РБК Компании

В России формируется рынок устройств для мониторинга детского здоровья

А также растет число онлайн-консультаций педиатров. Подробности — в опросе СберМаркетинга
В России формируется рынок устройств для мониторинга детского здоровья

Как показал опрос СберМаркетинга, родители в России все чаще используют устройства для диагностики здоровья своих детей и получают онлайн-консультацию педиатра.

17,2% родителей уже применяют различные гаджеты для определения показателей здоровья детей в домашних условиях (помимо термометра и тонометра), а 27,4% готовы такие приборы приобретать, причем каждый третий согласен потратить на это больше 3 тыс. рублей. Многие сочетают гаджеты с телемедициной: на онлайн-приеме у педиатра уже были 29,1% родителей с детьми, а еще 21,5% хотели бы попробовать подобный формат.

Такие данные получены в результате опроса, который провел СберМаркетинг. В исследовании участвовали 600 родителей по всей стране, причем мнения родителей из Москвы и родителей из регионов идентичны. У 17,5% из них дети еще находятся в младенческом возрасте, у 39,6% они ходят в детский сад. 47,2% воспитывают школьников младших классов, 33% — детей 12–18 лет, а у 11,6% дети уже взрослые. Сумма ответов превышает 100%, поскольку у 40,4% респондентов — двое детей, у 12,1% — трое, а у 2,5% — четверо и более.

Каждый четвертый россиянин раз в месяц проверяет здоровье ребенка у врача

Как показал опрос, россияне внимательно относятся к здоровью своих детей и держат этот вопрос на постоянном контроле. Состояние ребенка у врача каждый месяц проверяют 27,4% родителей, раз в три месяца это делают 20,8%, раз в полгода — 15,8%, раз в год — 6,3%. По необходимости — когда болезнь уже проявила себя — к педиатрам обращаются 29,4% опрошенных.

Три четверти родителей приобретут умный гаджет, если его посоветует педиатр

Возможности для домашней диагностики здоровья детей постоянно расширяются. 17,2% родителей уже обзавелись различными гаджетами для этих целей. 36% используют только самые необходимые из них — градусник и тонометр. 40,3% в любой непростой ситуации идут к врачу.

При этом саму идею — иметь дома гаджеты для самостоятельной ранней диагностики детских болезней — поддержало большинство опрошенных. Ключевой фактор при выборе гаджета — рекомендация специалиста. 38% жителей России с детьми готовы купить устройство, если его посоветует педиатр. Рекомендациям инфлюенсеров россияне не доверяют — только 0,7% готовы купить прибор по совету блогера.

Главное — гарантия, а одним устройством могут пользоваться все дети в семье

32,8% участников опроса готовы потратить на умный гаджет больше 3 тыс. рублей, 30,3% — от 2 до 3 тыс. рублей, 27,9% — от 1 до 2 тыс. рублей, 9% — до 1 тыс. рублей. Почти все (85,4%) считают такой гаджет хорошим подарком.

Страна производства устройства, как правило, неважна, если есть гарантия, — так ответили 50,4% респондентов. Для 13,5% это в принципе не имеет значения, даже если гарантии нет. 16% выбирают отечественные устройства, 11,1% — западные, 3,3% — азиатские. При этом российскому производителю доверяют 89% опрошенных. А 5,7% доверяют конкретному бренду, а не стране производства.

Относительно того, можно ли использовать один прибор для диагностики здоровья нескольких детей, мнения разделились. 39,9% респондентов готовы сделать устройство общим, 23,4% — для всех детей в семье. 16,5% убеждены, что для каждого ребенка нужен отдельный прибор, а 15,2% полагают, что это зависит от применения гаджета.

Каждый второй опрошенный родитель использует подобный прибор, только если что-то идет не так. 7,9% — несколько раз в неделю, 6,9% — один раз в неделю, 11,9% — раз в две недели, 18,2% — раз в месяц, 5% — раз в полгода. Чаще всего (93,4%) родители проверяют температуру, значительно реже — горло (56,4%), кожу (38%), нос (34%), уши (29,4%), глаза (28,4%) и живот (21,5%). Это и логично, ведь обычно дети болеют именно ОРВИ — такой ответ дали 76,6% родителей. Значительно реже в качестве самых распространенных заболеваний упоминались лор-болезни (11,6%), аллергия (5,6%), заболевания ЖКТ (3%), кожные болезни (1,7%), отравления (0,7%), а также вариант «Другое» (1%).    

Когда ребенок вырастет, большинство россиян (51,9%) планируют оставить такой прибор себе, поскольку он может пригодиться им самим или их друзьям и родственникам. 23,4% отметили, что решение зависит от состояния прибора. 16,8% готовы подарить гаджеты друзьям и родственникам, 7,3% — продать. Лишь 0,7% планируют их выбросить.

Половина россиян высоко оценили онлайн-консультацию педиатра

Еще одной темой опроса стали онлайн-консультации педиатра (телемедицина). 29,1% респондентов уже пользовались такой опцией, причем каждый 12-й (8,6%) — регулярно. 21,5% пока не прибегали к онлайн-приему, но хотели бы попробовать. Однако половина опрошенных (49,5%) все-таки считают, что очный прием лучше.

