РБК Компании
Главная ATI.SU 20 декабря 2023

2024 год станет годом серьезной оптимизации процессов в логистике

Основная задача платформы ATI.SU — помогать участникам рынка сокращать свои расходы на доставку и находить ресурсы для развития и оптимизации бизнесов
2024 год станет годом серьезной оптимизации процессов в логистике
Святослав Вильде
Святослав Вильде
Основатель и директор

Основатель и директор «Биржи грузоперевозок ATI.SU».

Подробнее про эксперта

Биржа грузоперевозок и крупнейшая экосистема сервисов для транспортной логистики в России и странах СНГ ATI.SU подводит итоги года и своей 30-летней деятельности. Компания успешно осваивает новые рынки, использует кризис как возможность для роста и развивает свои продукты. Об этом — в интервью Святослава Вильде, основателя и директора «Биржи грузоперевозок ATI.SU».

2023 год стал для ATI.SU годом международной экспансии. Расскажите об основных результатах этого года. В каких странах удалось достичь наилучших показателей? 

Мы вышли в Армению, Кыргызстан и Узбекистан в конце 2022 года. а в этом стали активно продвигаться и набирать базу. В результате количество активных пользователей в этих странах выросло кратно. Пока мы в основном вкладываем деньги в продвижение и закрепление на этих рынках. Но потенциал бизнеса там значительный, что заметно по динамике роста активных пользователей. 

В Беларуси и Казахстане, где мы давно присутствуем, тоже все больше участников логистического рынка пользуются нашими сервисами. В Белоруссии резкий скачок произошел еще в 2022 году. Тогда с рынка ушел один из наших конкурентов —  и его клиенты перешли к нам. Динамика роста активных пользователей сохранилась и в 2023 году.

В Казахстане конкуренция выше. Там есть, компании, которые давно работают, за годы сформировав значительный пул лояльных пользователей. Однако, не все компании работают с маршрутами на Россию и Беларусь, поэтому благодаря этим направлениям мы смогли занять существенную долю рынка. 

Бизнес в странах СНГ открыт к цифровизации, готов к использованию цифровых инструментов?

Уровень цифровизации логистики там пока ниже, чем в России. Но это объясняется в том числе менее широким предложением. Например, в Казахстане, Узбекистане, Кыргызстане, Армении есть по две-три заметных биржи грузоперевозок, которые предоставляют базовые услуги. Но нет конкуренции в сфере организации спотовых торгов, контрактного распределения заказов среди грузоперевозчиков и других цифровых логистических сервисов — всего того, что есть в экосистеме ATI.SU. В целом начальный уровень развития логистических сервисов в этих странах открывает для нас определенные перспективы развития — мы тот лидер, который двигает рынок.

В России развитие сервисов двигает конкурентная среда — участники рынка вынуждены внедрять передовые решения и идеи, чтобы не отстать друг от друга. В Центральной Азии и Закавказье этого пока нет, но есть тренд на внедрение сервисов автоматизации в логистике. При этом развитие отрасли происходит под влиянием участников рынка грузоперевозок. Например, логисты, меняя место работы, продолжают использовать наши сервисы — у них уже есть успешный опыт работы и они несут эту практику в другие компании. 

Эволюционное развитие рынка — процесс не быстрый. Например, в России он идет уже лет десять, но до сих пор охвачен не весь рынок грузоперевозок. Полагаю, что и в странах СНГ такая «ползучая» экспансия займет не менее пяти лет. Особенно учитывая, что успешное внедрение автоматизированной системы управления логистикой занимает полгода-год. 

С какими неожиданными барьерами в странах Центральной Азии вы столкнулись?

Интересной задачей стала адаптация системы под языки стран, где мы работаем. Мы сейчас делаем наши сервисы мультиязычными. В каждой стране своя валюта, документация на национальных языках, другие языковые особенности. Хорошо, что почти везде работают международные правила ведения бизнеса, похожие процессы, это облегчает языковую локализацию сервисов ATI.SU. Есть некоторые отличия, например ИНН не 12 цифр, а 10 — но это легко решаемые вопросы.

Также не стало большой проблемой требование некоторых стран хранить персональные данные своих граждан на территории страны. У нас облачный сервис. Мы установили свои сервера локально в странах, где это требовалось.

ATI.SU в этом году празднует юбилей — 30 лет. Вы прошли долгий путь и ряд серьезных кризисов. Вы говорили, что для вас кризис — это всегда возможности и рост. Что вам принес последний кризис 2022 года?

