РБК Компании

Крепкий тандем: кого выбрать в партнеры и как эффективно работать вместе

Серийный предприниматель, Ксения Тихомирова, расскажет об «идеальном» партнере, совместном бизнесе с близкими людьми, главном условии «здорового» партнерства
Крепкий тандем: кого выбрать в партнеры и как эффективно работать вместе
Источник изображения: Личный архив Ксении Тихомировой
Ксения Тихомирова
Ксения Тихомирова
Предприниматель, медиатор, бизнес-коуч, руководитель Центра коммуникации и медиации при Академии контрактных отношений

Cовладелец 3-х успешных бизнесов в разных нишах, профессиональный коуч, сертифицированный медиатор, президент фонда поддержки культурно-исторических инициатив, член президиума «Опоры России»

Подробнее про эксперта

Мировые и отечественные исследования фиксируют тренд на увеличение количества бизнес-партнерств в сравнении с индивидуальным предпринимательством. Так, исследование международной консалтинговой компании «McKinsey & Company» выявило: в 2025 году около трети мировых продаж придется на бизнес-партнерства и экосистемы.

В нашей стране тренд на создание совместного бизнеса очень отчетливо проявился в 2022 году, и эта тенденция продолжает усиливаться. У «новичков» в бизнес-партнерстве возникает немало вопросов.  

Как найти для себя «идеального» партнера? Стоит ли создавать бизнес с родственниками и друзьями? Как правильно партнерам взаимодействовать между собой? На эти и другие вопросы ответит серийный предприниматель, опытный бизнес-партнер, Ксения Тихомирова.  

Крепкий тандем: кого выбрать в партнеры и как эффективно работать вместе

Ксения, у Вас за плечами опыт развития восьми бизнес-партнерств. Почему Вы выбираете этот формат? Не удобнее ли развивать бизнес самостоятельно? 

И да, и нет. Да — потому что, когда один принимаешь решения и не нужно искать общие знаменатели, это всегда удобнее и проще. Нет — потому что, кроме решений есть обязательства и ответственность, вес которых может быть слишком тяжелым для одного. Это касается предпринимателей, которые по разным причинам, внешним и внутренним, не готовы в полном объеме выполнять обязательства и нести ответственность. 

Я отношусь именно к этой категории. У меня несколько бизнес-проектов, и мне удобнее разделить функции и обязательства с несколькими партнерами. Да, я делюсь прибылью, но при этом у меня много свободы для других дел, не связанных с бизнесом. Запустив восемь проектов в партнерстве, я точно знаю: это мой «идеальный» формат. В моем случае это и проще, и удобнее и, что особенно важно, эффективнее. 

По личному опыту и опыту коллег, знаю: партнерский бизнес расценивается инвесторами как более надежный. Логика проста: если один из партнеров «сдуется» или решит выйти из бизнеса, останется второй (третий, четвертый), который продолжит дело, и инвестиции будут оправданы. 

Опишите «идеального» партнера для бизнеса. Какими ресурсами и качествами он должен обладать?

«Идеальный партнер» точно должен обладать одним качеством: рядом с ним вы должны ощущать себя уютно и безопасно. Важно чувствовать обоюдное доверие и честность, возможность «быть собой» и открыто выражать сомнения, опасения, несогласие по профессиональным и личным моментам. Чтобы это осознать, мне пришлось создать не одно партнерство, выйти из нескольких, потерять не один миллион и запустить новые бизнес-проекты с опорой на этот опыт. 

Что касается «идеальных» качеств партнера, мне больше нравится слово «продуктивные». На мой взгляд, самый продуктивный тандем образуется, когда партнеры дополняют друг друга по опыту и компетенциям, софт скиллам и материальным и нематериальным ресурсам, имея в базе единые взгляды на жизненные и профессиональные ценности. 

«Идеальный партнер» имеет то, чего нет у тебя: финансовый или социальный капитал, необходимые для данного бизнеса знания и навыки, уникальные личностные качества и др. Это тот, кто восполнит пазлы, которых тебе недостает для успешного запуска и развития дела. 

Как Вы относитесь к совместному бизнесу с друзьями и родственниками?

