РБК Компании

Сергей Гаевский о ликвидации рудиментарных правовых норм

Мнение Сергея Гаевского об отмене запрета на создание фирм-матрешек
Сергей Гаевский о ликвидации рудиментарных правовых норм
Сергей Гаевский
Сергей Гаевский
Адвокат, управляющий партнер АБ «Гаевский и партнеры»

Является адвокатом с 2006 г. Ключевые практики: налоговое право и споры, правовое сопровождение бизнеса, банкротство и реструктуризация. Помогает компаниям и гражданам выявлять ошибки в расчетах Налоговой, правильно отвечать на требования налоговых органов и проходить выездные налоговые проверки с минимальными потерями, а также снижать риски возбуждения уголовных дел по фактам уклонения от налогов. Благодаря помощи Сергея налогоплательщикам удается избежать многомиллионных доначислений.

Подробнее про эксперта

Действующим законодательством Российской Федерации введен запрет АО и ООО иметь в качестве учредителя компанию, состоящую из одного лица. Запрет был введен в 1990-годах и его целью было предотвращение злоупотреблений со стороны головных компаний групп юридических лиц, уклонения их от юридической ответственности за действия подконтрольных юридических лиц. Такие корпоративные структуры в неформальном юридическом лексиконе получили название «Фирмы-матрешки». 

В последнее время все громче звучат голоса, говорящие о необходимости отмены данного запрета. В 2022 году от имени главы Российского союза промышленников и предпринимателей Александра Шохина было направлено письмо с таким предложением в Государственную Думу Российской Федерации. В том же 2022 году в ходе совещания по итогам реализации механизма «Трансформация делового климата» первый замминистра экономического развития Илья Торосов поддержал идею бизнеса об исключении запрета на создание фирм-матрешек. Чиновник уведомил, что эта инициатива войдет в дорожную карту трансформации делового климата на 2023 год.

Совсем недавно Министерством Юстиции Российской Федерации на общественное обсуждение вынесен проект поправок «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (относительно регулирования запрета хозяйственному обществу иметь в качестве единственного участника другое хозяйственное общество, состоящее из одного лица (ID 139984)). Установленная продолжительность обсуждения составляет 15 рабочих дней. Проект вынесен на обсуждение 12 июля 2023 года, соответственно, обсуждение проекта будет окончено 1 августа 2023 года.  В этот период времени у каждого гражданина есть возможность оценить его, внести свои замечания и предложения, на которые Министерство юстиции с срок, не превышающий 60 дней, разместит на своем сайте сводку поступивших предложений с указанием своей позиции. Также 12 июля была начата независимая антикоррупционная экспертиза, которая будет завершена 26 июля. После этого будет подготовлено заключение об оценке регулирующего воздействия проекта, и он будет передан на рассмотрение в Правительство Российской Федерации.

По моему мнению, данный проект поправок обусловлен двумя факторами. 

  • Во-первых, данный запрет действительно является архаичным. Как я отметил выше, запрет на создание фирм-матрешек был введен в 1990-х годах. В то время современное Отечественное законодательство было слабо развито. Гражданское законодательство, а в особенности законодательство о банкротстве не содержало действенных правовых норм, устанавливающих ответственность контролирующих такие цепочки фирм лиц. Тогда эта мера оказалась действенной и положительно сказалась на деловом климате России и на стабилизации экономической обстановки. В то же время фирмы-матрешки являются действительно удобным механизмом структурирования бизнеса и благодаря изобретательности русского предпринимателя дожили до наших дней в виде различных корпоративных конструкций. Например, для обхода запрета на создание фирм-матрешек предприниматель просто может ввести второго номинального участника, при этом каждый из таких владельцев компании может состоять из единственного участника. Этот способ широко применяется, несмотря на сопутствующие издержки. Сейчас же уровень развития законодательства и информационная открытость данных ЕГРЮЛ позволяют установить конечного бенефициара бизнеса независимо от структуры владения и привлечь его к ответственности.
  • Во-вторых, отмена запрета на фирмы-матрешки поможет организациям, находящимся под угрозой санкций либо уже находящимся под санкционным давлением. Таким корпорациям зачастую для обхода санкций приходится создавать многочисленные дочерние компании, а действующий в настоящее время запрет лишает предпринимателя так называемого «оперативного простора».

Стоит отметить, что в действующем законодательстве есть исключения для государственных активов. Так, «внучки» оборонных концернов и государственных корпораций «Роскосмос» и «Ростех» уже сейчас могут на 100 % принадлежать корпоративным структурам, которые находятся в полной собственности Российской Федерации.

При этом нужно понимать, что в случае принятия поправок, предложенных Министерством юстиции, возврата к регулированию 30-и летней давности не будет. В проекте поправок указано, что хозяйственные общества, состоящие из одного лица, несут солидарно субсидиарную ответственность по обязательствам хозяйственных обществ, единственными участниками которых они являются или являлись на момент наступления срока исполнения обязательств (самая большая «матрешка» становится ответственной за все остальные). Также проект содержит запрет прямого либо косвенного контроля иностранных юридических лиц в рамках цепочки юридических лиц, состоящих из одного лица (создание структуры будет доступно исключительно российским компаниям). Дополнительно к этому предлагается установить запрет совмещения одним лицом функций единоличного исполнительного органа в нескольких хозяйственных обществах в рамках цепочки юридических лиц, состоящих из одного лица.

На мой взгляд, при совпадающем мнении представителей власти и бизнеса о необходимости отмены запрета на создание фирм-матрешек, а также при сложившейся экономической конъюнктуре данные поправки в случае отсутствия существенных замечаний к проекту со стороны государства и общественности будут оперативно приняты.

Вызовы, стоящие перед нашей страной, толкают нас к активным созидательным действиям. Я оцениваю данный проект поправок положительно. Считаю, что при изменении действующего законодательства государство и бизнес в непростое время сделают еще один шаг навстречу друг к другу, что позитивно скажется на силе нашей экономики.

Для того, чтобы Вы могли всегда быть в курсе последних изменений законодательства представляем Вашему вниманию подборку сайтов, на которых Вы сможете как увидеть уже принятые законы, так ознакомиться с их проектами и принять участие в законотворческом процессе:

  1. Государственная Дума Федерального Собрания РФ;
  2. Федеральный портал проектов нормативных правовых актов;
  3. Собрание законодательства Российской Федерации.

Желаем Вам всегда оставаться в курсе последних правовых новостей!

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

Профиль

Дата регистрации26.08.2015
Уставной капитал
Юридический адрес Г.Москва УЛ. НОВОЧЕРЁМУШКИНСКАЯ Д. 69
ОГРН 1157700013756
ИНН / КПП 7725286159 772701001

Контакты

Адрес 117418, Россия, г. Москва, ул. Новочеремушкинская, д. 69
Телефон +74994904742

Социальные сети