Как работает SEO в контент-маркетинге
Как вывести контент в топ поисковиков и получать стабильный трафикСпециализируюсь на создании и продвижении бренд-медиа, блогов и журналов в РФ и Global, эксперт в SEO для контента. Веду авторский курс по SEO-продвижению «Контент, который приводит клиентов».
Правильно оптимизированные статьи работают как магнит, привлекая читателей и новых клиентов. В этом гайде расскажу, как сделать так, чтобы ваши публикации были полезны не только аудитории, но и понравились поисковым системам.
Нужно ли SEO в контент-маркетинге
Да, если ваша целевая аудитория пользуется поисковиками: ищет информацию, связанную с вашим продуктом или услугой.
SEO — это база продвижения, которая дает постоянный органический трафик. Статьи — первый этап привлечения пользователей. Чтобы ЦА увидела эти статьи, их нужно поднять в поиске с помощью SEO.
Нормальная доля органического трафика в медиа и блогах — 50-70%. Вы тоже можете так, если все сделаете правильно в своей SEO-стратегии
Публиковать оптимизированные статьи можно не только у себя на сайте, но и на внешних площадках вроде РБК, VC.ru и др. Так вы привлечете не только тот трафик, который есть на площадке, но и трафик из поиска.
Еще один плюс — SEO-трафик дешевле и имеет долгосрочный эффект, в отличие от рекламных каналов, которые приносят трафик, только когда вы вкладываете деньги. В SEO наоборот: вы тратите бюджет на написание и оптимизацию статьи один раз, а трафик получаете постоянный. В первый месяц публикация не приносит ничего, потому что нужно время на индексацию. Затем статья плавно выходит на позиции, постепенно растет и трафик.
Пример накопительного эффекта по 10 seo-статьям
Как создавать контент для SEO и пользователей
Шаг 1: изучаем конкурентов
Чтобы отобрать конкурентов, нужно понять, что ищет ваша ЦА в поиске. Например, для компании, которая устанавливает видеонаблюдение, целевыми запросами будут «как установить видеонаблюдение», «какое видеонаблюдение установить». Вводим наши целевые запросы в поиске и смотрим первые 5–7 строк выдачи, кому они принадлежат — здесь может быть три типа компаний-конкурентов:
- Прямые конкуренты, те, кто оказывает такие же услуги.
- Те, кто ведет блоги и медиа по схожей тематике.
- Тематические СМИ.
Далее анализируем их:
- трафик;
- структуру сайта и разделы;
- поддомен или основной домен — где находятся;
Выгоднее делать блог в подпапке на основном домене. Так блог наследует все его показатели и будет расти быстрее.
- количество страниц, которые приносят трафик;
- темы наиболее популярных статей ― что приносит трафик конкуренту;
- форматы материалов: лонгриды, чек-листы, шорты, видео, интерактивы;
- особенности страницы статьи: авторы, содержание, продуктовые блоки;
- ссылочный профиль (особенно актуально для зарубежных проектов).
Для конкурентного анализа мы используем сервисы Keys.so, SimilarWeb, Ahrefs.
Шаг 2: собираем темник
Темы отбираем с учетом ЦА. Если аудитория дробится на группы, то и темы будут подбираться под каждую из них. Как в примере про видеонаблюдение ― это может быть крупный бизнес, который хочет завод оснастить, и ИПшник, которому нужна камера в магазинчик у дома. У них разные задачи видеонаблюдения, и контент будет соответствующий.
Темы конкурентов мы смотрим в отчете Keys.so, изучаем примеры статей, отбираем наиболее популярные и подходящие для нашего проекта. Также в Keys.so видим количество запросов и страниц сайта конкурента в топе, его органический трафик. Это учитываем в своих прогнозах по трафику.
Следующий этап ― подобрать главные ключи к темам, проанализировать их частотность и конкурентность. Мы это делаем тоже через Keys.so или Wordstat.
Что надо смотреть у главного запроса:
- Правильный ли у него интент. Интент — это намерение или цель, которую пользователь выражает в своем запросе к поисковику: узнать информацию или купить. Коммерческие запросы использовать в статьях не стоит, иначе не попадем в запрос читателя. Для статей нужны информационные запросы — что, как, почему, когда, это, инструкция, рецепт, подборка и пр.
- Достаточно ли он частотный: стоит ли тратить ресурсы на эту тему.
- Соответствует ли ключ теме статьи, не расширяя и не сужая ее. Например, если мы пишем статью про то, как организовать видеонаблюдение, то правильный ключ будет «как установить видеонаблюдение», а «как выбрать камеру видеонаблюдения» уже не подойдет, потому что расширит тему.
- Нет ли однословников, т.к. интент может быть неясен. Так, ключ «видеонаблюдение» ― однословный, неизвестно, о чем конкретно он говорит: установить самому, купить или как выбрать. Однословнику нужно уточнение.
Как определить конкурентность запросов:
- Для РФ-проектов через Мутаген. Максимальный показатель — 25. На старте стараемся подбирать средне- и низкоконкурентные темы.
- Для зарубежных — KD (Keyword Difficulty) из Ahrefs.com. Максимальный показатель — 100. На старте проекта берем темы с конкурентностью до 30.
Сначала выписываем низко- и среднеконкурентные темы, потому что они быстрее начинают выходить в топ и приносить нам результаты. А высокочастотные растут медленно, и результат по ним мы увидим позже.
