РБК Компании
Главная CODDY 16 февраля 2024

Школа программирования оффлайн: секреты успешного бизнеса

Как открыть бизнес по франшизе в сфере образования.На что обратить внимание и с какими трудностями можно столкнуться — об этом в нашем материале
Школа программирования оффлайн: секреты успешного бизнеса
Мария Соколова
Мария Соколова
Руководитель школы программирования CODDY (Москва, районы Академический, Ломоносовский, Якиманка)

Больше 20 лет работает в ИТ-индустрии, имеет управленческий опыт.

Подробнее про эксперта

В научных статьях и учебниках часто пишут, что бизнес нельзя делать только ради денег. Дело должно стать для вас смыслом, миссией, только тогда бизнес будет успешным и принесет прибыль. Уверена, что особенно это относится к сфере образования. Если вы не можете не заниматься обучением, начинайте строить бизнес именно в этой отрасли. 

В свое время у меня все сложилось так, что о чем-то другом я и думать не могла. Открыть школу программирования CODDY оффлайн помог богатый опыт в сфере информационных технологий и наличие собственных детей. Благодаря им я поняла, чего не хватает в школьной программе. Сына, тогда еще второклассника, на тот момент было сложно чем-то увлечь, но даже он нашел для себя интересный курс.

Переходим в оффлайн

Скажу честно: в больших городах детская образовательная оффлайн школа — не самый прибыльный бизнес. Многие жители довольно продвинуты, имеют хороший интернет и предпочитают получать образование прямо из дома. Но, несмотря на это, есть широкая аудитория, которая выбирает именно наш формат.

Почему ученики идут в оффлайн школу:

  • Родители школьников примерно от 7 до 13 лет убеждены, что учиться нужно очно.
  • Вопреки стереотипам, далеко не у всех дома есть компьютер, да еще и на каждого члена семьи.
  • Ради любимого преподавателя родители будут возить ребенка даже на другой конец города. Хотя, в идеале, школа должна располагаться в шаговой доступности, чтобы ребенок смог дойти до нее самостоятельно.
  • Дети тянутся друг за другом, находят новых друзей. И это становится дополнительным мотиватором, чтобы посещать занятия. 
  • Часто такие мелочи, как, например, чай с печенками в перерыве, могут стать решающими при прочих равных условиях.

Но главное — это тот импульс, который поможет ребенку полюбить программирование, загореться этим делом. В школах часто по объективном причинам, этого не происходит. Думаю, дело в том, что в общеобразовательных учреждениях педагоги работают не в маленьких группах, как на наших занятиях, а с целым классом, где 25-30 человек. К тому же сами учителя часто могут похвастаться только преподавательским опытом, а не работой в отрасли.

Поэтому в последнее время в образовательной среде все чаще говорят о том, что школе нужны наставники. Преподаватели нашей школы программирования и есть наставники для ребят. И если общеобразовательная школа готовит учеников к поступлению в вузы, мы помогаем им найти свое дело в жизни, определиться с будущей работой и даже сделать первые шаги для построения успешной карьеры.

Доходы и расходы. Личный опыт

Важное значение в принятии решения об открытии школы программирования оффлайн по франшизе имеет материальная сторона вопроса. В нашем случае первоначальные затраты были 250 тысяч рублей. Они пошли на приобретение курсов в CODDY и закупку компьютеров. Но это было в 2019 году, когда франшиза только начала развиваться и стоимость была ниже, чем сейчас. С тех пор сильно подорожали компьютеры.

Затраты мы окупили через полгода. А потом началась пандемия, и мы, как и все, ушли в онлайн. К этому времени у нас было около 40 учеников, и почти никто из них не бросил занятия. Все это время с нами были даже пятилетки. Тем, у кого не было дома компьютера, мы раздали свои по договору безвозмездной аренды.

Сейчас занятия оффлайн восстановились, но упала платежеспособность населения, а наши затраты выросли. Теперь экономика школы программирования выглядит иначе, чем в начале нашей работы.

