open source-решения вся ответственность за его функционирование и обслуживание ложится на плечи пользователя. Он может обращаться к ресурсам сообщества, которое занимается развитием конкретного «открытого» ИТ-инструмента, но это далеко не то же самое, что официальная поддержка.
Такой подход может быть приемлемым для крупных компаний с большим штатом разработчиков, готовых поддерживать, развивать и обслуживать используемую систему.
Однако для предприятий малого и среднего бизнеса такой вариант является непрактичным и рискованным.
Правила правильного выбора
ИТ-инфраструктура в компаниях на ближайшие годы, скорее всего, будет сохранять «вынужденно интернациональный» характер: новые российские решения в ней будут дополнять привычные зарубежные, от которых в мгновение ока и безболезненно компаниям не отказаться.
При выборе российских программных продуктов необходимо учитывать дорожные карты их развития, отслеживать прогнозы совместимости и доработок для критически важных ИТ-инструментов компании, а также анализировать успешные и неудачные внедрения на рынке. Также следует активно проводить пилотные проекты внедрения перспективных решений в рамках своей инфраструктуры.
Многолетний опыт использования зарубежного софта сформировал определенные бизнес-процессы в российских компаниях, влияя на то, как пользователи работают с информацией и конкретными приложениями.
Отсутствие привычного инструмента не должно становиться угрозой для стандартных рабочих процессов и функционирования компании. Важно адаптировать и модернизировать эти процессы, чтобы обеспечить непрерывность работы и эффективность бизнеса в новых условиях.
Для оптимального понимания того, что именно и когда лучше всего нужно менять в ИТ-ландшафте вашей компании, следует сделать следующие шаги.
Начните со сбора данных о программном обеспечении, установленном как на рабочих местах пользователей, так и в серверной и сетевой части ИТ-ландшафта. Затем зафиксируйте бизнес-процессы, в которых используется это ПО.
Следующий шаг — отобразить технологические взаимозависимости между всем установленным ПО. Это поможет понять связи, например, между ERP-системой и СУБД или почтовым сервером и службой каталогов.
После этого проанализируйте полученные списки, чтобы определить, какие компоненты действительно необходимы и используются постоянно, что требуется заменить в ближайшие шесть месяцев, что можно заменить позже, а что — раньше.
Далее соотнесите этот список с перечнем российских продуктов и зарубежного ПО, доступного для покупки в России.
Заключительный этап — провести тестирование выбранного ПО для решения базовых задач в текущих бизнес-процессах или привлечь к проекту системных интеграторов, обладающих соответствующей базой знаний и технической экспертизой.
Перечисленные шаги помогут обеспечить плавный и эффективный переход на новые ИТ-решения.
Интересное:
Новости отрасли:
Все новости:
Публикация компании
Профиль
Контакты
Социальные сети