РБК Компании

Бизнес, связанный с детьми, всегда будет востребованным

Инвесторы недооценивают потенциал российского рынка детских развлечений, который имеет огромные возможности для роста
Бизнес, связанный с детьми, всегда будет востребованным
Валерий Золотухин
Валерий Золотухин
Основатель инвестиционной компании IMPACT Capital

Эксперт в сфере Private Equity, опытный предприниматель и инвестор, участник рейтинга топ-250 руководителей по версии журнала «Генеральный директор», автор книги «Акционер. Большие деньги на маленьких компаниях», видеоблогер YouTube-канала «Акционер».

Подробнее про эксперта

Большинство крупных городов в стране не обладают достаточным количеством уличных и indoor-парков. Согласно аналитикам, доля онлайн-оборота парков аттракционов и других компаний, предоставляющих услуги для детей, в июне 2023 года выросла на 33% по сравнению с прошлым годом. Средний чек также увеличился на 43%. Хотя главным фактором этого роста является ослабление рубля и повышение цен на продукты питания со стороны поставщиков, спрос на услуги детских центров остается высоким. В современном обществе все более значимой становится роль продуктов и услуг, предназначенных для детей. Исследования, проведенные в смежных областях, ясно демонстрируют общую тенденцию в этом направлении. Например, «Газпром-Медиа Холдинг» предоставляет интересные данные о рынке детской анимации, которые доступны каждому:

  • Дети до 12 лет составляют 13% населения России;
  • Российский рынок отечественной анимации растет быстрее глобального (средний годовой темп роста составляет 15% в год с 2020 по 2022 годы, в то время как мировой рынок растет на 13%);
  •  С 2018 года количество анимационных студий увеличилось более чем на треть. 

В 2022 году объем рынка отечественной анимации был оценен в 18,1 млрд рублей, а к 2030 году ожидается его увеличение до 38,8 млрд рублей — то есть более чем в два раза. Эти цифры ясно указывают на огромный потенциал рынка детских развлечений, который в настоящее время сильно недооценивается. 

Аналитики компании CloudPayments (входящей в группу Cloud) и Zamania опубликовали отчет, основанный на данных о том, в какие сезоны и по каким поводам спрос на парки развлечений для детей растет. Согласно данным аналитиков CloudPayments, доля онлайн-оборота у парков аттракционов и других компаний, предоставляющих услуги развлечений для детей, выросла на 33% в июне 2023 года по сравнению с июнем 2022 года. Рост среднего чека составил 43% — с 2 571 рубля до 3 677 рублей, что связано с повышением цен на продукты питания со стороны поставщиков. 

По данным аналитиков, отпускное время, которое приходится на лето, приводит к уменьшению посещаемости парков аттракционов. Оставшиеся три сезона показывают наиболее яркий рост спроса со стороны потребителей. 

Данные, предоставленные CloudPayments, подтверждают данную тенденцию. Так, в осенний период 2022 года онлайн-оборот парков развлечений для детей вырос на 63% по сравнению с летом того же года. Размер среднего чека увеличился на 66% с 2 850 до 4 723 рублей. Если сравнивать весну 2023 года с 2022 годом, то доля онлайн-оборота увеличилась на 53%. Это обусловлено ростом популярности активити-парков в 2023 году. 

Инвестиционная привлекательность 

Каждый предприниматель мечтает о захватывающем, перспективном и привлекательном проекте. Однако, не обязательно, чтобы проект был связан с передовыми технологиями или новейшим продуктом. На самом деле, простая и понятная бизнес-модель, предоставляющая простые, но качественные услуги — вот именно то, чего все так стремятся достичь. 

Для меня лично это индустрия детских развлечений. Дети — наше все. Они — наше настоящее и будущее, поэтому мы не жалеем средств для их удовлетворения. В современном мире, где жизнь настолько напряженная и интенсивная, дети требуют много внимания, которое не всегда легко уделить физически. Но в детском развлекательном центре (ДРЦ) вы можете отдать своего ребенка на время, чтобы он поиграл и общался с другими детьми, пока вы спокойно отдыхаете в кофейне или ходите по магазинам. Ваш ребенок будет под присмотром, а вам не придется беспокоиться о его благополучии. Основной запрос современных родителей заключается в том, чтобы удовлетворить их потребности, за что они готовы заплатить.

Трудно представить крупные торговые центры без детских развлекательных зон. Именно детские развлекательные центры и семейный досуг всегда привлекали посетителей в ТРЦ. Родители приходят с детьми и могут заниматься своими делами внутри торгового центра. На данный момент это в значительно большей степени является местом для проведения досуга, а не местом для приобретения товаров. Многие крупные ТРЦ после пандемии поменяли свою бизнес-модель и все больше делают ставку на семейный формат досуга, нежели аренду под fashion-ритейл. Именно детские парки развлечение и формируют на текущий момент огромный трафик в ТРЦ.

