РБК Компании

Система финансирования спортивных организаций в РФ: нужны ли изменения

Исследуем текущую модель финансирования спорта в России: достаточно ли бюджетных средств, эффективны ли механизмы распределения, и реформы в сфере спорта
Система финансирования спортивных организаций в РФ: нужны ли изменения
Источник изображения: Сгенерировано нейросетью «ChatGPT»
Марчел Кырлан
Марчел Кырлан
К.ю.н., управляющий партнер Исследовательского центра «Аналитика. Бизнес. Право»

Доцент Финансового университета. Осуществляет профессиональную деятельность в крупнейших корпоративных объединениях и НКО. Автор более 20 исследований. Опыт экспертной деятельности — более 11 лет

Подробнее про эксперта

В последние годы российский спорт переживает непростой период трансформации. От эффективности системы финансирования зависит не только развитие профессионального спорта, но и массовая физическая культура, доступная каждому гражданину. Действующая модель поддержки спортивных организаций вызывает немало дискуссий среди экспертов, чиновников и представителей спортивного сообщества.

Многоканальная модель: основа устойчивости

Создание сбалансированной системы финансирования негосударственных спортивных организаций является ключевым фактором развития спортивной отрасли. Именно многоканальность источников финансирования способствует устойчивости и независимости спортивной экосистемы в долгосрочной перспективе.

Сегодня российское законодательство предусматривает два основных вида финансирования негосударственных организаций в сфере физической культуры и спорта: бюджетное и внебюджетное. Каждый из них имеет свои особенности, плюсы и минусы.

Государственные деньги: гранты, субсидии и социальный заказ

Главным механизмом бюджетной поддержки негосударственных спортивных организаций остаются гранты и субсидии. В 2024 году Министерство спорта РФ установило новый порядок их предоставления (Приказ от 30.01.2024 № 69), который упорядочил процесс получения средств на строительство и обустройство спортивных объектов, выплату стипендий и компенсацию коммунальных расходов.

Важную роль играет федеральный проект «Спорт — норма жизни». Постановление Правительства РФ от 18.05.2023 № 779 определило правила предоставления грантов некоммерческим организациям в его рамках. Для получения поддержки организация должна иметь минимум год опыта в спортивной сфере, а проекты обязаны охватывать значительное число граждан.

Особый акцент государство делает на поддержке организаций, развивающих адаптивный спорт. Сурдлимпийский и Паралимпийский комитеты России, а также Специальная Олимпиада России получают целевое финансирование согласно Постановлению Правительства РФ от 26.07.2018 № 874.

Относительно новым инструментом стал социальный заказ, регулируемый Федеральным законом № 189-ФЗ. Он позволяет негосударственным организациям участвовать в оказании государственных услуг в спортивной сфере.

Социальный заказ становится инновационным механизмом государственно-частного партнерства в спортивной сфере, позволяющим объединить ресурсы государства и компетенции негосударственных организаций для решения социально значимых задач.

Региональные особенности: кто во что горазд

Пожалуй, наиболее интересна региональная специфика финансирования спорта. Каждый субъект федерации формирует собственную модель поддержки, исходя из местных традиций, бюджетных возможностей и приоритетов.

Так, в Челябинской области действует уникальное правило: наличие внебюджетных средств не является основанием для сокращения бюджетного финансирования. Это стимулирует спортивные организации активно привлекать частные инвестиции, не опасаясь «наказания рублем» со стороны государства.

В Республике Татарстан создана, пожалуй, одна из самых эффективных региональных моделей поддержки спорта. Татарстан выстроил четкую систему финансирования, где прописаны все расходные обязательства региона. Это дает нам понимание правил игры на долгосрочную перспективу. Регион знает, на что может рассчитывать из бюджета, и соответственно планирует привлечение спонсорских средств.

Свой подход практикуют в Красноярском крае, где значительная часть средств направляется на укрепление материально-технической базы спортивных организаций и приобретение специализированного транспорта для спортсменов-инвалидов. Без специального транспорта многие талантливые дети из отдаленных территорий просто не могли бы участвовать в соревнованиях. Благодаря краевой программе ряд организаций получили два специализированных автобуса, что позволило увеличить охват на 37% за последний год.

Интересен опыт Иркутской области, где особый акцент делается на создании плоскостных спортивных сооружений в сельской местности. За последние пять лет в регионе построено более 120 таких объектов, что дало возможность заниматься спортом тысячам сельских жителей, которые раньше были лишены такой возможности.

Деньги из других источников: от спонсорства до лотерей

Внебюджетное финансирование — второй важнейший столп системы поддержки спортивных организаций. Сюда относятся предпринимательская деятельность, спонсорство, пожертвования, членские взносы, лотереи и отчисления от азартных игр.

Диверсификация источников финансирования — необходимое условие устойчивого развития спортивных организаций. Внебюджетные источники не только обеспечивают финансовую стабильность, но и повышают независимость организаций, позволяя реализовывать долгосрочные программы развития.

Особенно перспективным считается направление спонсорства и рекламной деятельности. Федеральный закон «О рекламе» и приказ ФАС России от 14.11.2023 № 821/23 создали более четкую правовую базу для таких взаимоотношений.

Инновационным источником стали отчисления от азартных игр, регулируемые Федеральным законом № 244-ФЗ. Приказ Минспорта России от 18.12.2023 № 1039 установил порядок распределения и расходования таких средств. По данным Министерства спорта, только за 2023 год спортивные федерации получили около 2,4 млрд рублей отчислений от букмекеров.

Проблемы и перспективы: что нужно менять

Несмотря на разветвленную систему финансирования, эксперты и практики отмечают ряд системных проблем, требующих решения.

В большинстве муниципалитетов отсутствуют четкие формы отчетности. Выделяются деньги, но реального контроля за эффективностью их использования практически нет.

Также отмечается необходимость совершенствования механизма социального заказа и гармонизации федерального и регионального законодательства в области финансирования спортивных организаций.

Существующие проблемы в области правового регулирования финансирования спортивных организаций требуют комплексного подхода. Особенно важны вопросы прозрачности расходования средств и ответственности за целевое использование бюджетных ресурсов.

Вектор развития: куда двигаться дальше

Опыт регионов-лидеров показывает, что оптимальная модель финансирования спортивных организаций должна сочетать несколько ключевых подходов:

1. Четкое разграничение полномочий между федеральным, региональным и муниципальным уровнями финансирования.

2. Внедрение прозрачных механизмов отчетности и оценки эффективности использования средств.

3. Стимулирование привлечения внебюджетных источников финансирования без сокращения бюджетной поддержки.

4. Приоритетное развитие массового и детско-юношеского спорта как основы спортивной пирамиды.

5. Дифференцированный подход к регионам с учетом их экономического потенциала и текущего уровня развития спортивной инфраструктуры.

Только такой подход позволит выполнить амбициозную задачу, поставленную в национальных проектах: вовлечь в регулярные занятия спортом не менее 70% населения России к 2030 году.

Исследование выполнено в рамках реализации государственного задания Финансового университета при правительстве Российской Федерации. 

Интересное:

«Angel Relations Group» Тренды digital-репутации 2025

Новости отрасли:

Все новости:

Контакты

Адрес
117105, Россия, г. Москва, вн.тер.г. муниципальный округ Донской, шоссе Варшавское, д. 33, стр. 1, помещ. 18/17 (офис 11)
Телефон
ГлавноеЭкспертыДобавить
новость
КейсыМероприятия