Наши ежемесячные постоянные расходы:

  • аренда помещения;
  • интернет; 
  • платежи по франшизе (в CODDY нет роялти, но есть платежи за поддержку курсов, которые идут на их развитие и актуализацию);
  • реклама;
  • СRM;
  • Административные расходы (мы сотрудничаем с сервисом персональных помощников);
  • Переменные расходы (например, оплата преподавателям); 

Доходы — это оплата занятий, но есть еще и небольшой cross-sale (дополнительные продажи) в виде книг и журналов по программированию, услуги настройки личных компьютеров, платные мероприятия и экскурсии, городские лагеря в каникулы.

Точка безубыточности сильно зависит от конкретной ситуации. Нам для этого нужно примерно 30 учеников. В нашем случае нужно учитывать, что работаем мы только по выходным, а аренду платим за полный месяц.

Поначалу мы работали на условиях партнерских соглашений: занятия проводились на территории дружественной компании в субботу и воскресенье, когда офис пустует. Для компании это была социальная нагрузка и возможность обучения по более низкой цене детям сотрудников.

По личному опыту отмечу, что при первой возможности лучше все же заключить собственный договор аренды, так как партнерские соглашения ставят вас в зависимое положение от ситуации в партнерской компании, на которую вы не в силах повлиять. Там может смениться руководство, измениться экономическая ситуация. И, честно говоря, не всем сотрудникам интересно возить детей в офис еще и в выходные. 

Как заявить о себе

Одна из самых непредсказуемых статей расходов для новичков в бизнесе — это затраты на рекламу. 

Когда мы только начинали работу, рекламу можно было покупать в запрещенных ныне соцсетях. На это, по меркам микробизнеса, ушла значительная часть бюджета. Сейчас жалко не только денег, но и времени, потраченного на то, чтобы разобраться в работе рекламного кабинета, особенностях алгоритмов и ограничений, накладываемых на креативы. 

До сих пор помню, с каким отчаянием за неделю до рекламируемого мероприятия я обнаружила, что наш аккаунт заблокирован. Причину не знаю до сих пор, через неделю его разблокировали. 

  • Мы с облегчением ушли из соцсетей и сосредоточились на других средствах продвижения. Стали активно участвовать в фестивалях и выставках.
  • Подключились к городскому маркетплейсу дополнительного образования. 
  • Конечно, помогает старое доброе сарафанное радио. Родители учеников рассказывают о нашей школе знакомым, и те тоже приводят детей заниматься к нам. 
  • Много внимания уделяем геосервисам. Для нас это было открытием. Там не так просто создать точку и добавить описание. Надо все время актуализировать информацию, иначе сервис решит, что вы прекратили деятельность, и заблокирует точку.

Для упрощения работы пользуемся специальной платформой, которая позволяет одновременно актуализировать несколько точек на более чем десяти гео сервисах. Мы зарегистрированы не на всех сервисах, но основные охватили.

  • Еще один важный момент — работа с отзывами. Все мы читаем отзывы на маркетплейсах и геосервисах, но мало кто любит их писать. Приходится напоминать родителям, что нам важны их отзывы, мы хотим получать от них обратную связь.

Считаю, самое главное, что должна дать франшиза — это репутация на рынке, узнаваемость бренда. Все это невозможно без качества самого продукта. В нашем случае это программы и методики курсов. 

Но не думайте, что франшиза все сделает за вас. 

Хотя, если говорить честно, я и сама сначала так думала, и только на практике поняла, что, прежде всего, это ваш бизнес, а значит, как и ребенка, растить его и не спать ночами только вам.

Уверена, что бизнес должен быть именно такой, приносящий радость детям, родителям и мне самой. Желаю, чтобы у всех, кто задумался о собственном бизнесе, было именно так.

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

Публикация компании

Профиль

Дата регистрации09.08.2023
Регионг. Москва
ОГРНИП 323774600501258
ИНН 773473968608

Контакты

Адрес Россия, г. Москва, Нижний Сусальный, д. 5, стр. 19
Телефон +74951066011