РБК Компании
Главная ELMA 13 ноября 2023

Антон Беренцев: Как построить архив для налогового мониторинга

Налоговый мониторинг — это следующий шаг к цифровизации взаимодействия компании-налогоплательщика и государства. Архив — важная составляющая IT-фундамента НМ
Антон Беренцев: Как построить архив для налогового мониторинга
Антон Беренцев
Антон Беренцев
Директор направления «ELMA365 Налоговый мониторинг»

За 20 лет в сфере ИТ прошел путь от программиста до директора компании. Создал продукт автоматизации ЮЗ ЭДО LegalDoc. Выступает на конференциях по темам автоматизации процессов компании.

Подробнее про эксперта

Компании выбирают неэффективные пути для построения архива. Кто-то использует файловые хранилища — просто создают папку, и хорошо, если внутри существует хоть какая-то структура. Кто-то полагается на облачные хранилища, по сути, возлагая ответственность за хранение на провайдера. Но чаще всего компании пытаются «дотянуть» уже давно созданный архив для целей НМ. Но для взаимодействия с ФНС в рамках НМ нужен гибкий и современный архив. 

Какие требования у ФНС есть к архиву для налогового мониторинга?

Четких требований к ведению архива со стороны ФНС нет, а подзаконные акты про архивы эту тему не затрагивают. Но все не так просто, как кажется. Если мы посмотрим на косвенные требования, то найдем целый список правил и ограничений.

  1. Хранение документов должно осуществляться на территории РФ (ФСБУ 27/2021).
  2. Необходима детальная карточка по каждому типу документов в рамках НМ.
  3. Связь витрины налогового мониторинга с документом (прил. 6, 7 РИВ, утв. Приказом ФНС России от 11.05.21 № ЕД-7-23/476, ст. 105.26 НК РФ). 
  4. Обязательна юридическая значимость (Федеральный закон от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи»). 
  5. Установлена связь с учетной системой, так как нужно автоматически заполнять данные по исходящим документам (Регламент взаимодействия через информационную систему организации при проведении налогового мониторинга). 
  6. Разграничен доступ для компании и налогового органа. Инспектор должен видеть только проверенные и согласованные документы.  
  7. Где бы компания ни вела архив, платформа должна быть свободна от санкций.
  8. Должна быть обеспечена высокая скорость работы. 

Почему у компаний возникают проблемы с построением архива для перехода на НМ?

Важно понимать, что роль финансовых архивов меняется. Новая форма налогового контроля поменяла подход, сделав так, что они перестают быть лишь финальной точкой работ с документами и становятся ключевым элементом в цепочке взаимодействия с ФНС. Принципы работы с архивом остаются все теми же, что и для налогового мониторинга в целом: готовность меняться, высокий уровень автоматизации и использование готовых блоков. Начиная с 2021 года идет активное развитие сценариев автоматизированного взаимодействия с ФНС. Новые версии выходят с периодичностью 6–12 месяцев, поэтому инфраструктура, которая ляжет в основу налогового мониторинга, должна сразу быть готова к множественным изменениям. Нужно автоматизировать процессы сбора и подготовки документов первичного учета, формализовать публикацию отчетности на витринах, организовать и постоянно расширять контрольные процедуры. Также важно использовать готовые блоки, так как многие из задач НМ не являются новыми для компании, например, интеграция с АИС «Налог-3».

А что относится к готовым блокам?

Мы можем отнести сюда любой готовый функционал, который не является уникальным для компании: 

  • интеграцию с корпоративной информационной системой (КИС) в части справочников, исходящих документов, публикации отчетности; 
  • поддержку всех типов ЭЦП и криптопровайдеров; 
  • встроенные и обновляющиеся классификаторы ФНС; 
  • управление доступом, в том числе отметку документов, которые готовы к публикации в витрине для ФНС; 
  • интеграцию с налоговой витриной;  
  • интеграцию с операторами ЮЗ ЭДО для обработки входящих и исходящих документов; 
  • оцифровку документов на бумажных носителях информации (OCR).

Что важно при построении архива для налогового мониторинга с технической точки зрения?

Он должен быть основан на современных IT-подходах: BPMS, Low-code, микросервисах. Пример такого решения, учитывающего новые IT-подходы — Налоговый мониторинг на базе ELMA365. Хороший технологический фундамент архива позволит компании оградить себя от рисков, связанных с масштабированием и изменениями, эволюционно используя наработки и создавая новое. Это поможет быстро подстраиваться под требования и изменения, оперативно закрывать возникшие потребности и вновь возвращаться к стратегически важным задачам. 

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

Профиль

Дата регистрации24.12.2019
Уставной капитал10 000,00 ₽
Юридический адрес РЕСПУБЛИКА УДМУРТСКАЯ Г. ИЖЕВСК УЛ. 30 ЛЕТ ПОБЕДЫ Д. 2 ОФИС 404
ОГРН 1191832028332
ИНН / КПП 1831197044 183101001
Среднесписочная численность16 сотрудников

Социальные сети