РБК Компании

От чего зависит обучаемость человека: неочевидные факторы

Какие факторы влияют на обучаемость, почему нужно знать о своем уровне координированности и зрительно-моторной координации
От чего зависит обучаемость человека: неочевидные факторы
Татьяна Гогуадзе
Татьяна Гогуадзе
Генеральный директор московского Центра Дислексии Татьяны Гогуадзе, коуч, эксперт-аналитик

Татьяна Гогуадзе — один из первых российских специалистов, которая открыто начала освещать проблему дислексии в России. Её сайт dyslexia.ru появился ещё в 2002 году и по настоящее время остаётся крупнейшим информационно-образовательным порталом по проблемам дислексии, методам её диагностики и коррекции. Интернет-портал – это обширная база знаний для родителей детей-дислексиков, где они могут узнать о физических упражнениях, найти практические советы по воспитанию и обучению детей.

Подробнее про эксперта

Традиционно считается, что уровень обучаемости человека зависит от нескольких ключевых характеристик: умственные способности, характер и темперамент, память, способность к концентрации внимания, личная мотивация к учебе. Естественно, все эти факторы оказывают влияние на уровень обучаемости.

В то же время многие школьники сегодня, несмотря на очевидно высокие способности к обучению, отсутствие каких-либо нарушений в развитии испытывают серьезные трудности с чтением, письмом и в целом обучением. С чем это связано, объясняет эксперт-аналитик, коуч, основатель и руководитель московского Центра Дислексии Татьяна Валерьевна Гогуадзе.

«Проблема с обработкой и усвоением новой информации, чтением и письмом гораздо острее, чем может показаться на первый взгляд. Считается, что эти проблемы более актуальны для школьников. Но в действительности сегодня все больше взрослых людей отмечают у себя выраженные трудности в работе с информацией, что негативно сказывается на профессиональной деятельности и качестве их жизни», — говорит Татьяна Гогуадзе. 

Коварность неочевидных причин 

«Наиболее часто наличие трудностей с чтением, письмом, анализом информации объясняется рассогласованностью в работе полушарий мозга, о чем я уже рассказывала на страницах проекта РБК Компании. По опыту работы моего Центра Дислексии могу сказать, что рассогласованность полушарий мозга у современных людей встречается достаточно часто. Но практика показывает, что даже после повышения уровня согласованности в работе полушарий мозга проблемы с обучением, особенно с чтением и письмом, могут сохраняться. Да, это факт, потому что кроме очевидных причин, есть и неочевидные причины, на которые мало кто обращает внимание. Такой неочевидной причиной является координированность. Поэтому в моей работе в первую очередь анализируется и исследуется уровень развития координированности и зрительно-моторной координации».

Для справки:

Координированность — это согласованность движений человека во времени и пространстве. Уровень координированности показывает степень соответствия и согласованности движений человека при совершении им целостного двигательного акта.

Зрительно-моторная координация — это согласованность движений и их элементов в процессе совместной и одновременной деятельности зрительного и двигательного анализаторов. То есть это скоординированная работа системы «мозг, глаза, руки», когда человек глазами видит и контролирует то, что делают его руки.

«Решение проблем с обучением — это всегда комплексный подход. Случаев, когда ребенок или взрослый человек не может нормально освоить навык письма или научиться работать с информацией только по какой-то одной причине, в моей практике не было ни разу, — продолжает Татьяна Валерьевна. — Поэтому, чтобы профессионально и грамотно оказать помощь человеку, в моем Центре первично проводится биометрическое исследование. В ходе биометрии оценка функционального статуса человека осуществляется по семи ключевым критериям, одним из которых как раз и является уровень координированности».

Как объясняет руководитель Центра Дислексии Татьяны Гогуадзе, уровень координированности влияет не только на подвижность и ловкость движений во время спортивных занятий, но и на учебную и профессиональную деятельность. 

«Да, именно так. Часто из-за низкого уровня координации человеку крайне сложно быстро и аккуратно писать, при этом он может совершать множество лишних движений в процессе чтения и письма — это основные видимые показатели, что у человека, не важно у ребенка или взрослого, есть проблемы с координацией. Когда есть трудности скоординированной и слаженной работы рук, глаз и ног, от человека требуется больше усилий при выполнении даже простых действий, поэтому при умственных нагрузках трудности координации могут значительно снижать когнитивный ресурс человека.