Всю собранную информацию заносим в темник. Вот как он выглядит у нас:
За каждой темой фиксируем формат статьи, топового конкурента, главный ключ, частотность и конкурентность
Шаг 3: составляем ТЗ на статьи
Что должно быть в ТЗ. Основные моменты, которые влияют на результат:
- Несколько основных запросов и адекватное количество их употреблений в тексте. Когда автор пишет на четко определенную тему, он, само собой, впишет главные ключи во всевозможных формах.
- Мета-теги: Title, H1, Description.
Title — заголовок страницы в браузере, отображается в результатах поиска.
H1 — главный заголовок на странице сайта.
Description — краткое описание страницы для поисковиков, отображается в сниппете.
- Подробный структурный план статьи ― самая важная часть, составляется на основе топа статей конкурентов.
- Ссылки на референсы из топ-10.
- Уникальность текста около 90%. Это значение меняется в зависимости от темы и специфики ниши. Например, в статьях на юридическую тематику, где много общепринятых терминов и законов, допускается более низкая уникальность.
Делимся шаблоном нашего ТЗ, который вы можете адаптировать под свой проект.
Шаг 4: оцениваем эффективность SEO-стратегии
Регулярная аналитика — основа успешного продвижения. Она позволяет вовремя корректировать стратегию, видеть, работает ли ваш контент и что нужно улучшить.
В рамках ежемесячных отчетов на проектах мы оцениваем трафик и метрики качества контента (в Яндекс Метрике и Google Analytics), видимость и позиции (в Топвизоре).
- Трафик: смотрим на динамику роста в Яндексе и Google. Средний срок для начала роста статей в Яндекс — 2–3 месяца с момента публикации. В Google занимает больше времени.
Динамика в Яндекс и Google отличается
- Видимость. Чем выше видимость, тем чаще пользователи видят ваши страницы при вводе релевантных запросов. Видимость смотрим по всем статьям, статьям конкретного месяца и по каждой статье в отдельности по каждому запросу.
Видимость статей и позиции в ПС, Топвизор
- Доскроллы помогают оценить интерес к контенту. Дочтения помогают понять, насколько материал удерживает внимание читателей.
- Рециркуляция — процент посетителей, которые после прочтения одной статьи переходят на другую страницу вашего сайта. Метрика важна для анализа лояльности аудитории и качества контента.
- Отказы позволяют выявить проблемы с юзабилити, контентом или навигацией.
- Конверсии по целевым действиям: отправки форм, заявки, переходы на страницы продуктов.
- Нет ли технических ошибок на сайте. Например, низкая скорость загрузки, работает ли мобильная версия, есть ли на страницах счетчик Яндекс Метрики, нет ли дублей, присутствует ли микроразметка Article, есть ли в ней ошибки.
Шаг 5: наращиваем ссылочную массу
Ссылочный профиль ― это совокупность всех внешних ссылок на сайт. Много качественных ссылок сигнализируют поисковику, что сайт интересен пользователям и его нужно поднять выше в выдаче.
Ссылочный вес мы анализируем с помощью сервиса Ahrefs:
- сколько доменов ссылается на проверяемый сайт;
- сколько ссылок есть всего;
- как они прирастают;
- сколько ссылок у конкурентов.
Это особенно важно для молодых сайтов при продвижении в Google. Если новички в Яндексе растут за счет хороших поведенческих факторов, то в Google продвижение происходит медленно, ссылки могут это ускорить.
Нарастить ссылки можно:
- Бесплатно, но долго. Размещать статьи на трастовых площадках с индексируемыми ссылками и в соцсетях. Призывать читателей делиться ссылками на ваши статьи и блог.
- Быстро, но платно:
- через биржи ссылок, например, Миралинкс;
- с помощью аутрич;
- через PBN — приватная сеть сайтов, которые вы сами создаете для получения ссылочной массы.
Шаг 6: дорабатываем и актуализируем статьи
Стратегия не всегда работает без ошибок, поэтому важно периодически пересматривать и обновлять контент. Например, если статьи не растут в поисковой выдаче или материал устаревает.
Когда нужна доработка. Прошло 2-3 месяца, а трафика и позиций нет, или трафик был, но просел. Перепроверьте, нет ли технических ошибок на сайте, верно ли собрали ТЗ (отобрали конкурентов, главный ключ и мета-теги).
Когда нужна актуализация. Поисковые системы и читатели предпочитают свежие материалы, поэтому важно обновлять материалы через 9–12 месяцев после публикации. Это может быть связано как с изменениями в теме статьи, сезонностью, так и с необходимостью поддержания актуальной даты статьи.
При доработке статьи важно проверить интент и оценить изменения в топе поисковых систем. Составить подробное ТЗ: учесть все элементы, которые есть у конкурентов, но отсутствуют у вас, например, дополнительные запросы, таблицы, графики или видео. Основное внимание стоит уделить плану статьи, чтобы она стала более содержательной и конкурентоспособной.
Прорабатываем структуру статей на основе собранных запросов и топ-конкурентов
Итоги
- SEO необходимо для роста проекта, чтобы привлекать органический трафик, улучшать узнаваемость бренда и достигать большего охвата вашей целевой аудитории.
- Оптимизация дает долгосрочный эффект. В отличие от рекламы, SEO не требует постоянных затрат и приносит стабильные результаты.
- Чтобы блог хорошо ранжировался, важно выпускать полезный и читабельный контент, наращивать ссылочный профиль, дорабатывать материалы, если они не выходят в топ, и регулярно обновлять старые статьи.
Источники изображений:
Личный архив Glider.agency
Интересное:
Новости отрасли:
Все новости:
Публикация компании
Профиль