Рынок электротранспорта в России: от истоков к перспективам
Российский рынок СИМ (средства индивидуальной мобильности) стремительно растет, видоизменяется и подстраивается под бизнес и покупателей. Что нас ждет далее

Роман окончил МАДИ ГТУ и с 2007 года работает в производстве двухколесной техники. С 2016 года Роман специализируется на электротранспорте, за который и отвечает, присоединившись к diHouse в 2023 году.
Средства индивидуальной мобильности — сокращенно СИМ — все больше завоевывают популярность и увеличивают долю рынка. За последние годы продукты этого направления пережили трансформацию: от транспорта для досуга с развлекательной функцией они выросли в полноценные средства передвижения по городской среде, бездорожью и до коммерческого использования.
Возникновение и развитие российского рынка СИМ
Зарождение российского рынка СИМ и первая волна развития пришлись на 2015-2016 годы, когда на улицах стали появляться первые серийные гироскутеры. Ввиду небезопасности и неприспособленности гироскутеров к транспортным задачам, высокому росту травм, сложности управления для новичков, а также увеличения конкуренции и выхода на рынок большого количества небольших контрактных OEM-производителей, к 2019 году волна популярности этого вида СИМ снизилась, и на сегодняшний день гироскутеры остались на рынке в качестве «транспортных игрушек».
Второй волной развития СИМ на российском рынке является появление на рынке электросамокатов. Первопроходцем в этом направлении стал электросамокат Xiaomi Mi Electric Scooter m365, представленный на рынке в 2016 году. Формат электросамоката, заданный этой моделью, до нынешнего момента является актуальным для большинства моделей разных производителей.
Эволюция персональных транспортных средств основывалась на двух процессах: широком распространении микромеханических гироскопов, получивших распространение в мобильных устройствах, и использовании их технологии в стартапе Segway — самобалансирующемся двухколесном скутере в начале нулевых. Дальнейшая эволюция СИМ пошла в сторону упрощения и удешевления устройств. Во многом именно поэтому на сегодняшний день основным форматом СИМ является электросамокат — двухколесное самодвижущееся устройство без системы самобалансирования. Ну а гиростабилизация осталась только на очень дорогих полноразмерных скутерах (типа моделей Segway) или в совершенно особом классе СИМ — моноколесах. Но их доля на рынке традиционно невелика.

Рынок сейчас
Уход западных вендоров весной 2022 года не повлиял на российский рынок электросамокатов, так как практически все продукты поставляются из стран Юго-Восточной Азии. Тем не менее сжатие потребительского спроса после начала этих событий сказалось на продажах: во-первых, ожидания на отложенный спрос после пандемии в сочетании с большим объемом закупок по итогу столкнулись с обратным процессом снижением спроса, связанным с переходом к сберегательной стратегии потребителей; во-вторых, повлияло увеличение ключевой ставки Центробанком — потребители предпочитали депонирование денег на счетах. Эффективность бизнеса снизилась, и закупка 2021 года столкнулась со слабой реализацией в 2022 году.
По данным исследовательских агентств, в в интервале 2022-2023 суммарные продажи увеличились с 126 тысяч до 182 тысяч штук, но стоит отметить, что эти показатели не учитывают статистику по «серому» ввозу, речь идет только об официальных продажах. По нашему мнению, черно-серый рынок по объему примерно равен белому, поэтому суммарный объем в штуках можно оценить примерно в 320-350 тысяч. Некоторым подтверждением этих данных выступает официальная статистика экспорта СИМ из Китая в РФ согласно информации государственной таможенной службы КНР. Например, за первые десять месяцев 2023 года границу пересекли 342 370 единиц СИМ, в число которых помимо электросамокатов входят электровелосипеды, доля которых составляет не более 10% от общего числа СИМ на рынке.

