РБК Компании

Как гарантированно попасть в кассовый разрыв — кейс компании из сферы ИЖС

Рассказываем, как обнаружили в балансе клиента «дыру» на 56 млн ₽, а затем помогли собственникам выправить ситуацию и начать расти грамотно
Управленческий учет в ИЖС
Задача и причина

Задача:

Грамотно настроить финансы бизнеса, чтобы выйти из кризиса и начать управлять через цифры.

Причина:

Быстрый рост в выручке и количестве объектов строительства спровоцировал серьезный кассовый разрыв, что поставило компанию под угрозу банкротства.

Рост х2, х3 ежегодно — цель многих предпринимателей. Но рост выручки часто не говорит о росте эффективности. А наоборот, ведет к ухудшению процессов и финансового положения. Разбираем кейс компании из сферы ИЖС — как обнаружили в балансе «дыру» на 56 млн ₽, а затем помогли собственникам выправить ситуацию и начать расти грамотно.

Клиент

Строительная компания. На рынке с 2001 года. Строит малоэтажные дома — коттеджи, таунхаусы, беседки, бани, а также возводит коммерческие объекты.

Проблема

С 2017 года собственники компании занимались отладкой производственных бизнес-процессов и активно наращивали объемы строительства — х2 год к году.

А уже в 2019 году начали замечать ухудшающееся финансовое положение:

  • строят все больше и больше, а прибыль не увеличивается;
  • денег на операционную деятельность все чаще не хватает;
  • приходится постоянно искать кредитные средства, чтобы «закрыть дыры».

Рост в выручке и количестве объектов спровоцировал в 2021 году серьезный кассовый разрыв, что поставило компанию под угрозу банкротства.

Задача

В 2022 году после нерезультативных попыток вести финансовый управленческий учет в Google-таблицах совладелец компании обратился к нам с задачей грамотно настроить финансы бизнеса, чтобы выйти из кризиса и начать управлять через цифры.

Решение

Мы начали работу с проведения аудита отчетности и системы управления финансами.

По результатам аудита:

  • Обнаружили разрыв в балансе на 56 млн ₽ или отрицательный собственный капитал. Это значит, что у компании взятых обязательств больше, чем активов. То есть в моменте компания считается техническим банкротом, потому что если кредиторы предъявят требования, то погасить их будет нечем.
  • Кредиты привлекаются не на инвестиции и развитие, а на покрытие кассовых разрывов — «тушение пожаров» и «латание дыр».
  • Дивиденды выплачиваются как процент от величины прибыли, посчитанной 4 года назад. Конечно, эта цифра за годы стала не актуальной. В итоге из бизнеса забирали больше денег, чем было можно, в том числе поэтому на операционную деятельность денег постоянно не хватало.
  • Выяснили, что финансы отслеживаются, а решения принимаются на базе только одного отчета — Отчета о движении денежных средств (ОДДС / Cashflow). Такой подход нельзя назвать полноценным управленческим учетом, потому что грамотная система финучета подразумевает обязательное ведение трех ключевых форм — ОДДС, Отчета о доходах и расходах (P&L) и Управленческого баланса.

Почему Отчет о движении денежных средств не может дать полной информации о финансовом состоянии компании?

  • ОДДС показывает только денежный поток — сколько пришло на счет, сколько ушло.
  • ОДДС не отвечает на вопрос «С каким финансовым результатом работает бизнес?». Потому что деньги на счете ≠ прибыль. Маржу, расходы, рентабельность и прибыль вы увидите только в Отчете о доходах и расходах.
  • ОДДС не показывает размер дебиторской задолженности, склада, незавершенного производства, а также кредитов и других обязательств. Все это и величину собственного капитала вы увидите только в Балансе.

Строительные компании часто используют в качестве оценки объектов денежный поток. Но так делать нельзя. Чтобы правильно оценить прибыльность объекта, нужно верно сформировать доходы и расходы разных периодов (в ОДР). И прибыль рассчитывать тогда, когда заплатили зарплату, а заказчик подписал этап работ.

Иначе вы рискуете:

  • неверно оценить финансовый результат по объекту и эффективность бизнеса в целом;
  • потратить деньги, которых у вас на самом деле нет (т .е. авансы покупателей по еще не готовым объектам).

«Я сфокусировался на движении денег вместо финансовых показателей. Для меня «финансы» и «деньги» были синонимами. Не совершайте мою ошибку!», — говорит совладелец компании.

Дальнейшие шаги в ходе проекта настройки управленческого учета:

  • Провели вместе с клиентом инвентаризацию объектов строительства — так мы получили данные, сколько строительных материалов израсходовано на те или иные объекты.
  • Наладили пообъектный учет.
  • Составили реестр всех договоров с указанием суммы договора, оплаченной и неоплаченной частей, предъявленными работами и незакрытыми авансами, объемом незавершенного строительства, прибылью и рентабельностью. Этот отчет мы автоматизировали в Power BI, выгрузка и обновление данных происходят ежедневно.
  • Внедрили все три ключевых формы финансовой отчетности — ОДР, ОДДС, Баланс.
  • Настроили систему сбора отчетности к 5 числу месяца.

Результат

  • Руководители в реальном времени могут отслеживать статусы по объектам, контролировать размер НЗС и своевременность подписания актов по этапам работ.
  • Понятна стоимость строительства каждого объекта. Можно оценивать итоговую эффективность сделки и отдельных этапов в ходе строительства. Т. е. понимать прибыль по объектам. И соотносить ее с плановыми величинами.
  • Теперь собственники управляют финансовым результатом и рисками и не попадают в кассовые разрывы.
  • Дивиденды выплачиваются грамотно: сначала подсчет актуального финансового результата за период (размера прибыли) ➝ затем обязательные выплаты из прибыли (премии, инвестиции в развитие) ➝ и только потом выплаты собственникам.
Результат

Собственники компании контролируют финансы бизнеса на основе достоверной управленческой отчетности.

Интересное:

«Angel Relations Group» Тренды digital-репутации 2025

Новости отрасли:

Все новости:

Достижения

ТОП-20 аудиторских групп Россиив рейтинге RAEX
20+ лет на рынкекомпания создана в 2002 году
100 млн ₽ — сумма страхованияпрофессиональной ответственности

Профиль

Дата регистрации
30 мая 2002
Уставной капитал
Юридический адрес
обл. Свердловская, г. Екатеринбург, тракт Сибирский, д. 12, стр. 1, офис 504
ОГРН
1026602337068
ИНН
6658149843
КПП
668501001
Среднесписочная численность
51 сотрудник

Социальные сети

ГлавноеЭкспертыДобавить
новость
КейсыМероприятия