У нас бизнес, который можно назвать «антикризисным», мы проходили это еще в 2008 году. Когда происходит серьезная ломка устоявшихся экономических и партнерских отношений, то ломаются, в том числе и логистические цепочки. А значит, возрастает спрос на цифровые биржи грузоперевозок. 

В последние два года, кроме этого, наблюдается серьезный дефицит транспорта. Поэтому грузоотправители и экспедиторы используют все возможности для поиска грузоперевозчиков, а это, в первую очередь, биржи грузоперевозок. Поэтому у нас в сентябре-октябре произошел рекордный рост по количеству грузов в системе: бывало по 350-400 тыс. актуальных грузов в день. В ноябре мы наблюдаем небольшой сезонный спад, но вскоре начнется новогодний ажиотаж. Поэтому для нашей компании, можно сказать, экономические кризисы проходят безболезненно. Была только некоторая «просадка» в марте-апреле 2022 года, но уже к лету все вернулось на прежний уровень.

В целом, считаю, что в классические экономические кризисы следует пересматривать свою бизнес-модель, в первую очередь — оптимизировать расходы. Это позволяет компаниям найти новые ресурсы для развития, резервы, о которых раньше и не подозревали. Пережив тяжелые времена, компания становится намного эффективнее и сильнее.

Если говорить о развитии продуктов ATI.SU, то на какие направления вы считаете нужно делать ставку в ближайшие годы? 

Один из важных наших направлений связано с аналитикой и работы с данными. Так оказался очень востребованным на рынке сервис ATI.SU «Средние ставки». Он предназначен для отслеживания цен и оценки количества предложений на перевозку грузов между городами и регионами России и странами СНГ. Сервису почти полтора года, и мы постоянно его усовершенствуем на основе обратной связи от пользователей. 

Другое направление — это все сервисы, которые экономят время водителей. Прежде всего это сервисы, связанные с оптимизацией маршрута, сокращением порожнего пробега, сервисы мониторинга, которые снимают необходимость постоянно быть на связи и отвечать на звонки. И, конечно, взаимодействие со складами — до сих пор перевозчики теряют много времени в очередях на разгрузку-погрузку. Для оптимальной организации очередей на складе ATI.SU мы разработали и запустили весной этого года сервис «Временные окна».

Также мы будем продолжать работу по развитию электронного документооборота в нашей отрасли. В 2013 году мы создали собственную систему электронного документооборота для отрасли автомобильных грузоперевозок «АТИ-Доки», в 2020 году она стала доверенным оператором электронного документооборота РФ, и у нас большие планы по ее доработке на ближайшие годы.

В целом в экосистеме ATI.SU сейчас недостает одного кирпичика — TMS (Transport Management System). Это система для внутреннего учета перевозок, взаимоотношений с контрагентами, в том числе и финансовых. В следующем году мы планируем приступить к разработке этого продукта. 

Разумеется, мы будем улучшать и уже работающие сервисы, ориентируясь на пожелания пользователей и требования рынка. Здесь — широкое поле для деятельности.

В 2022-2023 годы стали временем перестройки логистических цепочек.  В 2024 году что-то изменится? Что будет определять развитие рынка в следующем году? 

Полагаю, что в 2024 году продолжится оптимизация бизнес-процессов. В 2022–23 годах игроки рынка логистики выходили на новые маршруты и строили новые цепочки. К концу 2023 года многие всерьез озаботились оптимизацией. Она продолжится и в следующем году. Думаю, участники отрасли будут искать оптимальные способы доставки, экспериментировать с разными типами транспорта, находить способы обходить узкие места, например, где долго простаивает груз. 

Оптимизация затрат и процессов — это постоянная задача, над которой нужно работать в кризисные времена, а они у нас надолго. Для этого мы и создали нашу платформу ATI.SU — помочь участникам рынка сократить свои расходы на доставку, найти ресурсы для развития и оптимизации своих бизнесов.

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

Публикация компании

Профиль

Дата регистрации02.06.2008
Уставной капитал19 000,00 ₽
Юридический адрес г. Санкт-Петербург, вн.тер.г. муниципальный округ Сампсониевское, ул. Гельсингфорсская, д. 2 литера А, помещ. 1н
ОГРН 1089847223663
ИНН / КПП 7810518403 780201001
Среднесписочная численность26 сотрудников

Контакты

Адрес Россия, г. Санкт-Петербург, ул. Гельсингфорсская, д. 2, лит. А
Телефон +78126020105