С осторожностью. Присказка хочешь потерять друга, создай с ним бизнес родилась не на пустом месте. Идея «запартнериться» с близким человеком связана с высоким риском. Многие попадают в капкан распространенного заблуждения: якобы близкий человек хорошо знаком, мы знаем, что от него ждать и чего он никогда не сделает, и что с ним мы точно разрешим любое разногласие. На самом деле мы знаем человека в узкой роли: родственник, друг, коллега, единомышленник в бизнес-клубе или сообществе по интересам. Нам не известно, что он думает о роли бизнес-партнера и как в ней себя поведет. На это незнание накладывается внутренний дискомфорт, когда приходится разрешать рабочие разногласия, выяснять причины того или иного решения, особенно, когда к рабочим моментам подключаются личные. Здесь и коренится большинство проблем и рисков в партнерствах «по дружбе». 

Вовсе не значит, что любой семейный и дружеский бизнес обречен на провал. Мы знаем немало успешных проектов подобного типа: «Adidas», «Warner Brosers», «Ben & Jerry’s». Среди отечественных: «Splat», «Тануки», «Black Star». Главное в этой модели — твердо знать «на берегу», чем может быть полезен бизнесу близкий человек и будет ли он полезен. И второе — четко разграничивать личное и профессиональное. Если есть малейшее сомнение, создавать совместный бизнес не стоит. 

Крепкий тандем: кого выбрать в партнеры и как эффективно работать вместе

Как правильно взаимодействовать партнерам, чтобы быть в «здоровых» отношениях?

Прежде всего важно понимать, что быть в постоянном диалоге — неотъемлемое условие «здорового» партнерства. Звучит банально, но, очевидно, именно поэтому среди партнеров по бизнесу не так много тех, кто действительно в тесном контакте. Здесь нет противоречия. Осознавать важность общения и понимать суть этого процесса — не то же самое. 

В «Центр коммуникации и медиации» (один из моих партнерских проектов) к нам часто приходят бизнес-партнеры за разрешением тупиковых ситуаций: разногласия по обязательствам, личные обиды и претензии, неравноправие в проекте и др. Когда начинаем «разматывать» ситуацию, практически всегда приходим к тому, что партнеры друг с другом слабо коммуницируют. Интересуемся: «Осознаете ли вы важность постоянного контакта?». Большинство отвечают утвердительно. Когда уточняем, что для них значит «тесный контакт и системная коммуникация», выясняем, что все сводится в большей степени к разговорам о стратегических или оперативных планах. Буквально: «план такой-то, твоя задача такая-то, моя такая-то, идем, делаем». Редко упоминаются разговоры о том, в чем каждый видит для себя глубинный смысл бизнеса, в какую точку и ради чего идет этот проект, где партнеры видят свои ограничения и возможности для роста. Несколько чаще поднимается тема взаимных упреков, эмоционального выгорания в роли, которую когда-то взял партнер, и в которой теперь ему тесно. Стратегические планы, неравномерность распределения операционных задач и зон ответственности, деление прибыли — все это многим кажется более значимым, а иногда единственно значимым, для того, чтобы обсуждать и приходить к общему знаменателю. На деле оказывается, что глубинные обиды, невысказанные претензии, невыраженные эмоции, непроясненные цели и ценности партнеров подтачивают бизнес гораздо сильнее, чем рассогласованность в стратегическом видении и распределении ролей и ответственности. 

Откровенный, доверительный, регулярный диалог — пожалуй, главная опора в фундаменте бизнес-партнерства. С нее начинается совместный проект, на нее он опирается и из-за нее может обрушиться, если опора не будет защищена от негативных внешних и внутренних воздействий. «Быть в диалоге с партнером» — значит открыто и честно выражать мысли и эмоции по любым моментам, которые могут повлиять на общий результат. Это должно касаться как профессиональных, так и личных качеств партнера. Ведь нарастающее недовольство непунктуальностью коллеги или раздражение от его эмоциональной несдержанности, агрессии, давления — это бомба замедленного действия. Рано или поздно произойдет взрыв, и бизнес, который выстраивался по кирпичикам с любовью и усердием, разлетится как карточный домик. Вот почему крепкую, системную, откровенную коммуникацию между партнерами я считаю главным звеном здоровых отношений в общем проекте. 

Источники изображений:

Личный архив Ксении Тихомировой

Интересное:

«Angel Relations Group» Тренды digital-репутации 2025

Новости отрасли:

Все новости:

r_keeper Как открыть вегетарианское кафе

Профиль

Дата регистрации
27 сентября 2013
Уставной капитал
Юридический адрес
г. Москва, вн.тер.г. муниципальный округ Зябликово, ул. Шипиловская, д. 64, к. 1, офис 147
ОГРН
1137799017916
ИНН
7724301679
КПП
772401001

Социальные сети

ГлавноеЭкспертыДобавить
новость
КейсыМероприятия