РБК Компании

Что предпринимателю необходимо знать о бизнес-менторинге

Правила выбора специалиста для решения стратегических задач и принципы выстраивания эффективной совместной работы
Что предпринимателю необходимо знать о бизнес-менторинге
Нина Хюнен
Нина Хюнен
Со-основатель Клуба Менторов. Ментор фаундеров tech-компаний, бизнес-ментор в EdTech

Предприниматель с 20-летним опытом руководства в EdTech, IT и услугах. Проводит стратегические и командные сессии для основателей и топ-менеджмента.

Подробнее про эксперта

Бизнес-менторинг — явление относительно новое в контексте российской предпринимательской культуры и формируется в режиме реального времени. Его часто называют наставничеством — передачей знаний от мастера к ученику, которое, кажется, было всегда и везде. Однако эти понятия имеют множество отличий — в подходах, принципах, целях и качестве результатов. 

Чем уникален ментор, каким образом он помогает фаундеру и его компании достигать результатов и не стагнировать, как формирование этой профессии уже влияет на предпринимательский рынок — рассказывает резидент Клуба Менторов Нина Хюнен.

Менторинг в России появился не так давно и уже стал драйвером изменений на рынке. Как он трансформирует бизнес-среду?

Менторинг — это партнерское взаимодействие ментора и владельца компании с целью развития бизнеса. Рост его популярности в целом изменил предпринимательскую культуру. Сейчас стало принято делиться опытом, но так было не всегда. Я открыла свою первую компанию в 2000 году и помню, как боялась рассказывать о развитии своего бизнеса, текущих задачах и сложностях. За последние 10–15 лет отношение к этому и сам подход изменились. Сейчас предприниматели с удовольствием рассказывают, как они строят бизнес — организуют конференции, дают интервью. Они готовы впустить ментора во внутреннюю кухню бизнеса. При этом в России пока не сформировалось единого понимания профессии «ментор» и принципов работы этого специалиста. 

В данный момент я как раз готовлю книгу о менторинге в России, где подробно рассказываю обо всех аспектах работы с ментором и возможностях, которые она открывает для основателей бизнеса.

И все-таки кто такой бизнес-ментор? 

Это профессионал с опытом управления масштабными проектами, который работает только с первыми лицами компаний. Ментор уже прошел путь, который только хочет пройти менти. Условно, если у предпринимателя один ресторан, а он хочет построить из него сеть, то ему необходимо найти того, кто уже это сделал. 

Ментор видит полную картину компании и рынка, его цель — рост бизнеса и менти. Он — проводник, который помогает основателю компании быстрее пройти путь развития и получить опыт решения стратегических задач. В отличие от мастера на заводе или школьного учителя, которые выступают в роли наставников, точно знают, «как надо», и передают ученикам конкретную технологию, ментор — всегда про партнерскую позицию. Он и менти исследуют ситуацию в компании и совместными усилиями находят наилучшее решение для достижения целей. 

Как в таком случае строится работа?

Владелец бизнеса и ментор работают на достижение общей цели в качестве стратегических партнеров. В этой паре фаундер принимает решения и отвечает за результат в бизнесе. Нарушение баланса ответственности мешает построению партнерских отношений и приводит к пассивности менти, потере навыка действовать в опоре на себя.

Задача ментора — создать условия для конструктивного диалога и размышлений в процессе поиска решений, передать свою экспертность, насмотренность и опыт. Задача предпринимателя как сильной, деятельной личности — получить максимум от работы с ментором и воплотить выработанные шаги. Вовлеченность обоих партнеров влияет на результат. На первой встрече с менти я всегда озвучиваю главное правило работы со мной: отсутствие действий (а значит, и изменений) — основание для расторжения менторского контракта.

В чем ценность бизнес-менторинга для предпринимателя?

В фокусе ментора всегда масштабирование и рост, он нацелен на развитие бизнеса в целом и фаундера в частности. Ментор — это  катализатор, ускоритель, иногда — предохранитель. Он может видеть последствия решений и смотрит на два шага вперед. Его предпринимательский опыт и понимание владельцем своего бизнеса позволяют ментору и менти найти оптимальный путь развития. 

Кроме того, совместная работа с ментором помогает основателю справиться с синдромом предпринимательского одиночества. Часто владелец компании оказывается в ситуации, когда ему не с кем обсудить сложности. Он не может проговорить свои сомнения с сотрудниками, семьей, друзьями и даже с психологом — с целью получить компетентные ответы. Возможность найти профессиональную поддержку и спокойствие, «выгрузить» и обсудить проблемы — дополнительная ценность менторинга. 

Помогая фаундеру, ментор в качестве дополнения может использовать инструменты из арсенала коучей, трекеров и консультантов. Уже практикуя менторство, я углубилась в коучинговые и фасилитационные инструменты — для усиления навыка коммуникации и эффективного взаимодействия с основателями и их командами. 

Чем ментор отличается от представителей других помогающих профессий? 

