РБК Компании
Главная РДО 1 апреля 2025

Инвестиции в туризм как драйвер устойчивого развития территорий

Роль инвестиций в инфраструктуру для развития внутреннего туризма и роста региональной экономики
Инвестиции в туризм как драйвер устойчивого развития территорий
Источник изображения: Из архива компании
Ангелина Егорова
Ангелина Егорова
Эксперт «Русского Делового Общества»

Руководитель инвестиционного направления

Подробнее про эксперта

Сегодня только ленивый не говорит о необходимости развития внутреннего туризма, формировании новых туристических маршрутов внутри территории Российской Федерации, мерах экономического стимулирования роста турпотока и кредитной поддержке девелоперов, вкладывающих в проекты в сфере гостеприимства и курортного сервиса. Грантовая, т.е., по сути, безвозмездная поддержка в туристической отрасли также не исключение. Главной точкой роста в таком развитии, по мнению экспертов, является вопрос развития инфраструктуры регионов, включая ремонт и строительство новых дорог, развитие существующих и организацию новых маршрутов железнодорожного, автомобильного, авиатранспорта и всех видов маршрутных рейсов. Энергосетевая инфраструктура, включающая тепло- и электросети, системы водоснабжения, водоотведения и водоочистки, а также использование альтернативных видов энергетики при должном уровне развития сетей становятся драйвером роста инвестиционной привлекательности регионов и территорий. 

Мне как экономисту напрашивается идея применения инвестиционного инфраструктурного мультипликатора по аналогии с мультипликатором государственных расходов, при котором на 1 единицу вложенных в инфраструктуру средств рост общих доходов кратно возрастает, стимулируется экономический рост в регионе или государстве в целом. Так, при значении мультипликатора 1,5 вложенный в инфраструктуру миллиард приносит рост экономики в регионе, т.е. фактически рост доходов экономических субъектов региона на дополнительные 1,5 миллиарда. Расчет очень простой: мультипликатор — это результат деления прироста доходов, выраженный в приросте национального продукта, к приросту государственных расходов за заданный период времени. Зная значения мультипликатора, становится возможным выполнить экономические прогнозы расширения экономки в зависимости от уровня вложения средств государственного бюджета и фондов на развитие инфраструктуры. По разным оценкам, стоимость подключения строящихся объектов к инфраструктуре составляет от 5 до 25% общей стоимости реализации проекта, и зачастую такие расходы могут быть стоп-факторами в принятии итогового решения о старте проекта.

Экономическое развитие территорий под призмой диалектического подхода движется по спирали, каждый новый этап — улучшенный опыт предыдущего уровня развития инфраструктуры и проектных мощностей. Структурирование современного российского туристического проекта, вне зависимости от его региональной локации, будь то Башкортостан, Якутия или Карелия, обязательно включает в себя аналитику рынка, природных условий, эскизное проектирование, разработку технико-экономических показателей проекта, выбор организационной формы реализации проекта, а также детальный экспертный анализ текущего состояния инфраструктуры и выработку требований к инфраструктурной составляющей проекта в привязке к техническим условиям региональных энергоснабжающих организаций. Более десятка подразделов проекта сейчас посвящены и разработке транспортно-логистической включенности объектов проекта в региональную сеть, мероприятиям повестки ESG. Россия в данной повестке — один из мировых лидеров. Концепция «Зеленого квадрата» в энергетике, разработанная Корпорацией «Росатом» и принятая на мировой энергетической арене, применима и к локальным проектам, все чаще и чаще реализуемым в нашей стране посредством создания туристско-рекреационных особых экономических зон. «Зеленый квадрат» для рекреации и туризма становится спасительным механизмом реализации инфраструктурных решений, с учетом использования 4-х видов энергии — солнечной, ветровой, водной и атомной, обеспечивая экономичное использование энергоресурсов. А внесение в повестку деловых, научных и правительственных конференций, оперативных совещаний тезисов и дорожных карт о необходимости включения ESG-решений и внедрение энергоэффективных бизнес-предприятий при участии средств бюджета и внебюджетных фондов кратно мультиплицирует эффект от инвестиций в развитие инфраструктуры регионов и способствует привлечению частных средств, гарантируя доступность и комфорт для туристов, конечных получателей услуг.

Следует отметить такой формат, как межрегиональное взаимодействие и синхронизация нормативно-правовой базы — еще один фактор развития инфраструктуры и привлекательности для частного капитала. Так, строительство новой дорожно-транспортной сети для развития проектов, к примеру, в зоне Арктики, будет эффективным при оперативном взаимодействии специализированных ведомств дорожного хозяйства соседних регионов, откуда планируется привлекать туристические потоки. Такое взаимодействие сделает доступными те богатства природы, которыми одарена территория Республики Карелия, 83% которой занимает лесной фонд, реки и озера. А поддержка реализации проектов в области медицины и санитарной авиации в отдаленных районах мультиплицирует привлекательность для туристов за счет повышения уровня безопасности и снижения барьера доступности объектов социальной инфраструктуры. А экспертиза в области реализации проектов выходит на первый план.

Интересное:

«Angel Relations Group» Тренды digital-репутации 2025

Новости отрасли:

Все новости:

Публикация компании

Профиль

Дата регистрации
17 апреля 2023
Уставной капитал
10 000,00 ₽
Юридический адрес
г. Санкт-Петербург, вн.тер.г. Муниципальный округ Смольнинское, ул. Красного Текстильщика, д. 10-12, литера о, помещ.1-н каб.16
ОГРН
1237800045471
ИНН
7806609369
КПП
784201001

Социальные сети

ГлавноеЭкспертыДобавить
новость
КейсыМероприятия