Крепкий тандем: кого выбрать в партнеры и как эффективно работать вместе
Серийный предприниматель, Ксения Тихомирова, расскажет об «идеальном» партнере, совместном бизнесе с близкими людьми, главном условии «здорового» партнерстваCовладелец 3-х успешных бизнесов в разных нишах, профессиональный коуч, сертифицированный медиатор, президент фонда поддержки культурно-исторических инициатив, член президиума «Опоры России»
Мировые и отечественные исследования фиксируют тренд на увеличение количества бизнес-партнерств в сравнении с индивидуальным предпринимательством. Так, исследование международной консалтинговой компании «McKinsey & Company» выявило: в 2025 году около трети мировых продаж придется на бизнес-партнерства и экосистемы.
В нашей стране тренд на создание совместного бизнеса очень отчетливо проявился в 2022 году, и эта тенденция продолжает усиливаться. У «новичков» в бизнес-партнерстве возникает немало вопросов.
Как найти для себя «идеального» партнера? Стоит ли создавать бизнес с родственниками и друзьями? Как правильно партнерам взаимодействовать между собой? На эти и другие вопросы ответит серийный предприниматель, опытный бизнес-партнер, Ксения Тихомирова.
Ксения, у Вас за плечами опыт развития восьми бизнес-партнерств. Почему Вы выбираете этот формат? Не удобнее ли развивать бизнес самостоятельно?
И да, и нет. Да — потому что, когда один принимаешь решения и не нужно искать общие знаменатели, это всегда удобнее и проще. Нет — потому что, кроме решений есть обязательства и ответственность, вес которых может быть слишком тяжелым для одного. Это касается предпринимателей, которые по разным причинам, внешним и внутренним, не готовы в полном объеме выполнять обязательства и нести ответственность.
Я отношусь именно к этой категории. У меня несколько бизнес-проектов, и мне удобнее разделить функции и обязательства с несколькими партнерами. Да, я делюсь прибылью, но при этом у меня много свободы для других дел, не связанных с бизнесом. Запустив восемь проектов в партнерстве, я точно знаю: это мой «идеальный» формат. В моем случае это и проще, и удобнее и, что особенно важно, эффективнее.
По личному опыту и опыту коллег, знаю: партнерский бизнес расценивается инвесторами как более надежный. Логика проста: если один из партнеров «сдуется» или решит выйти из бизнеса, останется второй (третий, четвертый), который продолжит дело, и инвестиции будут оправданы.
Опишите «идеального» партнера для бизнеса. Какими ресурсами и качествами он должен обладать?
«Идеальный партнер» точно должен обладать одним качеством: рядом с ним вы должны ощущать себя уютно и безопасно. Важно чувствовать обоюдное доверие и честность, возможность «быть собой» и открыто выражать сомнения, опасения, несогласие по профессиональным и личным моментам. Чтобы это осознать, мне пришлось создать не одно партнерство, выйти из нескольких, потерять не один миллион и запустить новые бизнес-проекты с опорой на этот опыт.
Что касается «идеальных» качеств партнера, мне больше нравится слово «продуктивные». На мой взгляд, самый продуктивный тандем образуется, когда партнеры дополняют друг друга по опыту и компетенциям, софт скиллам и материальным и нематериальным ресурсам, имея в базе единые взгляды на жизненные и профессиональные ценности.
«Идеальный партнер» имеет то, чего нет у тебя: финансовый или социальный капитал, необходимые для данного бизнеса знания и навыки, уникальные личностные качества и др. Это тот, кто восполнит пазлы, которых тебе недостает для успешного запуска и развития дела.
Как Вы относитесь к совместному бизнесу с друзьями и родственниками?
