РБК Компании

Рынок грузоперевозок ждет год застоя

На фоне продолжающегося роста тарифов на грузовые перевозки, ожидаем год застоя, драйверов развития мы не видим, но и рецессии наверняка удастся избежать
Рынок грузоперевозок ждет год застоя
Виталий Данилин
Виталий Данилин
Операционный директор (соучредитель)

15 лет в логистике, от локальных перевозок по городу до внешнеторговых мультимодальных поставок.

Подробнее про эксперта

Прошедший год (2023) в перевозках  был не однозначным, я думаю так было и во многих отраслях не только перевозках. Начало года, для перевозчиков было многообещающим: высокий спрос на услуги, вкупе с релевантными процентными ставками (в первую очередь по лизингу) , доступным курсом основных валют, низкими ставками утилизационного сбора на тягачи и налаженным параллельным импортом тягачей, в совокупности , пророчили рост нашей компании до 50% по количеству автопарка, а выручки на 80%. 

На деле , мы имеем цифры роста гораздо скромнее: рост автопарка на 25%, рост выручки по направлению перевозок на 40% (общая выручка выросла более 100% за счет прочих на направлений бизнеса).

Причины тому: 

  1. Еще весной при благоприятных  условиях роста, компания столкнулась с беспрецедентный дефицитом водительского состава, в простое оказались до 15% от общего количества грузовиков.
  2. Рост курса основных валют на 30% уже к маю, нивелировал эффект от удорожания стоимости перевозок. В виде увеличения стоимости самих грузовиков, а также абсолютно всех комплектующих к ним.
  3. Увеличение утилизационного сбора на тягачи с августа на 70% привело у еще большему удорожанию техники.
  4. Повышение ставки ЦБ в августе в два раза, сделали недоступным главный инструмент финансирования / транспортных компаний, речь про лизинг. Покупать технику с удорожанием за пять лет 100 % и более , стало просто не рентабельно. 
  5. Увеличение ставок ЦБ сказалось и на росте ставок уже действующих краткосрочных кредитах.

Итог, к концу года, компания новые лизинги не рассматривает, а всю заработанную прибыль за год тратить на гашение кредитной линии. Небывалый рост тарифа на перевозку год к году до 40%, полностью растворился в кредитной нагрузке, вроде бы поработали неплохо, но все деньги на % банкам. Остается радоваться отсутствию рецессии. 

Что ждем в 2024г ? 

  1. Тарифы будем поднимать (будет поднимать вся отрасль). Если в скажем в доковидный 2019, плановой рост тарифов согласовывался на уровне 5% «за счастье,» то 2024 ожидаемый рост от 20%. Бизнесу некуда деваться , парк все равно придется обновлять, машины выбывают, любое выбытие техники — это дефицит свободного парка на рынке, дефицит — это рост тарифа. Поэтому так или иначе транспортные компании научатся жить и при лизинге больше 20%. Поэтому рост тарифов будет значительным, что в конечном счете отразится на себестоимости перевозимых товаров. 
  2. Рост себестоимости перевозок от 20%. Тут уже всем знакомые драйверы роста: А) Подорожание ГСМ неизбежно, по крайней мере в практике современной России такого не было (не считая символических 0,05%). Б) Рост стоимости запчастей и ТО. Санкционное давление продолжится и потребует от импортеров еще усложнить логистические схемы ,  что вызовет дальнейшее подорожание. Вот уже Турция хоть формально не присоединилась к санкциям , но уже открыто их соблюдает, блокирует платежи и не пропускает отдельные грузы через свою территорию. В) Снижение курса рубля относительно других валют. Факторов его роста и даже стабилизации  на уровне 90 и 100 в перспективе года нет. Импорт стране по прежнему нужен, как и нужны доходы от продажи энергоресурсов. Снижение рубля очевидно увеличит стоимость как техники, так и комплектующих. Г) Платон. Уже подняли. Вопрос поднимут ли еще в ноябре или на этом все открыт. Д) Рост зарплат водителей  и механиков не прекратится, на фоне ухудшающейся кадровой ситуации в стране и в отросли в частности. План повышения год к году 25%. Е) Сохранение высоких ставок ЦБ. В своей «доктрине» ЦБ пообещали годы жесткой денежно-кредитной политики. Высокие ставки лизинга на новую технику (и часть старой техники, где ставки были привязаны к ключевой) отразятся на себестоимости в значительной степени. А вообще, доля расходов  — лизинговых платежей в выручке неуклонно растет последние годы, тарифы так не растут. 

Итоги. 2024 год мог стать многообещающим , но сохранение текущей в первую очередь денежно-кредитной политики, на фоне санкционного давления не обещает больших принести больших темпов роста, что привело бы к созданию дополнительных рабочих мест и налоговых отчислений, что по всей видимости , на сегодняшний день, не является первоочередной задачей государства. Рост цен на перевозки выше уровня инфляции , будет первичным драйвером самой инфляции, в нашем однозначно, т.к. мы возим строго продукты питания от «поля до прилавка». Так или иначе перспективы есть всегда, поэтому нужно собраться и как следует поработать всем вместе, а там гляди и «отпустят проблемы». 

Последнее изменение: 18 марта 2024

Интересное:

Все новости:

Профиль

Дата регистрации08.09.2017
Уставной капитал5 355 500,00 ₽
Юридический адрес Московская область Р-Н КРАСНОГОРСКИЙ П/О ПУТИЛКОВО ТЕР. ГРИНВУД СТР. 9 ЛИТЕРА 11 Б Э/ПОМ 6/218
ОГРН 1175024026770
ИНН / КПП 5024178828 502401001
Среднесписочная численность93 сотрудника

Контакты

Адрес Россия, обл. Московская, г.о. Красногорск, д. Путилково, тер. Гринвуд, стр. 9, помещ. 237