РБК Компании

Жива ли еще ESG-повестка и чему должны учиться ESG-специалисты

Только очень далекий от бизнеса человек не слышал аббревиатуру ESG, но далеко не каждый, кто слышал, может объяснить, что стоит за этими волшебными буквами
Жива ли еще ESG-повестка и чему должны учиться ESG-специалисты
Анна Веселова
Анна Веселова
Директор Центра управления устойчивым развитием компаний (ESG-центр) Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ

Доцент Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ. Кандидат экономических наук. Эксперт в сфере образовательных программ по менеджменту. Академический руководитель программы «Управление устойчивым развитием компании». Академический директор аспирантской школы по менеджменту

Подробнее про эксперта

ESG — это своего рода отклик от бизнеса на национальный призыв к реализации 17 целей устойчивого развития и более ответственному мышлению и поведению. Чем выше национальный интерес и внимание к проблематике устойчивого развития, в том числе на уровне правительств, тем, как правило, более продвинутые модели и практики ESG демонстрирует бизнес.

2022 год для России стал временем перемен и пересмотра приоритетов, поэтому многие стали задаваться вопросом о жизнеспособности ESG-повестки в непростых условиях, однако и российский бизнес, и представители власти заявляют не только о сохранении курса на устойчивое развитие, но и ставят новые цели по масштабированию и расширению запущенных ранее инициатив. Такие тренды формируют запрос на квалифицированных специалистов в области ESG, которые, как признают лидеры рынка, сейчас в дефиците.

Чтобы понять, кто нужен лидерам ESG-трансформации, давайте разберемся, что такое ESG. Впервые аббревиатура ESG была публично представлена в отчете Международной финансовой корпорации в партнерстве с Глобальным договором ООН «Who Cares Wins» в 2004 году. Затем в 2006 году, также при поддержке ООН, была разработана инициатива «Принципы ответственного инвестирования». На протяжении последних 20 лет крупнейшие компании соревнуются друг с другом, реализуя инициативы в области E — экологии, S — социальной сферы, включающей сотрудников и их рабочее пространство, сообщества и другие социальные аспекты и G — управления, включающие новации в корпоративном управлении, прозрачность отчетности, антикоррупционные практики. Ключевыми драйверами ESG-трансформаций являются ожидания инвесторов и доступ к выгодным условиям кредитования, требования регуляторов и, к сожалению, намного реже по-настоящему ответственное отношение лиц, принимающих решения, к вопросам устойчивого развития. Одной из наиболее понятных метрик продвинутости компании в области ESG является ее позиция в ведущих ESG-рейтингах.

На 01 июня 2023 г. в ESG-рэнкинге российских компаний представлено 160 лидеров российского рынка. Учитывая специфику вопроса, наиболее ожидаемым было бы лидерство добывающих и перерабатывающих компаний, и это так, но в то же время в ТОП-10 также входят представители банковской сферы и сферы финансовых услуг, телекоммуникаций, программного обеспечения. Согласно исследованию Центра управления устойчивым развитием Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ лидерами по количеству вакансий в области ESG стали СБЕР и ВТБ. Специалисты разного уровня, включая руководящие позиции, требуются в разных отраслях, включая государственный сектор, и различных географических локациях.

Учитывая три составляющие ESG и многоаспектность каждой и них, становится очевидным многообразие задач, которые решаются специалистами по ESG. Следует отметить, что не всегда должность звучит именно так, а компания имеет специальное подразделение, которое покрывает все задачи повестки. Даже в тех случаях, когда компания имеет специальную дирекцию по ESG, как, например, в СБЕР, или департамент устойчивого развития, как в Норникеле, команда сотрудников подразделения очень разнообразна и включает в себя специалистов по экологии, социальным вопросам, производственным процессам и других. 

Предлагаем посмотреть, какие задачи в области ESG могут стоять перед сотрудниками в разных функциональных подразделениях компаний и какие знания и навыки им нужны для их выполнения. Представленный ниже перечень не является исчерпывающим, а скорее служит иллюстрацией того, что принципы ESG пронизывают все направления деятельности современной компании.

1. Подготовка нефинансовой или интегрированной отчетности

Задача: интегрировать информацию о бизнес-модели, стратегии, результатах деятельности и перспективах развития компании таким образом, чтобы она отражала экономическую, социальную и экологическую ситуацию в компании.

Область: финансы/стратегия

Компетенции: продвинутые знания в области финансового анализа и финансового менеджмента, системное мышление, аналитические компетенции. 

2. Интеграция принципов циркулярной экономики и бережливого производства в производственную деятельность компании

Задача: идентифицировать возможности по продлению жизненного цикла продукта/услуги за счет повторного использования или переработки, разработать и реализовать инициативы для использования возможностей.

Область: операционный менеджмент/производство/логистика и управление цепями поставок/ стратегия

Компетенции: продвинутые знания в области операционного и инновационного менеджмента, естественно-научные и инженерно-технические знания (химия, физика, инженерия), системное мышление, аналитические компетенции. 

3. Оценка и отбор поставщиков, соответствующих стандартам «зеленых» закупок 

Задача: проанализировать и оценить ключевых поставщиков на предмет реализации ими деятельности в соответствии с ESG-политиками и стандартами компании, организовать регулярный мониторинг и контроль.

Область: операционный менеджмент/производство/логистика и управление цепями поставок/ стратегия

Компетенции: продвинутые знания в области операционного менеджмента и управления цепями поставок, знания экологических стандартов и законодательства, системное мышление, аналитические и цифровые компетенции. 

4. Разработка и реализация инклюзивной стратегии компании и концепции комфортной рабочей среды

Задача: идентифицировать возможности по организации рабочего пространства и процессов с учетом интересов сотрудников, разработать стратегию найма, адаптации и интеграции сотрудников в ограниченными возможностями.

Область: HR/стратегия

Компетенции: продвинутые знания в управления людьми, системное мышление, эмоциональный интеллект. 

5. Разработка и реализация маркетинговой стратегии для ESG

Задача: разработать маркетинговую стратегию компании, отражающую приверженность компании принципам устойчивого развития 

Область: маркетинг/стратегия

Компетенции: продвинутые знания маркетинговых инструментов продвижения, коммуникативные навыки, системное мышление и аналитические навыки, креативность. 

Как единогласно заявляют представители крупного бизнеса, возглавляющие подразделения по ESG и устойчивому развитию, им в команду нужны интеграторы, которые хорошо знают свою область (например, экологию, финансы, психологию работы с людьми с ограниченными возможностями и др.), но также понимают и другие аспекты ESG, а главное их взаимосвязи, что позволяет им говорить «на одном языке» с сотрудниками других подразделений. Критически важными компетенциями для специалиста по ESG вне зависимости от конкретного фокуса являются системное мышление, продвинутые коммуникативные навыки и умение убеждать, а также цифровые и аналитические компетенции, позволяющие интегрировать, обрабатывать и структурировать большие объемы различных данных и информации.

В отличие от приобретения отдельных предметных знаний, развитие критически важных метакомпетенций требует времени и серьезных усилий, поэтому необходим пересмотр подходов к образованию в области устойчивого развития и ESG, а также разработка стандартов, обеспечивающих системность и последовательность обучения.

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

Профиль

Дата регистрации15.09.1998
Уставной капитал0,00 ₽
Юридический адрес Г.Москва УЛ. МЯСНИЦКАЯ Д.20
ОГРН 1027739630401
ИНН / КПП 7714030726 770101001