С осторожностью. Присказка хочешь потерять друга, создай с ним бизнес родилась не на пустом месте. Идея «запартнериться» с близким человеком связана с высоким риском. Многие попадают в капкан распространенного заблуждения: якобы близкий человек хорошо знаком, мы знаем, что от него ждать и чего он никогда не сделает, и что с ним мы точно разрешим любое разногласие. На самом деле мы знаем человека в узкой роли: родственник, друг, коллега, единомышленник в бизнес-клубе или сообществе по интересам. Нам не известно, что он думает о роли бизнес-партнера и как в ней себя поведет. На это незнание накладывается внутренний дискомфорт, когда приходится разрешать рабочие разногласия, выяснять причины того или иного решения, особенно, когда к рабочим моментам подключаются личные. Здесь и коренится большинство проблем и рисков в партнерствах «по дружбе».
Вовсе не значит, что любой семейный и дружеский бизнес обречен на провал. Мы знаем немало успешных проектов подобного типа: «Adidas», «Warner Brosers», «Ben & Jerry’s». Среди отечественных: «Splat», «Тануки», «Black Star». Главное в этой модели — твердо знать «на берегу», чем может быть полезен бизнесу близкий человек и будет ли он полезен. И второе — четко разграничивать личное и профессиональное. Если есть малейшее сомнение, создавать совместный бизнес не стоит.
Как правильно взаимодействовать партнерам, чтобы быть в «здоровых» отношениях?
Прежде всего важно понимать, что быть в постоянном диалоге — неотъемлемое условие «здорового» партнерства. Звучит банально, но, очевидно, именно поэтому среди партнеров по бизнесу не так много тех, кто действительно в тесном контакте. Здесь нет противоречия. Осознавать важность общения и понимать суть этого процесса — не то же самое.
В «Центр коммуникации и медиации» (один из моих партнерских проектов) к нам часто приходят бизнес-партнеры за разрешением тупиковых ситуаций: разногласия по обязательствам, личные обиды и претензии, неравноправие в проекте и др. Когда начинаем «разматывать» ситуацию, практически всегда приходим к тому, что партнеры друг с другом слабо коммуницируют. Интересуемся: «Осознаете ли вы важность постоянного контакта?». Большинство отвечают утвердительно. Когда уточняем, что для них значит «тесный контакт и системная коммуникация», выясняем, что все сводится в большей степени к разговорам о стратегических или оперативных планах. Буквально: «план такой-то, твоя задача такая-то, моя такая-то, идем, делаем». Редко упоминаются разговоры о том, в чем каждый видит для себя глубинный смысл бизнеса, в какую точку и ради чего идет этот проект, где партнеры видят свои ограничения и возможности для роста. Несколько чаще поднимается тема взаимных упреков, эмоционального выгорания в роли, которую когда-то взял партнер, и в которой теперь ему тесно. Стратегические планы, неравномерность распределения операционных задач и зон ответственности, деление прибыли — все это многим кажется более значимым, а иногда единственно значимым, для того, чтобы обсуждать и приходить к общему знаменателю. На деле оказывается, что глубинные обиды, невысказанные претензии, невыраженные эмоции, непроясненные цели и ценности партнеров подтачивают бизнес гораздо сильнее, чем рассогласованность в стратегическом видении и распределении ролей и ответственности.
Откровенный, доверительный, регулярный диалог — пожалуй, главная опора в фундаменте бизнес-партнерства. С нее начинается совместный проект, на нее он опирается и из-за нее может обрушиться, если опора не будет защищена от негативных внешних и внутренних воздействий. «Быть в диалоге с партнером» — значит открыто и честно выражать мысли и эмоции по любым моментам, которые могут повлиять на общий результат. Это должно касаться как профессиональных, так и личных качеств партнера. Ведь нарастающее недовольство непунктуальностью коллеги или раздражение от его эмоциональной несдержанности, агрессии, давления — это бомба замедленного действия. Рано или поздно произойдет взрыв, и бизнес, который выстраивался по кирпичикам с любовью и усердием, разлетится как карточный домик. Вот почему крепкую, системную, откровенную коммуникацию между партнерами я считаю главным звеном здоровых отношений в общем проекте.
Источники изображений:
Личный архив Ксении Тихомировой
Интересное:
Новости отрасли:
Все новости:
Публикация компании
Профиль
Контакты