Давайте рассмотрим компетенции бизнес-коуча, трекера и консультанта. Работа бизнес-коуча во многом основана на стандартах. В решении задач он не имеет права использовать свой опыт — соответственно, может его не иметь. Ментор же обязательно должен пройти путь, которым планирует идти менти.

Бизнес-консультант — носитель теоретических знаний, эксперт в решении проблем в различных компаниях. Этот специалист приносит лучшие практики рынка, но не всегда может их корректно адаптировать в контекст бизнеса. Ментор — это эксперт-практик, обладатель собственного опыта изменений и различных способов их внедрения.

Трекер может не быть экспертом в индустрии. Он фокусируется на тактике бизнеса. Ментор — на стратегии, для него собственный опыт и насмотренность обязательны. Главная задача ментора — перенести фаундера на стратегический уровень. Для этого необходимо честно и объективно изучить рынок и место бизнеса в нем, сформировать видение проекта и себя в точке В, стратегию развития, а также сфокусировать действия на достижении цели. 

С какими еще задачами работает ментор?

Если коротко, то все запросы на менторинг — про развитие и рост бизнеса. Например, переход на новый уровень по выручке, отладка процессов, выход из операционки, рост маржинальности. 

Ментору важно внедрить паттерн постоянного растущего движения, поэтому я не применяю слишком энергоемкие техники и подходы, которые не соответствуют целям. Размеренные действия никак не противоречат росту и масштабированию. Кроме того, в моей работе есть психологическая составляющая: ментор видит установки, которые мешают основателю развиваться, и обращает на них внимание. К примеру, у одной из моих менти я заметила материнскую позицию по отношению к сотрудникам, чья работа была неэффективной для компании. Я указала на проблему: сохранение отношений с работниками стало важнее построения бизнеса, стратегические задачи ушли на второй план. В результате менти признала, что действительно относится к сотрудникам как к детям. 

Как основателю бизнеса определить, что ему необходим ментор?

В России принято начинать работу с ментором, только когда становится очевидно, что у компании появились серьезные сложности, что она в кризисе. На самом же деле ментор необходим, чтобы избежать ошибок. По статистике, 90% стартапов Кремниевой долины работают с бизнес-менторами или эдвайзерами, как их принято называть в Америке. В мировой практике предприниматель начинает взаимодействовать с ментором как со стратегическим партнером на этапе идеи — чтобы проанализировать ее, сформировать финансовую модель, создать MVP. Ментор нужен, когда есть запрос, желание расти и готовность действовать.

Как выбрать ментора?

Прежде чем начинать процесс поиска стратегического партнера для развития бизнеса, определите важные для вас критерии. Кто-то, например, не готов общаться онлайн или, наоборот, тратить время на дорогу. Кто-то хочет работать только с женщиной или мужчиной, причем определенного возраста. Ищите ментора с опытом в вашей задаче и выбирайте специалиста, с которым смотрите в одном направлении. Важно четко определить свои цели и ценности и синхронизироваться по ним с партнером. Если понимаете, что коммуникация с кандидатом не складывается, отсутствует легкость в общении, — продолжайте поиски. Важно, чтобы вам было комфортно в роли менти. После встречи с ментором должно сформироваться понимание, что делать, и появиться ресурс на выполнение этой работы.

Как вы делаете это на практике?

Уже на первой встрече, при знакомстве с менти, мы обсуждаем бизнес, показатели, планы и цели. В ходе этого диалога я делюсь своими наблюдениями, расширяю видение будущего компании и потенциал роста на рынке, подсвечиваю слабые места и спорные моменты в стратегии. Фактически происходит демо работы с ментором. 

Я озвучиваю фундаментальный принцип эффективной работы: менторинг — это действия между встречами с ментором. Менти знакомится с формой работы и принимает принцип действия и ответственности. Также я предупреждаю, что не даю готовых ответов и решений. Говорить, как правильно, не работает, если у владельца нет с этим согласия. 

Давайте объясню на примере реального кейса моего менти — школы для прокачанных IT-специалистов. Ее владелец обратился ко мне с запросом на рост годовой выручки. При анализе первичных данных стало очевидно, что маржинальность существенно ниже отрасли. Школа создана для преподавателей, но не для владельца. Менти ушел с задачей рассчитать плановый бюджет и собрать юнит-экономику курса. На следующей встрече мы обсудили реальные возможности проекта, будущее «школы ради педагогов» и что на самом деле хочет создать владелец. За следующие три месяца школа сделала х3 по выручке и начала выстраивать развивающуюся систему вместо ситуативных запусков. 

Даже рациональному решению требуется внутреннее согласие с ценностями и пониманием владельца. Без этого любое изменение временно — затем бизнес буксует или вообще откатывается назад.

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

Публикация компании

Профиль

Дата регистрации22.01.2020
Регионг. Москва
ОГРНИП 320774600024549
ИНН 772011110500

Контакты

Социальные сети