Как высокотехнологичные стартапы меняют рынок ИТ
О новых трендах в сфере высокотехнологичных стартапов рассказывает директор по развитию международного бизнеса ГК Softline Александр РожковАлександр отвечает за развитие бизнеса ГК Softline на дружественных рынках и реализацию экспортного потенциала как собственных продуктов, решений и сервисов ГК, так и решений отечественных вендоров
С каждым днем цифровые технологии все глубже проникают во все сферы жизнедеятельности человека. Сегодня насчитывается несколько десятков прикладных направлений для высокотехнологичных стартапов (everything tech), с некоторыми из которых каждый из нас уже так или иначе сталкивался в повседневной жизни — среди них FinTech, EdTech, HealthTech, RetailTech и TravelTech. Одними из ключевых преимуществ стартапов являются их инновационность, гибкость и быстрый time-to-market. В отличие от традиционных подходов, нишевые стартапы, как правило, реализуют концепцию «лучший в своем классе» (best of breed), быстро переходя от стадии PoC/MVP к стадии готового рыночного продукта.
Появление новых многообещающих направлений для стартапов
Есть ряд так называемых базовых (или сквозных) цифровых технологий, которые используются большинством стартапов, — это искусственный интеллект, большие данные, блокчейн, интернет вещей, облачные вычисления, коммуникационные технологии, иммерсивные технологии, робототехника. С появлением дополнительных возможностей, таких как нанотехнологии, аддитивные технологии, носимые устройства, биометрия, цифровые двойники, 5G и квантовые технологии, спектр прикладных разработок стартапов существенно расширился. Кроме того, в дальнейшем будет появляться все больше инновационных разработок на стыке перечисленных технологий. Среди таких направлений можно назвать биофармацевтику, аддитивное производство, умные фермы и автономные системы.
M&A сделки бигтех-компаний в отношении нишевых стартапов
Выстраивая собственные цифровые экосистемы так называемые бигтех-компании, такие как Alphabet, Amazon, Microsoft и Apple, часто прибегают к инструментам неорганического роста, поглощая перспективные высокотехнологичные стартапы и инвестируя в них миллиарды долларов США. Например, Amazon за 25 лет осуществила 122 сделки по поглощению компаний, или около 5 сделок в год. Apple — 130 поглощений за 35 лет, или примерно 4 сделки в год. Но рекорд среди бигтех-компаний принадлежит Google — 271 поглощений за 22 года, или приблизительно 12 сделок в год. Нужно отметить, что в силу экономической и геополитической неопределенности в мире темпы сделок в последние годы замедлились, но увеличилось число так называемых мегасделок. Начиная с прошлого года произошел всплеск M&A сделок в сфере AI/GenAI.
Развитие партнерских отношений со стартапами
Благодаря широкому охвату цифровой аудитории и быстрой коммерциализации даже небольшие стартапы стали представлять серьезную конкуренцию крупным отраслевым игрокам. Наиболее показательные примеры: в финансовом секторе — цифровые банки и необанки, часто не имеющие своих офисов и банкоматных сетей; в ритейле — цифровые платформы e-commerce, не имеющие собственных сетей магазинов. Со временем у крупных индустриальных игроков пришло осознание того, что с цифровыми стартапами нужно не конкурировать, а создавать партнерские отношения. В результате такого сотрудничества появились соответствующие бизнес-модели (B2B2C, B2B2B, OEM, White Label) и инструменты (корпоративное венчурное финансирование, Open API, бизнес-инкубаторы и акселераторы).
Развитие национальных инновационных экосистем
Для многих стран мира цифровые технологии становятся одним из ключевых инструментов достижения технологического суверенитета и конкурентоспособности на международном рынке. Прорывные технологии в сфере здравоохранения, промышленности, розничной торговли и сельского хозяйства без преувеличения способствуют решению таких национальных задач, как здоровьесбережение, повышение производительности труда, создание высокотехнологичных рабочих мест и обеспечение продовольственной безопасности. Одним из наглядных показателей эффективности национальных инновационных экосистем является количество так называемых «единорогов». По данным НИУ ВШЭ, их число в мире приближается к 1 700, а больше всего «единорогов» в США и Китае, 781 и 350 соответственно. В Индонезии — 9 «единорогов», в ОАЭ — 5, в Саудовской Аравии — 3, в Узбекистане — 1. Поэтому практически все правительства отметились такими инициативами, как создание и масштабирование национальных стартап-экосистем, стимулирование их выхода на международные рынки, а также разработка долгосрочных национальных стратегий цифровой трансформации на основе использования цифровых технологий.
Региональные особенности цифровизации
Целевой цифровой ландшафт в разных регионах может отличаться в связи со спецификой той или иной территории. Это может быть связано как с климатическими условиями и социально-демографическими факторами, так и приоритетами по развитию тех или иных отраслей экономики. Например, власти Саудовской Аравии в целях экономической диверсификации и снижения зависимости от доходов нефти стимулируют инновации в E-commerce, EdTech, FinTech и HealthTech.
Основополагающим стратегическим документом этой страны является национальная программа Vision 2030. Аналогичная диверсифицированная модель экономики государства Оман воплощена в программе Oman Vision 2040. Государство стимулирует в том числе из бюджетных средств такие инициативы, как Oman Future Fund и National Initiative for AI. Среди приоритетных направлений развития экономики Омана — FinTech, E-commerce и CleanTech. В странах Юго-Восточной Азии, таких как Индонезия и Вьетнам, большое внимание уделяют развитию логистики, TravelTech, AgTech, Smart City, экологии и возобновляемой энергетике.
Заключение
Если некоторое время назад в перспективные стартапы инвестировали главным образом венчурные фонды, то сегодня грань между венчурными, корпоративными и государственными инвестициями в инновации практически стирается. Учитывая, что далеко не все игроки располагают финансовыми возможностями по поглощению других компаний, рынок все равно адаптируется и находит инструменты для сотрудничества с инновационными компаниями. Например, правительства стимулируют сотрудничество с ними через институты развития, крупные софтверные компании и отраслевые игроки совершенствуют свои продукты и бизнес-процессы, привлекая нишевые компании на основе различных форматов технологических партнерств. Мы ожидаем, что интерес к инновациям и дальше будет только нарастать, поскольку они являются залогом поддержания конкурентоспособности сегодня и в будущем, как на уровне отдельного предприятия и отрасли, так и страны в целом на международной арене.
Интересное:
Новости отрасли:
Все новости:
Публикация компании
Профиль