При выборе ниши инвестиций в бизнес большинство потенциальных инвесторов испытывают сомнения, особенно в нынешних условиях. И это вполне естественно. Страшно оказаться в убытке, проинвестировав в не востребованную нишу, особенно, когда доходы потребителей снижаются. Чтобы опровергнуть этот миф, обратимся к официальной статистике. По данным Росстата, оборот в сфере развлечений и семейного досуга продолжает расти. Согласно отчету от СК «Росгосстрах жизнь», родители без проблем выкладывают кругленькую сумму на детский досуг. В середине 2022 года они были готовы тратить от 5 до 20 тысяч рублей в месяц на развлечения для своих детей. Каждый из них стремится обеспечить детям счастливое и радостное детство. По результатам исследования, проведенного в январе 2023 года компанией «АльфаСтрахование», стало известно, что 32% жителей России тратят почти половину своей заработной платы на кружки, секции и репетиторов для детей. В опросе участвовали 1115 человек из 41 региона, средний возраст участников составил 39 лет, а 76% из них были родителями двух детей. По данным опроса, проведенного страховой компанией «Росгосстрах жизнь», большинство родителей (более 50%) готовы выделять от 5 до 10 тыс. рублей в месяц на развлечения своих детей. Около 25% россиян могут тратить до 5 тыс. рублей в месяц на эти цели, каждый шестой готов отдать от 10 до 20 тыс. рублей. Согласно статистике, 5% родителей готовы тратить более 20 тыс. рублей на детские развлечения. Данная статистика подтверждает, что в ниша детских парков развлечений это уверенно растущий бизнес вне трендов. А не кратковременный хайп. Потому что данный бизнес строится на ключевых ценностях — семья, дети, счастье. 

Если говорить про аудитория ДРЦ, то она очень значительная в перспективе. В 2022 году дети до 17 лет составляли 21,8% населения России, что в абсолютных числах составляет 31,8 млн. руб. потенциальных посетителей ДРЦ. 

Кейсы 

Бизнес, связанный с детьми, всегда будет востребованным

У нас в портфеле имеются несколько бизнесов, ориентированных на детей — Vanana — сеть детских парков развлечений (наша доля превышает 50%, а Impact Capital является главным собственником и управляющим) и Скалалэнд. И можно уверенно заявить, что ни один из детских развлекательных центров, которые были открыты с нашей помощью, не прекратил свою деятельность и не планирует этого делать. Все объекты функционируют и приносят стабильную прибыль. Если взглянуть на наш парк Vanana, то показатели выручки только возрастают от года к году: 

  • 2021 год: 2 центра, 84 млн. руб.
  • 2022 год: 6 центров, 416 млн. руб.
  • 2023 год 6 центров 651 млн. руб.

В другой сети Скалалэнд в 2023 году мы увеличили выручку до 200 млн. руб., что в два раза больше, чем в 2022 году — 115 млн. руб.

Если взять конкретные цифры, то на открытие ДРЦ потребуется сумма от 15 млн до 60 млн. руб, все зависит от площади и наполнения парка. Площадь парка варьируется от 400 до 1500 кв.м. Срок окупаемости от 2 до 3 лет. Выручка центра состоит из выручки от свободных  посещений аттракционов по билетам и проведения различных мероприятий, в первую очередь детских дней рождения.  Так же центры зарабатывают на фрешбаре (в центрах небольшой площади) и кафе с кухней (в больших центрах). 

Доходность  составляет от 20 до 45% годовых в зависимости от объема инвестирования и профессионализма команды внутри парка. 

Прибыль в бизнесе ДРЦ может варьироваться в зависимости от времени года, погоды и каникул. Наибольшее количество посетителей детских центров приходится на осенне-зимний период, особенно в выходные дни и во время школьных каникул. Летом обычно наблюдается спад посещаемости.  

Резюме

Несмотря на постоянные изменения в макроэкономической ситуации и кризисы, бизнес, связанный с детьми, всегда будет востребованным. Люди будут экономить на еде, развлечениях и себе, прежде чем экономить на своих детях, такова психология человека — всегда даем лучшее детям. Мы все стремимся, чтобы наши дети жили лучше, чем мы сами. 

Последнее изменение: 30 января 2024

Интересное:

Все новости:

Профиль

Дата регистрации17.06.2019
Уставной капитал1 050 000,00 ₽
Юридический адрес ГОРОД МОСКВА УЛ. АНТОНОВА-ОВСЕЕНКО Д. 15 СТР. 2 ОФИС 203,204
ОГРН 1197746387761
ИНН / КПП 7730251698 770301001
Среднесписочная численность17 сотрудников

Контакты

Адрес Россия, г. Москва, ул. Антонова-Овсеенко, д. 15, корп. 2
Телефон +79587602778