РБК Компании
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Продлили скидки до 13.12 в Черную пятницу РБК Компании
Забрать скидку
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Продлили скидки до 13.12 в Черную
пятницу РБК Компании
Забрать скидку
Главная CM International 11 ноября 2024

Туризм в России в 2024 году: новые направления, локации и форматы

Новый туризм даст рост многим внутренним направлениям, но для этого предстоит серьезно задуматься об инфраструктуре и сервисах
Туризм в России в 2024 году: новые направления, локации и форматы
Источник изображения: Pxhere.com
Владимир Овсянников
Владимир Овсянников
Руководитель проектов

Руковожу проектами, специализируюсь на архитектурных конкурсах, туризме и брендинге территорий

Подробнее про эксперта

Внутренний туризм — не просто отрасль экономики, он помогает формировать национальную идентичность, переосмысливать самобытность, сохранять традиционные ремесла и наследие. Долгие годы туризм в России развивался фрагментарно: упор делался на мегаполисы, прибрежные курорты, Кавказские горы и Байкал, в то время как периферия оставалась в тени, ожидая своего часа. Однако, последние десятилетия ознаменовались постепенным осознанием необходимости комплексного подхода.

Поворотный момент наступил в 2020 году — мировая пандемия и закрытые границы заставили обратить внимание на внутренний туризм. Страна начала переосмысливать свои маршруты, и сегодня мы можем говорить о формировании новой туристической реальности.

Туристы 2024 года — что нового? 

Кроме очевидных тезисов о том, что количество внутренних туристов растет в различных направлениях, и люди путешествуют, как и раньше, либо по одному, либо семьями, нужно сказать про новые типологии туристов.

Современные путешественники уже не просто выбирают направления — они ищут места, где могут реализовать свои увлечения и разделить их с единомышленниками. Так появился туризм на базе интересов или сообщества.  Это не просто досуг, это образ жизни, где увлечение становится связующим звеном для общения и взаимодействия. Например, сообщество объединяется вокруг какого-то одного увлечения, и чаще всего это спорт или околоспортивная тематика. Условно, такие интересы можно разделить на две категории:

Динамичные — сформировавшиеся вокруг вело- и беговых маршрутов. Люди выбирают новые локации для своих заездов и забегов. Их притягивает дух соревнования и исследование новых мест.

Статичные, в свою очередь, требуют специальной инфраструктуры: теннисные лагеря, яхт-клубы, школы йоги. Это не просто занятия спортом, это возможность интенсивных тренировок и общения в расслабленной атмосфере. Например, коммерческая школа большого тенниса, которая проводит еженедельные тренировки в городе, предлагает своим участникам выехать на неделю в теннисный кэмп, находящийся в регионе с теплым климатом или расположенный в загородном отеле, с проживанием и полным пансионом.

 Такой формат пользуется популярностью по ряду причин:

  • общие интересы (сам вид спорта) и определенный социальный статус;
  • интенсивность тренировок, обычно две-три в день позволяет быстро повысить свой уровень; 
  • возможность в современном интенсивном мире познакомиться с кем-то со схожими интересами в офлайне, и тут речь как про дружбу, так и про романтические отношения. Совместные выезды — это про безопасность и неформальную свободную обстановку. 

И, конечно же, такой формат требует соответствующей инфраструктуры: беговые и велосипедные дорожки, спортивные площадки, отели, кафе, информационные пункты. 

По такому же принципу происходят туристические кэмпы с яхтингом, бильярдом, волейболом, футболом. В основном это командные или парные виды спорта. Так формируется новая типология — спортивные туристы или тур в рамках сообщества, туризм по интересам. 

Есть еще одна гипотеза. В работе над одним из проектов мы заметили одну перспективную тенденцию в больших мегаполисах, в основном в Москве и Санкт -Петербурге. Заключается она в том, что столичные жители в целях экономии едут за услугами в сфере красоты или медицины в ближайшие города меньшего размера, так как качество услуг такое же, а стоимость на 30-40 % дешевле. В этом мы видим дополнительный потенциал в развитии туризма малых городов, окружающих города миллионники. Всегда найдется тот, кому-то будет интереснее и выгоднее потратить больше времени, но сэкономить деньги. За счет высокого качества услуг и привлечения квалифицированных специалистов (например, предпочитающих жизнь в спокойном тихом месте) идет рост клиентской базы и маятниковой миграции. Такая концепция может объединять и другие услуги вокруг себя, дать толчок для развития краткосрочного туризма в малых городах. Но для этого нужно обеспечить и качество среды, и качество сервисов в этих городах не хуже, чем в крупном городе.

Направления 2024 года — что поменялось?

