РБК Компании
Главная iSpring 15 февраля 2024

Как мы запустили Школу наставничества: опыт Академии iSpring

Как отбираются кандидаты в будущие наставники, как находить общий язык с занятыми учениками и как поддерживать их мотивацию
Как мы запустили Школу наставничества: опыт Академии iSpring
Татьяна Галкина
Татьяна Галкина
директор Академии iSpring

Эксперт в организации корпоративного онлайн-обучения и создания электронного контента на базе решений iSpring

Подробнее про эксперта

Как отбираются кандидаты в будущие наставники, как находить общий язык с занятыми учениками и как поддерживать их мотивацию, куда развивается программа наставничества дальше и какая от этого всего польза — рассказывает Татьяна Галкина, директор Академии iSpring. 

Наставничество: что это и зачем 

В современной корпоративной культуре институт наставничества при правильном подходе играет ключевую роль в развитии как отдельных специалистов, так и всей компании. Наставник сегодня — не столько преподаватель по определенному предмету, сколько ментор, поддерживающий и мотивирующий подопечных, помогающий преодолевать трудности.

Институт наставничества также подразумевает создание среды для непрерывного профессионального роста и обмена опытом, что критически важно в быстро меняющемся мире технологий. Обычно он включает в себя следующие компоненты и этапы:

1. Выбор наставников и подопечных. Наставниками становятся опытные сотрудники с глубокими знаниями и навыками в своей области. Подопечные — обычно новички или сотрудники, стремящиеся расширить свои профессиональные компетенции. 

2. Индивидуальный подход и обмен опытом. Наставничество отличается индивидуальным подходом. Наставник помогает подопечному в решении конкретных рабочих задач, в развитии технических и профессиональных навыков, а также в адаптации в корпоративной культуре. Основная цель — передача знаний и опыта. Наставник не только отвечает на вопросы, но и делится лайфхаками, методиками работы, инсайтами и лучшими практиками. 

3. Отслеживание прогресса, обратная связь, поддержка и мотивация. Регулярные встречи между наставником и подопечным помогают отслеживать прогресс и обеспечивают своевременную обратную связь, что важно для быстрого развития навыков и корректировки курса обучения. 

4. Карьерное развитие и построение сети профессиональных контактов. Наставничество помогает подопечным быстрее расти по карьерной лестнице, поскольку они получают знания и навыки для эффективного решения сложных задач. Также институт наставничества способствует созданию сильной профессиональной сети внутри компании. Это укрепляет командный дух и способствует более тесному взаимодействию между сотрудниками.

5. Развитие навыков наставников. Наставничество помогает профессионально расти самому наставнику. Обучая других, специалисты углубляют свои знания, учатся быть лидерами, улучшают коммуникативные навыки. А это прокачивает команду в целом и укрепляет компанию.

Наш подход к снаряду   

В Академии iSpring есть онлайн-курсы, которые помогают получить новую профессию. И на некоторых из них исторически работали наставники. Обычно это происходило на курсе разработчиков электронных курсов и дизайнеров электронных курсов. Как правило, это те ребята, которые сами прошли обучение и выразили желание расти дальше, помогая новичкам проходить путь длиной в 3 месяца. 

Компания развивалась, у нас появлялось все больше студентов, новых направлений курсов по профессиям, мероприятий. И мы решили структурировать все это таким образом, чтобы развивать как систему наставничества, так и самих наставников, отслеживая процесс более детально и внимательно. В итоге собрали отдельный проект — Школа наставничества. 

И если раньше в этом направлении мы работали точечно, только с «учениками-звездами», то сегодня даем шанс попробовать всем. Перед завершением курса и защитой, когда основная часть уроков пройдена, мы добавляем в iSpring Learn LMS видео о Школе наставничества, где фокусируемся на ценности продолжения развития вместе с нами. 

Главный акцент делаем на то, что наставничество — клуб единомышленников, где можно общаться с коллегами, обучать других, развиваться. И даем анкету, чтобы заинтересованный участник отметил свое желание продолжать развитие вместе с коллегами в Школе наставничества и помогать участникам курсов развивать свои навыки.  

Отбор: процесс и критерии 

Далее начинается самое интересное — отбор. Если, скажем, пять человек хотят стать наставниками, собираем отзывы от их кураторов и преподавателей, которые проверяли их домашние задания. 

Также потенциальным наставникам выдается дополнительная анкета, чтобы понять их мотивацию и видение наставничества. Нам важно знать их не только как профессионалов, но и как личностей. 

Затем команда сотрудников и преподавателей Академии рассматривает кандидатов детально и адресно. Ключевые критерии — успешное завершение курса, выполнение всех домашних заданий, а также обязательное наличие проекта, глубоко проработанного с точки зрения методологии, дизайна и верстки. 

Важнейший момент — соответствие нашей корпоративной культуре. У нас даже есть такой смешной термин — «по-хорошему упоротый», т. е. человек, действительно увлеченный тем, что делает.

Если кандидат идеально подходит нам по  основным критериям и «корпоративному ДНК», мы приглашаем его в наставники. После этого начинается этап онбординга — мы интегрируем новых наставников в нашу систему. 

NDA и супер-курс

Мы обязательно подписываем с наставниками согласия на обработку данных, NDA и другие документы, чтобы все чувствовали себя защищенными. Наставник — человек, которому вы можете доверять. 

Все будущие наставники проходят обучающий курс: 7 модулей, 60 вопросов, итоговый тест — это полная программа, которую мы продаем для обучения сотрудников компаний. 

