РБК Компании

Сердце стратегической сессии — это обсуждение

Разговор о том, кому, зачем и когда нужно проводить стратегические сессии и есть ли у этого инструмента российская специфика
Сердце стратегической сессии — это обсуждение
Константин Борисов
Константин БорисовКонсультант по управлению людьми, основатель и глава HR-экосистемы Support Partners

Модератор стратегических и командных сессий, автор книг-бестселлеров «КОМАНДОС» и «Герой и его команда» и практического руководства «Сильная стратегическая сессия». 14 лет помогает российскому бизнесу расти за счет развития людей и создания сильных команд. Использует авторскую модель подготовки и проведения стратсессий, которую прошли более 500 российских компаний, в том числе из топ- 100 (Росатом, Газпром, Московский кредитный банк и другие).

Подробнее

Константин, на вашем счету уже сотни проведенных стратегических сессий с компаниями разного размера и специализации. Скажите, зачем нужны стратсессии?

Стратегические сессии нужны компаниям, командам, владельцев и первым лицам в нескольких ситуациях. Во-первых, когда у компании есть стратегия и нужно вовлечь команду в ее реализацию. Второе — когда хочется дать возможность людям проговорить, как мы будем это все реализовывать и почувствовать сопричастность к этому процессу. А еще, когда цель достаточно вызывающая и сложная и важно, чтобы команда ее «купила».

Для чего обычно проводят стратсессии?

Стратсессию проводят для того, чтобы еще раз обсудить цель, чтобы убедиться, что команда ее взяла и чтобы договориться как конкретно мы пойдем к этой цели. И чтобы ответить на один из важнейших вопросов сессии: как мы сами, как команда, должны измениться, чтобы до этой цели дойти.

Какая самая частая ошибка при организации стратсессии?

Самая серьезная ошибка — отводить большую часть времени под доклады, начиная с первого лица и заканчивая HR-директором, и полагать, что этот обеспечит движение к цели. Но сюрприз — это не так.

Сердце сессии — это обсуждение.

Да, вначале полезно «выровнять» инфополе, понять, куда идет бизнес, что хочет от команды руководитель компании. Такие небольшие доклады логично сделать от ключевых подразделений, но эти доклады должны быть минимальными и точечными.

Основной фокус — это обсуждение по определенной методологии.

Сталкивались ли вы с российской спецификой при проведении стратсессий?

У некоторых стратсессий бывает российская специфика, и я говорю это не в терминах «хорошо» или «плохо», а в терминах «как есть».

Часто российский владелец или руководитель компании достаточно доминантные, интенсивные люди. Это специфика бизнеса с маскулинным лицом, на нестабильном рынке, где выживают только настоящие бойцы.

И вот такие люди в сессиях часто пытаются доминировать, управлять дискуссией, продавливать свою точку зрения. А когда продавливает акционер, все остальные продавливаются.

И в этом смысле одна из первейших задач модераторов стратсессии в России — это управлять поведением, ожиданием и образом действий первого лица во время сессии.

В любом деле важен результат: какие три главных факторов успеха стратегической сессии?

Я бы сравнил стратсессию с вершиной айсберга. И три главных фактора успеха на самом деле кроются под водой. Первый из них — это грамотная диагностика и подготовка. 

Хорошая стратсессия не делается меньше, чем за три-четыре недели. Она включает серию интервью с ключевыми участниками, обсуждение болевых точек, которые вскрылись на этапе диагностики, синхронизацию целей — все это делается до стратсессии.

Второе — это правильный состав приглашенных.

Например, если мы еще не определились с целями топ-команды, было бы неправильно звать туда людей в расширенном составе. Команда удивится, что их собственные «бояре» еще не договорились и тогда между командами  будет сложно достичь взаимопонимания.

И третье — эффективная сессия спроектирована с учетом правильной, поминутной динамики, в каком-то смысле она пишется так же, как голливудский сценарий. Есть несколько книг о том, как создавались знаковые голливудские фильмы — многие из них построены по синусоиде: сначала постельная сцена, потом стрельба, потом напряженный разговор. Зритель все время находится в напряжении и внимательно следить за ходом событий. Также же и в нашей работе.

Кто по вашему опыту является основным заказчиком стратсессии?

