Чек лист: как внедрить программу управления здоровьем на предприятии
5 шагов well-being запуска от директора по маркетингу АО «Медбэнк», автора книги «Эффективный маркетинг» Галины Ксензовой

Знает все о бизнес-процессах работы медицинского центра, развитии медицины нового поколения, ориентированной на профилактику заболеваний с применением телемедицины и инструментов ИИ.
Современный бизнес все больше осознает важность внедрения well-being программ и инициатив по управлению здоровьем. Они помогают снизить расходы на больничные листы и повысить KPI, улучшая физическое и психическое состояние работников. Инвестирование в благополучие сотрудников становится не просто трендом, а стратегическим шагом к повышению экономической эффективности и конкурентоспособности компании.
Программы управления работоспособностью — новый must-have компаний. Почему их внедряют даже скептики?

Все просто. Здоровый коллектив — это не только счастливые лица в офисе, но и ощутимый рост прибыли. Это эффективная стратегия, где выигрывают все. Каким образом? Давайте разбираться.
Снижение затрат на временную нетрудоспособность. Вместо того чтобы тратить миллионы на оплату бесконечных больничных и допускать простой работы во время этих же больничных, компании предпочитают предотвращать проблемы: регулярные медосмотры, предсменные проверки здоровья — ранняя диагностика. Результат? Сотрудники реже болеют, а предприятие не страдает от неожиданных «простоев».
Повышение производительности труда. Здоровые сотрудники работают эффективнее. Современные корпоративные wellness-программы включают все: от измерения показателей здоровья до телемедицинских консультаций с узкими специалистами. Системный мониторинг позволяет устранить факторы, снижающие работоспособность (нарушение трудового режима, заболеваемость). Итог напрямую влияет на выполнение KPI, сокращение ошибок и рост качества работы.
Доступность медицинской помощи для всех сотрудников. Что делать, если предприятие находится вдали от городских клиник? Организовать дистанционную медицину прямо на рабочем месте. Такие решения особенно ценят руководители предприятий в удаленных локациях: организовать предсменные, предрейсовые медицинские осмотры или круглосуточную первичную медицинскую помощь возможно внедрив дистанционные решения.
Когда медик круглосуточно доступен — опасные патологии выявляются до того, как станут проблемой.
Данные для управленческих решений. Современные wellness-программы — это еще и мощный аналитический инструмент, который дает возможность анализировать показатели работников, прогнозировать состояние здоровья и своевременно корректировать условия труда (например, корректировать нагрузки, внедрять оздоровительные мероприятия), тем самым минимизировать риски для бизнеса.
Не «просто ЗОЖ»: пошаговый гайд
Казалось бы все просто — продвигайте ЗОЖ и будет счастье. Но нет. Неподготовленная инфраструктура, нечеткие цели, немотивированный коллектив могут создать больше проблем, чем пользы. Поговорим о том, как эффективно подойти к этому вопросу и с максимальной пользой для компании внедрить программу управлением здоровья на предприятии.
Шаг 1. Разработайте четкую стратегию
Прежде всего необходимо сформулировать цели, достижение которых возможно в результате внедрения well-being программ. Соберите главные боли бизнеса, связанные с управлением рабочим коллективом. Возможно это большой риск простудных заболеваний (например, сотрудники розничных сетей), или низкая производительность труда определенной категории работников, а возможно вы сокая заболеваемость в некоторые периоды, что приводит к нарушению сроков выполнения работ.
Например. Многие компании используют well-being программы, стимулирующие отказ от курения. По оценкам экспертов, в среднем курящие сотрудники тратят на перекуры около 330 рабочих часов или 41 рабочий день в год. При этом стоит учитывать, что перекуры не включаются в рабочее время и оплате не подлежат.

Другие потери работодателя связаны с проблемами здоровья сотрудников, страдающих от этой дурной привычки. Чем больше у человека факторов риска, тем выше риск потери трудоспособности. Нездоровый, а тем более хронический больной сотрудник — это прямые и косвенные потери для компании.
Например, американская Union Pacific Railroad (самая большая сеть железных дорог в США) провела исследование в компании и предложила сотрудникам программу отказа от курения. В результате число курящих членов команды сократилось в три раза! Больше всего программа пользовалась популярностью у сотрудников в возрастной группе от 45 лет и старше.
Ошибки. Часто Well-being программы воспринимаются как второстепенные проекты HR-подразделения. И им не уделяется должного внимания как стратегически важным инициативам. В результате программы здоровья внедряются без значительных изменений в рабочих процессах. Отсутствие стратегического подхода приводит к тому, что усилия по улучшению благополучия сотрудников остаются разрозненными и не приносят ощутимых результатов.
Для достижения устойчивого результата от внедрения программы необходимо интегрировать их в общую стратегию компании, перевести ожидаемый результат в цифры, обозначить промежуточные результаты.
Шаг 2. Выберите надежного оператора
Изучите предложения различных операторов и выберите того, кто наиболее точно соответствует вашим требованиям.
Обратите внимание на следующие критерии:
- Стоимость услуг. Убедитесь, что стоимость соответствует качеству и включает все необходимые процедуры и консультации.
- Репутация оператора. Проверьте, есть ли у компании необходимые лицензии и сертификаты.
- Комплексность программы. Оцените, насколько предлагаемая программа, соответствует вашим потребностям и решает все ваши задачи, которые вы обозначили на 1 шаге.
- Местоположение и доступность. Если вам важно, чтобы программа проходила в определенной локации, убедитесь, что оператор предлагает услуги в вашем регионе. Можно воспользоваться программами удаленного мониторинга здоровья.
Пример. Все больше популярность завоевывают программы телемедицинского мониторинга для управления здоровьем сотрудников. Что это такое? Это комплексное решение, в состав которого входит телемедицинское оборудование и цифровая платформа для управления медицинскими данными.
Проще говоря — вместо врача, на предприятии устанавливается небольшой терминал. Пациенты могут самостоятельно проводить измерения с помощью встроенных приборов (давление, сатурация, пульс, температура и т.д),передавать данные в свою медицинскую карту и получать видеоконсультации в режиме реального времени. При этом у каждого пользователя есть личный кабинет на цифровой платформе, где хранится его паспорт здоровья.

