Короткий метр: кто его смотрит и зачем
По итогам сессии на Московской Неделе Кино, поделюсь мыслями о том, что такое сегодня короткий метр в России: кто его смотрит и как воспринимаетОпыт работы в исследованиях и маркетинге >16 лет. Ранее занимал позиции директора по работе с ключевыми клиентами в компании Kantar TNS и руководителя группы исследований в компании Ipsos.
Кто смотрит
По нашим данным, 81% людей смотрели когда-либо короткометражки. Среди молодежи уровень знакомства c коротким метром выше, видимо, в силу его распространенности в социальных сетях, а вот ниже он — среди москвичей, у которых наиболее богатый выбор разного рода контента, а также у людей 35+.
Как воспринимают
Интересно, как зритель воспринимает короткий метр, какой имидж сложился у него. Базовые ассоциации с ним — это «авторское», «оригинальное» кино. Наиболее сильные ассоциации — «актуальное» и «современное». При этом для женщин это часто что-то «атмосферное», а у мужчин противоречивое мнение: с одной стороны, «необычное» и «динамичное», с другой — «очень безыдейное» и «скучное». Единого образа короткометражного кино нет, а аудитория смотрела очень разные фильмы. Подростки считают, что короткометражки «предсказуемы». Люди 18-34 лет говорят, что это «запоминающееся» кино, а 35+ говорят, что оно очень профессиональное.
Также нам было интересно сравнить восприятие короткометражных и полнометражных художественных фильмов. Сильные стороны короткого метра, как мы уже видели, — это «независимое», «авторское» кино, с эмоциональной точки зрения о нем говорят как о «милом» и «нежном». Но есть и другая сторона: из отрицательного — зрители отмечают такие характеристики, как «непрофессиональное» и «проходное». Художественные фильмы на этом фоне — «затянутые», «бессмысленные», «безыдейные», но выше качеством, более профессиональные, более увлекательные.
Зачем смотрят
Короткий метр, когда его смотрит широкая аудитория, конкурирует за досуг со всеми остальными видами контента. Сегодня зритель пресыщен, он эксперт в разных видео-форматах, он знает все и обо всем, ему есть, из чего выбрать. Поэтому важный вопрос, который помогает разобраться, зачем вообще людям нужен такой жанр — это «на какую работу, люди нанимают короткометражное кино?» Задавая этот вопрос респондентам, мы по сути прибегли к проективной методике, которая помогла нам выяснить, какую потребность закрывают короткометражки в жизни массового и нишевого, то есть более профессионального и подготовленного, зрителя.
Первая работа — это «переключиться» за короткий срок. Широкая аудитория часто «нанимает» любой контент короткой длительности на эту «работу». Релевантно это и для короткометражных фильмов для быстрого развлечения, особенно когда аудитория ограничена во времени, но при этом хочет получить приятные впечатления. Эта работа часто обусловлена необходимостью сжатого, но впечатляющего повествования или эмоционального переживания. Второе — это «исследование, изучение новых тем». Короткометражные фильмы дают возможность исследовать новые вопросы, истории, иногда жанры без «обязательств» полнометражного кино. Третье — «получить точечный эмоциональный опыт»: широкая аудитория может стремиться к кратковременному, но сильному эмоциональному переживанию, например, смеху, саспенсу или вдохновению. То есть получить конкретное впечатление в течение ограниченного времени по запросу. И четвертое — это повод пообщаться с друзьями и близкими, может быть, написать кому-то, поделиться видео и обменяться впечатлениями. Короткометражные фильмы часто потребляются с целью поделиться ими в социальных сетях, учитывая их краткость и потенциал для вирусного распространения. Это особенно актуально для широкой аудитории, которая использует короткометражные фильмы как форму социальной валюты.
Что касается нишевого зрителя, здесь работы, на которые нанимают короткий метр, совершенно другие, это более профессиональные запросы: основные — это анализ художественного мастерства, открытие новых талантов, изучение тематической глубины и инноваций и курирование контента для профессионального использования.
Как видим, совершенно разное предназначение у короткого метра для массового и нишевого зрителя. В этом и заключается главный вывод, который можно сделать относительно того, чем является этот жанр сегодня.
Что за жанр? Что за зверь?
Что такое короткий метр, с точки зрения экспертов и специалистов отрасли, мы выяснили в ходе паблик тока на Московской Международной Неделе Кино. Мнения спикеров разделились: кто-то считает, что это очень нишевая история, особый жанр, на который ходит только свой особый, подготовленный зритель, кто-то, напротив, видит в коротком метре огромный нераскрытый потенциал с точки зрения самостоятельного художественного высказывания, произведения искусства. Все согласны с тем, что чаще всего это дебютный формат для начинающих кинематографистов, строчка в портфолио, возможность заявить о себе. Вместе с тем, это не отменяет самодостаточности короткометражных проектов, которые могут создаваться и именитыми режиссерами как оригинальное высказывание, специально выпущенное именно в такой форме.
Общее чаяние экспертов — утвердить и легитимизировать жанр как полноценный и востребованный широкой аудиторией вид искусства. Согласимся, что эта благородная задача достойна того, чтобы ее обсуждать и общими силами заинтересованных профессионалов искать и находить пути решения. О том, как это сделать, как короткому метру найти путь к зрителю, как правильно и эффективно его продвигать, мы поговорим в следующих материалах.
Источники изображений:
Личный архив компании Wanta Group
Интересное:
Новости отрасли:
Все новости:
Публикация компании
Профиль