Из нашего опыта — у хорошей сессии есть три интересанта.

Первый — это «спонсор»,  человек, который дает на эту затею  деньги и больше всех заинтересован в результате. Как правило, это собственник или генеральный директор компании, или директор направления бизнеса, задачу которого мы решаем на стратегической сессии.

Второй — это «технический заказчик». Это чаще всего директор по персоналу или сотрудник департамента обучения, иногда — ассистент генерального директора. Человек, который помогает технически подготовиться к мероприятию.

И третий, самый важный по факту, — «заказчик», тот, кто будут пользоваться результатами этой стратсессии, это по сути, три, четыре, пять топ-менеджеров людей, управляющих подразделений.

Когда актуально проводить стратсессии?

Всегда по-разному, но точно когда первое лицо понимает, что для достижения цели ему нужно вовлечение людей. Это, может быть, как восьмой год существования корпорации, когда впервые потребовалось перестраивать бизнес-модель или сильно работать вместе над себестоимостью, и выяснилось, что люди не вовлечены.

Это, может быть, и двадцатый день жизни малого бизнеса, когда собственник понимает, что ему нужны новые идеи и  поддержка команды. Иными словами, как только нужно  вовлечь людей в рабочий процесс, продать им цель или идею, стратсессия становится эффективным инструментом.

Можно ли провести стратегическую сессию своими силами или нужно приглашать внешних консультантов?

Стратегическую сессию вполне возможно провести собственными силами, но есть условие — наличие профессионального модератора, например, бизнес-тренера, который не относится к топ-команде — непосредственным участникам стратсессии. Этот человек должен быть готов управлять  дискуссией и групповой динамикой при любых обстоятельствах — по нашему опыту, часто такие мероприятия бывать эмоциональными и жаркими.

Также, как я говорил выше, важна подготовка и структура сессии, здесь, если у сотрудника нет опыта, поможет книга «Сильная стратегическая сессия». Она написана как практическое руководство и по отзывам помогла многим провести стратегическую сессии без привлечения внешних консультантов.

Но если в компании нет своего сильного модератора, но я советую воспользоваться экспертизой с рынка.

Сердце стратегической сессии — это обсуждение

Расскажите, один из самых ярких кейсов в проведении стратсессии.

Один из самых ярких наших кейсов — это последовательное, в течение нескольких лет сопровождение через стратегические и командные сессии крупной российской машиностроительной компании.

Не так давно я задал им вопрос, завершая очередную сессию: «Друзья, что было для вас самым полезным?» 

И тут встает генеральный конструктор, парень молодой, моего возраста, но все-таки выросший, так скажем, не в бизнес среде, и говорит: «Константин, когда ты зашел к нам в эту комнату 4 года назад, я подумал, что это полная профанация. Ну как бизнес-тренер может научить нас создавать совершенные механизмы? Тогда я относился к происходящему с огромным скепсисом. Но сейчас я должен сказать, что ты трансформировал наш подход к друг другу, к стратегии, к ее реализации. Ты научил нас быть командой. Ты показал нам, как стратегия раскладывается и декомпозируется и как реализуется. Ты научил наши подразделения взаимодействовать друг с другом».

После такой обратной связи я считаю этот кейс лучшим в своей практике, когда стратсессия в нашем исполнении оказалась чрезвычайно полезна.

Интересное:

Все новости:

Публикация компании

Достижения

200+ назначений ежегодно14 лет подбираем руководителей для крупного и среднего бизнеса
50+ стратегических сессий в годПостоянно пополняем свой портфель актуальными направлениями и компетентными сотрудниками
70+ образовательных проектовГеография наших проектов включает всю Россию
Топ-10 консалтинговых компанийНаши темпы роста опережают средне-отраслевые темпы роста рынка консалтинга

Профиль

Дата регистрации03.07.2017
Уставной капитал10 000,00 ₽
Юридический адрес Г.Москва Ш. РУБЛЁВСКОЕ Д. 38 К. 2 КВ. 342
ОГРН 1177746650355
ИНН / КПП 7731374438 773101001
Среднесписочная численность2 сотрудника

Контакты

Адрес 105066, Россия, ​г. Москва, Нижняя Красносельская улица, д. 35, ст. 9
Телефон +74991101095

Социальные сети