Из тех, кто воспользовался телемедициной, ровно половина респондентов (50%) рассказали, что онлайн-консультация оказалась полезной и очень помогла. 25% россиян также положительно оценили этот опыт, однако, будь диагноз посерьезнее, отправились бы на очный прием. 17% отнеслись к онлайн-приему нейтрально. И только 7,9% остались недовольны.

А основная причина, по которой люди не пользовались телемедициной, — убеждение, что педиатр должен очно осмотреть ребенка.

Врач-педиатр медицинской компании «СберЗдоровье» Кристина Мулюкова: «Сегодня телемедицина активно развивается и имеет много преимуществ. Онлайн-консультации дают возможность в любое время оперативно получить рекомендации врача, например при острых состояниях, а также обратиться к специалисту узкой направленности — даже из отдаленных регионов России. Телемедицина — это современный способ профилактики заболеваний или дистанционного мониторинга уже существующих хронических болезней. Также удобно пользоваться онлайн-услугами, находясь в путешествии или на даче».

Педиатр всегда на связи: большое будущее детских онлайн-консультаций

Как отмечают эксперты по всему миру, постоянно растущие возможности искусственного интеллекта в сочетании с умными приборами для домашней диагностики и телемедициной могут кардинально повысить качество и доступность медицинской помощи в России и способствовать профилактике заболеваний.

По данным исследования «Анализ рынка телемедицины в России» (BusinesStat, 2022 год), с 2017 по 2019 год объем рынка медицинских телеконсультаций в стране вырос почти в 6 раз и достиг 1,07 млн приемов, а по итогам 2021-го этот показатель составил 4,95 млн телеконсультаций.

Рынок телемедицины включает в себя IT-решения и сервисы для удаленных аудио- и видеоконсультаций между врачом и пациентом, сервисы записи к врачу, телемониторинг и телеконсилиумы. Телемедицинские решения помогают снизить затраты на повторные визиты к врачу, эффективно вести мониторинг пациентов с хроническими болезнями, проводить хирургические операции дистанционно и оказывать срочную помощь при чрезвычайных ситуациях.

Специалисты уверены, что в ближайшие годы число телеконсультаций продолжит расти, ведь онлайн-прием обычно дешевле очного и к тому же решает проблему дефицита узких специалистов в регионах. В педиатрии это направление будет особенно востребованным, поскольку ребенка не всегда удобно или в принципе возможно быстро отвезти к врачу, а вызов педиатра на дом тоже может быть недоступен.

По оценке СберЗдоровья, до 50% обращений, с которыми люди приходят на очный прием, можно обработать удаленно.  За последние три года рост спроса на услуги дежурных педиатров СберЗдоровья вырос более чем в 12 раз, а на плановые консультации педиатров — более чем в 40 раз. Высокий спрос на услуги дежурных педиатров также подтверждается итогами 2023 года: эта специализация находится на втором месте в топ-10 самых востребованных среди пациентов.

Мониторинг дыхания, температуры и даже… настроения ребенка

При этом очевидно, что развитие телемедицины будет идти параллельно с развитием соответствующих гаджетов для мониторинга здоровья детей. На рынке уже немало подобных устройств. Наибольшим спросом пользуется мониторинг дыхания ребенка — эта возможность встроена во многие камеры для спальни ребенка. Некоторые гаджеты отслеживают не только дыхание, но и температуру тела, а еще записывают паттерны поведения и сразу же предупреждают родителей, если ребенок отклоняется от них.

Еще одно полезное устройство для мам — «Умная камера здоровья» от СберЗдоровья. Она позволяет врачу провести удаленный осмотр пациента с ОРВИ: при ее помощи можно сделать фотографии или видеозапись органов дыхания — горла и носа, а также ушей и кожных покровов. Благодаря камере снижается количество очных приемов и, следовательно, сокращается число контактов с вирусами и бактериями.

Есть также гаджеты, которые помогают приучить ребенка к правильному режиму сна. Они анализируют его поведение, сравнивают с особенностями поведения других детей и дают рекомендации. Существуют трекеры, которые отслеживают все, что происходит с ребенком, и отправляют данные педиатру. Например, браслет, который сообщает родителям, где находится их ребенок, какая у него температура и настроение, есть ли рядом воспитатель или учитель. Наконец, некоторые гаджеты эффективны при расстройстве аутистического спектра (РАС): в игровой форме они помогают определить степень заболевания, его прогресс или регресс.

Как показал опрос СберМаркетинга, потребность в применении таких устройств, так же как и в телемедицине, довольно высока и не ограничивается только мегаполисами.

Об исследовании

Исследование проводилось с помощью сервиса «Яндекс. Взгляд» по всей России. Число респондентов — 600, возраст — от 22 до 45 лет, 80% респондентов — женщины, 20% — мужчины.

Интересное:

«Angel Relations Group» Тренды digital-репутации 2025

Новости отрасли:

Все новости:

Профиль

Дата регистрации
16 декабря 2018
Уставной капитал
11 000,00 ₽
Юридический адрес
г. Москва, вн.тер.г. Муниципальный округ Академический, ул. Вавилова, д. 19, этаж 3, помещ. в.03.016
ОГРН
5187746006157
ИНН
7736319695
КПП
773601001
Среднесписочная численность
434 сотрудника

Социальные сети

ГлавноеЭкспертыДобавить
новость
КейсыМероприятия