Безусловно, традиционные направления сохранили свои позиции и даже их приумножили:

  • Санкт-Петербург для любителей архитектуры, культуры и истории, а также в последние годы — для гастрономических ценителей.
  • Калининград мог бы конкурировать с Санкт-Петербургом по привлечению тех же типов туристов, но с точки зрения логистики — он сложнее. 
  • Сахалин, Владивосток для любителей природы и изысканной дальневосточной кухни, а также для тех, кто мечтает о Камчатке, но пока не решился.
  • Камчатка — эксклюзив и экстрим, в последнее время стала доступна для среднего класса, для похода нужна определенная подготовка и инструкции.
  • Суздаль и Коломна — подходят для семей с детьми и погружения в историю и культуру, а также для прогрессивной молодежи. 

В других же признанных курортах на данный момент обеспеченность разными категориями туристов выглядит стихийно. Курорты чаще себя позиционируют «универсальными» и готовы принять всех — в чем есть доля лукавства. 

Достаточно перспективным и приоритетным, на мой взгляд, может стать направление городов и мест вдоль Волги. Самара, которая давно позиционирует себя как город-курорт, подходит по всем потенциальным показателям. При определенном развитии они смогут сделать город и окрестности комплексным местом притяжения.

В Самаре есть несколько ключевых составляющих для развития внутреннего туризма:

  • большая вода: широкий берег Волги, набережная и пляж, красивые закаты у воды;
  • хорошая архитектура: наследие, много качественного конструктивизма;
  • якорная гастрономия: речная рыба, околобарная культура, свое пиво; 
  • удобная логистика: хорошие аэропорт и вокзал, до города можно добраться любым способом.

Конечно, есть над чем работать, например, можно сделать более доступными городскую среду, хотя бы центральной части города, места временного размещения, а также уделить больше внимания инфраструктуре на воде: от набережных и пляжей до качественных и доступных катеров и речного транспорта, но потенциал, которым обладает город, огромен. 

Туристическая инфраструктура 2024 — чего не хватает? 

Сегодня, несмотря на большое количество существующих примеров, все также не хватает горнолыжных курортов и инфраструктуры в существующих — это маленькое разнообразие трасс и недостаточное количество комфортабельных подъемников. Также практически недооценена проблема фрирайдеров — для них нужны вертолеты или хотя бы достаточное количество снегоходов, плюс другая сопутствующая инфраструктура. 

Кайтсерфинг / Яхтинг / Сапинг — эти водные виды спорта набирают огромную популярность в последние годы. Люди перестали соотносить их с теплыми странами, морями и океанами. Оказалось, что все может быть в доступе и на ближайших водохранилищах, озерах и северных морях. Помимо традиционных мест появляются и неочевидные: Дагестан, Мурманск, Сахалин. Из основных проблем могу выделить: транспортную доступность, нехватку качественного жилья недалеко от самих причалов для катания и спасательной инфраструктуры. На последнем остановлюсь подробнее.

Многие виды спорта, конечно, связаны с опасностью и риском. И хотя знаменитое «авось» все еще часть нашего менталитета, стоит отметить, что люди чаще начинают задумываться о своей безопасности во время отдыха. Есть тенденция на приобретение туристической страховки и внутри страны, появляется привычка выбирать туристические места, где обеспечивается безопасный отдых. Запрос от пользователей повлечет и дальнейшую работу в этом направлении специалистов сферы туризма. 

Для начала, например, можно предложить сделать это частной инициативой с лицензированием. Например, приезжаешь на спот или в горы, обращаешься в частную спасательную компанию, оплачиваешь страховой взнос /страховку, и ты уверен, что тебе помогут в экстремальной ситуации.

Привлечение иностранных туристов: уникальность как стратегия

Создание туристического бренда, который подчеркнет уникальные особенности России — культурное наследие, самобытные традиции и природное многообразие, — станет ключом к успеху. Для этого необходимо не только развивать инфраструктуру, но и формировать новый подход к гостеприимству, где работа в туристической сфере будет считаться престижной и востребованной.

При этом сегодня мы видим, что есть поддержка и развитие русского культурного кода в досуге и, в частности, в туризме. А, учитывая развитие последних лет туристических мест, связанных с горами, водой и гастрономией, эти процессы способны привлекать иностранного туриста в большом количестве.

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

BIM2B Зачем нужна BIM-модель

Публикация компании

Профиль

Дата регистрации28.03.2019
Уставной капитал50 000,00 ₽
Юридический адрес г. Москва, вн.тер.г. Муниципальный округ Мещанский, ул. Гиляровского, д. 57, стр. 4
ОГРН 1197746219934
ИНН / КПП 7704484657 770201001

Контакты

Адрес 129110, Россия, г. Москва, ул. Гиляровского., д. 57, стр. 4

Социальные сети

ГлавноеЭкспертыДобавить
новость
КейсыМероприятия