Как мы запустили Школу наставничества: опыт Академии iSpring
Как мы запустили Школу наставничества: опыт Академии iSpring

Важный момент, чтобы начать работу как наставник — нужно пройти обязательную сертификацию по продуктам iSpring. 

Само по себе наставничество реализуется на безвозмездной основе. При этом  мы даем доступ к материалам курса и к конструктору iSpring Suite, где сейчас появилась «фича» личного портфолио, которая помогает наставникам развивать свой личный бренд. 

Как мы запустили Школу наставничества: опыт Академии iSpring

Еще у нас есть каталог специалистов, где наставники выделяются особым статусом. Это не просто разработчики курсов, это специалисты с уникальными навыками и опытом. 

Взаимодействие и оргвопросы

Работа наставников с подопечными опирается на регламент и расписание занятий, коммуникация ведется через общие чаты, внутренние обсуждения — в закрытом чате. 

Основные обязанности наставников прописаны: они общаются с учениками, отвечают на вопросы, дают дополнительные материалы, и, конечно, вдохновение, мотивацию и свежие идеи студентам. Наставники изначально определяют с участником регламент: например, «я буду всегда отвечать тебе после 18:00, пиши мне в течение дня». Подопечные знают наверняка, что их вопросы не останутся без внимания.

Команды наставников и участников подбираются в соответствии с их предпочтениями, а также с графиком занятий. Например, если на курсе 30 наставников, то участник курса изучает слайды с их данными, опытом работы и навыками, а потом в анкете указывает, с кем ему хотелось бы поработать. Многие подбирают наставника с похожим опытом в их сфере. Иногда возникают моменты, когда два специалиста из конкурирующих сфер оказываются в одной группе. В таких случаях мы организуем «ротацию», чтобы избежать конфликта интересов.

К слову, каждый наставник сам определяет, сколько подопечных он может взять под крыло — обычно это от двух до пяти человек. Пять — это верхний предел, а чаще всего наставники работают с двумя-тремя учениками. Даже если участники распределены за конкретным наставников, это не ограничивает его в общении с другими. Есть общий чат курса, куда участники всегда могут задать вопрос и получить ответ от наставников и преподавателей. 

Бремя наставника 

Какие сложности и вызовы преодолевают наставники? Сам формат взаимодействия в онлайне. Может быть волнение, непонимание — что за человек там, за экраном? Часто общение начинается с переписки в Telegram, но всегда лучше подкреплять его видеозвонками. Это помогает почувствовать друг друга, понять, какой именно характер и стиль общения у сторон процесса. 

Вторая сложность — ученики, взрослые люди с миллионом дел помимо курсов. И им важно сохранить баланс учебы, работы и личной жизни. При этом так тонко настроив этот процесс, чтобы по итогам обучения получилась не просто презентация, а полноценный курс, который они разрабатывают как настоящие профессионалы — в соответствии с задачей заказчика и целями бизнеса. Поэтому наставникам очень важно мотивировать и поддерживать учеников — часто общаться с участниками, спрашивать, как у них дела, предлагать свою поддержку и совет. Так мы помогаем им не заблудиться в рутине и успешно завершить обучение. 

Митапы наставников и перспективы роста в менторов 

Мы регулярно устраиваем митапы наставников — встречи, где мы собираемся все вместе и обмениваемся опытом. В финале года у нас традиционно проходит награждение лучших наставников. Собираем данные: сколько человек прошли курсы, какая была обратная связь от учеников, и на основе этого выбираем «звезд года».

Программа наставничества в компании постоянно развивается: сейчас, например, запускаем направление амбассадорства. Здесь мы выбираем самых активных наставников, и вместе будем работать над контентом — писать статьи, готовить вебинары, выступать на конференциях. Таким образом, наставники выступают амбассадорами как нашего бренда, так и школы наставничества в компании. 

Также мы подходим к новой инициативе: программе менторства. Это возможность для наставников вести учеников индивидуально, помогая им выйти на новый уровень. И самое главное — наставники в такой программе тоже растут и развиваются, открывая для себя новые горизонты. 

Мы верим в обучение через обучение. Наши наставники часто говорят, что обучая других, они учатся сами. И это правда — чем больше они помогают, решают новые, иногда необычные кейсы, тем больше растут профессионально. Это дает нам уникальное конкурентное преимущество.

В целом весь процесс можно представить в виде продвижения по уровням игры: начинаешь как простой участник, а потом можешь стать наставником, амбассадором, и далее — ментором. И каждый шаг каждого участника на этом пути делает наше сообщество только сильнее. 

Благодаря квалифицированным наставникам у нас снижается количество участников, которые не завершают обучение. Как итог — 85% обучающихся завершают курсы! Это комплексная заслуга всей команды: преподавателей, наставников и менеджеров проектов. 

Вот так, шаг за шагом, мы строим Академию — настоящее комьюнити единомышленников и профессионалов, влюбленных в свое дело.

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

Профиль

Дата регистрации12.03.2009
Уставной капитал10 000,00 ₽
Юридический адрес Республика Марий Эл Г. ЙОШКАР-ОЛА УЛ. ВОЗНЕСЕНСКАЯ Д. 110 ОФИС 302
ОГРН 1091215001591
ИНН / КПП 1215139170 121501001
Среднесписочная численность373 сотрудника

Контакты

Адрес 424000, Россия, Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, ул. Вознесенская, д. 110

Социальные сети