Шаг 3. Оцените уровень готовности команды
Вместе с оператором проанализируйте текущий уровень благополучия сотрудников компании, включая физическое, психологическое состояние, профессиональные и социальные аспекты.

Ключевым моментом должна быть возможность использования непрерывного потока персональных данных о здоровье сотрудника из различных источников: анамнез жизни, опросы, осмотры, показания с диагностических устройств и т.д. Важно отметить, что это может быть не только медицинская информация, но и данные, отражающие его образ жизни, условия труда, регион проживания. Так врач получит более полное представление о пациенте.
Ошибки. Бывает, руководители встраивают well-being программы в систему KPI. За невыполнение параметров снижают премии. Или наоборот, предпочитают решать вопрос эффективности программы через материальную составляющую, доплачивая за участие. Ни тот, ни другой случай допускать нельзя, это кратковременная и неэффективная мера.
Опыт «Медбанк» показывает, что работники предприятий с удовольствием участвуют в well-being программах, поскольку вопрос касается их личного здоровья и самочувствия. Они охотно выполняют рекомендации медицинского работника, следят за улучшением своих показателей и активно помогают кураторам собирать данные для формирования своего цифрового профиля. Однако, чтобы это работало, важно доступно донести каждому о преимуществах программы. Для работников улучшение качества, продолжительности жизни и, как следствие, работоспособности — лучшая мотивация заботиться о своем здоровье.
Шаг 4. Позаботьтесь о доступности и удобстве
Сделайте программы здоровья простыми, удобными и доступными для сотрудников, учитывая их график работы и локация рабочего места. Проведите инструктаж, например, по системному мониторингу показателей здоровья.
Ошибки. Игнорирование цифровых инструментов. В условиях, когда все больше компаний переходят на удаленную работу и гибридные форматы, использование цифровых инструментов является необходимостью. Отказ от digital-решений снижает доступность программ здоровья для сотрудников, особенно для тех, кто работает удаленно.
Шаг 5. Проведите анализ эффективности программ

По показателю DALY̕s (англ. DALY, сокр. от disability-adjusted life year, годы жизни, скорректированные по нетрудоспособности), почти 60% общего бремени болезней обусловлено семью факторами:
- повышенное артериальное давление,
- потребление табака,
- чрезмерное употребление алкоголя,
- повышенное содержание холестерина в крови,
- избыточная масса тела,
- низкий уровень потребления фруктов и овощей,
- малоподвижный образ жизни.
Система укрепления здоровья сотрудников на рабочем месте должна отслеживать и снижать риски этих факторов. Давать прогнозы, персональные рекомендации или планы реабилитации.
Ошибки. Well-being часто рассматривается как краткосрочный проект — результаты ожидаются через 2−3 месяца. Но стоит отметить, что внедрение этих программ и ощутимые результаты — это вопросы долгосрочной перспективы — примерно 1−2 года.
Здоровые сотрудники = успешный бизнес
Внедрение well-being — формируют культуру здоровья в коллективе. Забота о здоровье сотрудников укрепляет их доверие к работодателю. Программы регулярной диагностики, консультаций и профилактики формируют позитивный имидж компании, снижают текучесть кадров и привлекают новых специалистов.
Программы поддержки работоспособности — это инвестиции в человеческий капитал, которые окупаются за счет снижения издержек, роста производительности труда и стабильного развития бизнеса. Комплексный подход, включающий системный мониторинг показателей здоровья, анализ данных, прогноз и доступность медицинской помощи, не только сохраняет здоровье сотрудников, но и укрепляет конкурентные позиции предприятия на рынке.
Источники изображений:
Из личного архива АО «Медбэнк», Stock.adobe.com
Интересное:
Новости отрасли:
Все новости:
Публикация компании
Профиль
Социальные сети