Результатом становится не только снижение качества почерка, который выглядит крайне неаккуратно и неразборчиво, но и появление «детских/глупых» ошибок. Человек просто их не видит, так как постоянно отвлекается и не может контролировать свое тело — ему банально сложно им управлять».

«При проведении биометрического исследования нам удается определить уровень координированности человека и, соответственно, понять, что нужно делать для ее повышения, — рассказывает эксперт-аналитик. — Например, при отлично развитой координированности человек способен быстро и легко усваивать сложные действия и движения, может эффективно выполнять сложную работу руками. А вот чем ниже уровень координированности, тем труднее дается навык освоения новых движений, обычно требуется разбивка на отдельные действия и поэтапное заучивание, при этом необходимо многократное повторение для формирования точности и четкости движений».

Татьяна Валерьевна говорит, что человека с низким уровнем координированности довольно легко вычислить по движениям его тела — со стороны они будут выглядеть нелепыми и даже неуклюжими.

«Как правило, если у человека низкий уровень координированности, то у него есть проблемы и со зрительно-моторной координацией (ЗМК), — объясняет Татьяна Гогуадзе. — При низкой ЗМК человеку трудно глазами следить за строчкой, которую читает или пишет. А это, естественно, негативно сказывается на качестве чтения, почерка, уровне грамотности, следствием чего становятся проблемы с обучаемостью. У школьников из-за этого снижается общая академическая успеваемость. А если мы говорим про взрослых людей, то им сложно работать с текстовой информацией, так как они не могут сосредоточиться на читаемом материале».

Татьяна Гогуадзе также отмечает, что от уровня развития зрительно-моторной координации зависят:

  • аккуратность, беглость и ровность почерка, так как человек должен одновременно видеть, что он пишет и как он пишет. Даже если человек работает с текстами за компьютером, то ему тоже нужна хорошо развитая ЗМК, так как от нее напрямую зависит скорость набора текста;
  • скорость, четкость и плавность чтения. У людей с низкой ЗМК взгляд буквально прыгает по строчкам, поэтому они не могут сосредоточиться на том, что читают;
  • развитие пространственного восприятия, качество визуального восприятия объектов в пространстве и на листе бумаги.

«На своих программах, информационных ресурсах, в первую очередь сайте Dyslexia.ru и Дзен-канале, я очень много внимания уделяю теме развития мозга через психофизические упражнения, — подводит итоги Татьяна Гогуадзе. — Особенность моей методики в том, что я помогаю решить проблемы с обучением как раз через развитие координации». 

«Поэтому через движения мы активизируем работу мозга посредством упражнений на координацию. Разработанные мною упражнения, в первую очередь, графокоррекция, позволяют одновременно повысить уровень координированности и зрительно-моторной координации, преодолеть рассогласованность в работе полушарий мозга, за счет чего и повышаются когнитивные способности. Мои техники и методики решают проблемы с обучением комплексно, позволяя одновременно укрепить тело, повысить интеллектуальные возможности человека и показать перспективы его дальнейшего развития. Поэтому на биометрическое исследование и мои программы записываются люди со всей России и не только, так как с их помощью удается добиться нужного результата в короткие сроки».

Интересное:

Все новости:

Достижения

Лучшее предприятие отрасли 2022Анализ финансовых показателей проводился среди 1537 компаний отрасли.
Росстандарт «ВЫСОКОЕ КАЧЕСТВО»Регистрационный номер РОСС RU. СРП200078-079.
100 лучших предприятий РоссииРегистрационный номер РОСС RU. СРП700418-219.
БРЕНД 2023 ГОДАРегистрационный номер РОСС RU. СРП100024-025.
Выбор клиентов и партнеров 2022По итогу аналитики, в рамках отрасли (ОКВЭД 88.99) и региона Центральный федеральный округ

Профиль

Дата регистрации19.08.2013
Уставной капитал10 000,00 ₽
Юридический адрес г. Москва, вн.тер.г. муниципальный округ Басманный, наб. Рубцовская, д. 2 к. 3, кв. 145
ОГРН 1137746742210
ИНН / КПП 7701368130 770101001

Контакты

Адрес Россия, г. Москва, ул. Большая Почтовая, д. 36, стр. 1, офис №22
Телефон +74997050555

Социальные сети

ГлавноеЭкспертыДобавить
новость
КейсыМероприятия