Важным обстоятельством, влияющим на статистику продаж СИМ, является переход продавцов из офлайна в онлайн, прежде всего на маркетплейсы. Одним из объяснений этого процесса можно назвать полное отсутствие, за редким исключением, представительств крупных игроков, которые среди прочего берут на себя роль по контролю ценовой политики и прочей поддержки. Российский рынок СИМ еще окончательно не сформировался, поэтому зачастую цена определяется множеством присутствующих на рынке небольших продавцов и непосредственно ретейлом, которому важнее увеличивать обороты и быстро продавать закупленные СИМы, но не держать товар на складе, а значит цена может колебаться значительно в зависимости от задачи конкретного продавца.
Среднемесячное количество продавцов на OZON выросло с 174 в 2022 году до 210 в 2023 году, при этом число квалифицированных игроков, имеющих стабильные годовые продажи с минимальными сезонными отклонениями, уменьшилось: это демонстрирует рост уровня профессионализма у ключевых игроков рынка, входящих в категорию топ-селлеров. Суммарная выручка в этом сегменте, по данным OZON, выросла приблизительно в два раза: с 1,1 млрд. рублей в 2022 году до 2 млрд. в 2023 году.
В отличие от онлайн-торговли товарами СИМ, оффлайн находится в стагнации, особенно у крупных продавцов. К причинам относится наличие значительных складских остатков, ценовое давление со стороны маркетплейсов, включая их систему софинансирования. Влияют на это и свойства большинства СИМ — уменьшение срока эксплуатации батареи в случае нарушения сроков или неправильного хранения продукта.
Основные игроки и продукты
Российский рынок СИМ условно можно разделить на две неравные части. К первой группе относятся электросамокаты, гироскутеры, моноколеса с очевидными лидерами и дифференциацией по брендам. К второй группе относится направление электровелосипедов с отсутствием первого и второго.
Данные исследовательских агентств показывают, что лидером российского рынка является китайский бренд Kugoo: его доля выручки составляет около 30%. Этот бренд остается №1 в России как по статистике, так и по аналитике поисковых запросов в интернете. Модельный ряд Kugoo стремится в сторону более дорогих и производительных электросамокатов. На втором месте находится лидер мирового производства СИМ — компания Segway-Ninebot с торговой маркой Ninebot. В конце 2023 года выручка Ninebot составила 20% в общем объеме выручки рынка. Среди моделей наибольший отклик получила модель Ninebot MAX второго поколения и модели экономичной Е-серии. Начиная с третьего места и далее очевидных лидеров выявить сложно, особенно с учетом того факта, что многие В- и С-бренды имеют концентрированно локализованные рынки продаж в РФ. Можно отметить тенденцию к значительному падению выручки бренда Xiaomi (семейство электросамокатов Mi Electric Scooter), бывших лидеров IconBit, Mizar и Hoverbot. К числу точек роста можно отнести российский бренд TRIBE и бренд Accesstyle, показавшие рост более 100% каждый. Бренд Navee имеет долю 2,5% в штуках и около 2,9% в деньгах, в целом его рост составляет более 100%, что, по нашему мнению, связано с эффектом низкой базы, поскольку Navee только-только появился на российском рынке.
По сравнению с 2022 и 2023 годами, бренд Kugoo показал рост на 16%, а доля Ninebot упала на 5%, что не свидетельствует о негативной картине — бренд скорректировал ценовое позиционирование с учетом опережающего роста рынка и стал более доступным для конечного пользователя, третий лидер рынка Midway показал рост на 7,2%, благодаря активным маркетинговым активностям. В штуках показатели распределились следующим образом: Kugoo (38,03%), Ninebot (12,6%), Midway (14,45%). Таким образом, по сравнению с предыдущими аналогичными периодами, Kugoo показал рост доли почти на 12%, Ninebot — на 1,2%, Midway — 11,9%.
Если посмотреть на картину в общем, то начало этого года показало рост российского рынка СИМ в сравнении с предыдущими годами. Результат продаж с апреля 2023 года по апрель 2024 года составил 227,6 тысяч проданных устройств, что соответствует годовому росту на 8,4%.

Прогноз на ближайший год и перспективы
Сегмент СИМ является перспективным направлением на российском рынке с большим потенциалом и нарастающей вероятностью роста конкурентной борьбы.
Основываясь на таких фактах, как распродажи застоявшегося на рынке товара, связанной с ней необходимости обновления товарного запаса, можно предполагать, что по итогу 2024 года мы увидим рост продаж в категории СИМ на 15-20%. Кроме того, на такой результат могут повлиять другие драйверы рынка: рост урбанизации и городских агломераций, адаптация конечного спроса под «стабильно негативную» экономическую картину (например, давление депозитарных банковских условий), влияние онлайн-каналов продаж на офлайн-продажи (конкуренция на маркетплейсах, ограничение роста розничных цен), ограниченный жизненный цикл большинства СИМ, приобретенных в последние 2-3 года.
При этом рынок находится в ожидании решений государственных регуляторов. Помимо вступления в силу единых требований к СИМ, с сентября 2024 года вводится обязательная маркировка «Честный знак» для соседних категорий персонального транспорта, а для самих СИМ эта маркировка ожидается в следующем году. Следствием этого нововведения станут: прозрачность сертификации, упрощение отслеживания, улучшение качества (фильтрация по качеству). Это поможет точнее классифицировать виды СИМ и усилить контроль за случаями ДТП: например, это касается таких видов транспорта, как высокопроизводительные электроскутеры, которые до сих пор ввозятся на территорию РФ как СИМ, де-факто являясь транспортными средствами в их классическом понимании с соответствующими характеристиками.
По прогнозам, эти нововведения приведут к тому, что на рынке останутся те вендоры, которые максимально оперативно смогут адаптироваться под новые условия, ответственно отнесутся к управлению стоком, качеством, будут активно продвигать,развивать свой бренд и будут готовы представить продукт, полностью устраивающий как потребителя, так и государственные структуры, влияние которых в ближайшее время существенно усилится.
Подводя итог, с уверенностью можно заявлять, что рынок СИМ является живым и динамичным, основа продаж по-прежнему сосредоточена в зоне персонального электротранспорта с очень широким спектром продукции. Поэтому шансы развивать свой бизнес есть у всех брендов — от крупных игроков до небольших компаний.
Рубрики
Интересное:
Новости отрасли:
Все новости:
Публикация компании
Контакты
Социальные сети
Рубрики



