РБК Компании
Успейте приобрести подписку на РБК Компании до повышения цен
Выбрать тариф
Успейте приобрести подписку на РБК Компании до повышения цен
Выбрать тариф
Главная ОВЛ-Энерго 27 декабря 2024

Задача инженерного образования — обеспечить «бесстыковую» смену поколений

Алексей Быков поделился мнением о состоянии современного инженерного образования и потребностях рынка труда в период индустриального подъема
Задача инженерного образования — обеспечить «бесстыковую» смену поколений
Источник изображения: Дарькина Ирэна
Алексей Быков
Алексей Быков
Управляющий АО «ОВЛ-Энерго»

Основатель и управляющий партнер АО «ОВЛ Энерго», председатель совета директоров «Таксопарка 369» и член генерального совета общественной организации «Деловая Россия»

Подробнее про эксперта

Алексей, эксперты по рынку труда отмечают высокий спрос на инженерные кадры. Как оцениваете тренд вы?

Да, мы отмечаем рост востребованности опытных инженерных кадров, обладающих практикой работы в реальном секторе. Например, в Челябинской области, речь часто идет уже не просто о повышенном спросе, а о дефиците.

Естественно, на ситуацию влияет не один фактор. Во-первых, Россия испытывает индустриальный подъем, причем сразу по всему спектру производства — добыча, переработка, стройматериалы, химия, металлургия, электроэнергетика, машино- и судостроение, авиация, «оборонка». Идет активное импортозамещение, причем уже не на уровне локализации, а на уровне конструкторских решений с построением полного цикла от возникновения идеи через проектирование и опытный образец к серийному отечественному производству. Именно это и подразумевалось под достижением технологического суверенитета.

Во-вторых, налицо два разных вектора — с одной стороны, растет спрос на сотрудников любой квалификации, а с другой, доля молодежи на рынке труда снижается.

В-третьих, среди этой молодежи инженерные специальности выбирает, увы, не большинство. Даже в нашей компании, многие высококлассные специалисты уже достигли предпенсионного возраста. Причем мы, в отличие от многих конкурентов, озаботились вопросом подготовки смены не вчера, а довольно давно. То есть в среднем по отрасли ситуация, скорее всего, еще более сложная.

«ОВЛ Энерго» реализует какую-то отдельную политику для молодых специалистов?

И да, и нет. Работа по вовлечению молодых каров — это неотъемлемая часть нашей общей корпоративной культуры. Причем нам даже не пришлось изобретать велосипед: в нашей компании система наставничества предполагает закрепление молодежи за сотрудниками, имеющими длительный и успешный стаж. То есть это испытанные десятилетиями инструменты передачи опыта. Молодые и опытные сотрудники вместе ездят в командировки, трудятся над разработкой инженерных решений, занимаются пуско-наладкой и экспертным сопровождением проектов, что позволяет ускорить становление самостоятельных штатных единиц из вчерашних вузовских выпускников.

Кроме того, у нас есть программа формирования лояльности сотрудников: постоянная возможность повышения квалификации и расширения сферы компетенций, внедрение современного оборудования, материальная и нематериальная мотивация. И в целом само отношение к людям у нас партнерское. Так, например, наши инженеры работают вахтовым методом, как и на многих других предприятиях, но в отличие от конкурентов по рынку труда, мы платим зарплату и в межвахтовый период. Так формируется сообщество людей, которые знают, что у нас хорошо, и это не только нынешние, но и бывшие, и будущие наши работники. Знаю, что некоторые избегают вложений в сотрудников, потому что боятся, что люди уйдут. У нас такого страха нет.

А какие меры могут обеспечить развитие инженерной сферы в стране в целом?

Исходя из своего опыта, я считаю, что ключевым фактором сохранения, а где-то и возрождения мощной инженерной школы является «бесстыковая» смена поколений инженеров. Взгляните на интернатуру в медвузах: практикующие специалисты непосредственно на месте своей работы, на примере реальных пациентов передают знания. Инженеров же учат в худшем случае теоретики, в лучшем — практики, у которых в руках в этот момент кусок мела. Но без реальных рабочих выкладок добиться глубокого погружения студента в материал невозможно, он так и останется специалистом по всему и ничему. А на выходе мы получаем ситуацию, в которой молодой специалист вынужден проходить всю историю инжиниринга в одиночку и с нуля. Все равно что заставить каждого ребенка придумывать русский язык заново. Так мы далеко не уйдем.

Кроме того, нынешнему инженеру необходимо обладать широким спектром хард-скиллс. Инженер сегодня должен разбираться не только в своей узкой сфере, но и в программировании, материаловедении, маркетинге и т.д.

Подготовка такого специалиста реальна в ближайшем будущем?

Вопрос только в усилиях и ресурсах. Очевидно, что образовательные программы для инженеров необходимо пересмотреть, причем активно привлечь к этому предприятия. Не для галочки, а с реальным дополнением университетского образования практическими наработками. Кроме того, необходимо создавать RND-центры на производствах, это позволит формировать более универсальных специалистов.

Если же смотреть на эту проблему с точки зрения студента — нынешнего или будущего — нужно иметь в виду, что процесс обучения сегодня продолжается минимум до 40 лет. В это время нужно сделать себя максимально конкурентоспособным специалистом, чтобы обеспечить себе стабильную карьерную перспективу и получить уверенность в том, что никакие колебания рынка труда вам не страшны.

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

Профиль

Дата регистрации20.08.2007
Уставной капитал10 800 000,00 ₽
Юридический адрес г. Москва, вн.тер.г. Муниципальный округ Даниловский, пр-д 1-Й Автозаводский, д. 5, помещ. 1н
ОГРН 1077759233144
ИНН / КПП 7722621137 772501001
Среднесписочная численность39 сотрудников

Контакты

Адрес 119048, Россия, г. Москва, Комсомольский просп., д. 42, стр.1
Телефон +74951349200

Социальные сети

ГлавноеЭкспертыДобавить
новость
КейсыМероприятия